Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2015 N Ф07-6097/2015 ПО ДЕЛУ N А66-9952/2013

Требование: Об оспаривании действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе принять решение об образовании земельных участков и о предоставлении их в собственность и в аренду.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу отказано в разделе участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и занятого принадлежащим ему недвижимым имуществом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. по делу N А66-9952/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Панаховой Е.А. (доверенность от 20.03.2015 N 18-04), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.01.2015 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-9952/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт", место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 6, ОГРН 1026900510647, ИНН 6905041501 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), выразившихся в отказе принять решение об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120 и о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 - в собственность, земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 - в аренду; обязании Министерства в месячный срок подготовить и направить заявителю решение об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200069:119, 69:40:0200069:120, проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 и проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент управления имуществом).
Решением от 12.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на незаконность названных судебных актов, просит их отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, раздел исходного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3 не является незаконным, поскольку до государственной регистрации прав на вновь образованные участки содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о них имеют временный характер; площадь испрашиваемых земельных участков соответствует площади находящегося на данных участках нефтепричала с учетом территории, необходимой для обеспечения функционирования комплекса объектов недвижимого имущества с соблюдением требований пожарной и санитарной безопасности; документально не обоснован отказ в удовлетворении требований Общества по мотиву того, что истребуемый участок относится к землям общего пользования, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие планирование строительства на спорных земельных участках каких-либо улиц и дорог местного значения, предусмотренных Генеральным планом города Твери.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что в нарушение пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) Общество самостоятельно произвело раздел земельного участка, минуя процедуру выдачи и утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; границы вновь образованных участков не согласовывались ни с Министерством, ни с администрацией города Твери; верхняя граница земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 фактически пересекает объект недвижимости; площадь испрашиваемых участков существенно превышает площадь расположенного на них имущества; раздел земельного участка может быть произведен только с согласия собственника; материалами дела подтверждается отнесение испрашиваемой территории к землям общего пользования, которые не могут быть предоставлены в собственность; в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация города Твери, а не Министерство.
Департамент управления имуществом в отзыве на жалобу также возражает против ее удовлетворения, указывая на запрет предоставления в собственность земельных участков, отнесенных к землям общего пользования.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Твери от 17.11.92 N 667-6 правопредшественнику Общества предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 0,74 га, предназначенный для эксплуатации нефтепричала и противопожарных сооружений, что подтверждается свидетельством от 18.11.92 N 147.
13.07.2003 сведения о земельном участке площадью 7446 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200069:3 внесены в государственный кадастр недвижимости.
На указанном земельном участке расположен принадлежащий Обществу на праве собственности имущественный комплекс нефтепричала, состоящий из нескольких объектов, в том числе здания операторской, пирса, трех емкостей и забора.
Поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3 находится в пределах береговой полосы реки Волга, в связи с чем участок не может быть приватизирован, Общество произвело раздел данного земельного участка, в результате которого сформировано два земельных участка площадью 1751 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200069:119 и площадью 5695 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200069:120; сведения о вновь образованных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 13.07.2012.
13.08.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых принадлежащим ему на праве собственности нефтепричалом земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 - в собственность, а земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:120 - в аренду.
Письмом от 01.11.2012 N 16344-09 Министерство сообщило Обществу о невозможности рассмотрения заявления по существу, поскольку от заявителя не поступало обращение об образовании земельных участков путем раздела исходного участка.
15.11.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлением о принятии решения об образовании указанных земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3, принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 09.04.2013 N 5499-09 Министерство со ссылкой на решение Совета по вопросам эффективного распоряжения земельными участками, созданного при Министерстве, сообщило о нецелесообразности раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:3; об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность и в аренду в связи с непредставлением документов, обосновывающих площадь испрашиваемых земельных участков, которая значительно превышает площадь расположенных на них объектов недвижимости.
Общество, считая данный отказ Министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. К заявлению прилагаются необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 той же статьи установлено, какие действия должен произвести уполномоченный орган после получения заявления.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений уполномоченных органов.
В данном случае действия по разделу земельного участка, принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятого принадлежащим ему недвижимым имуществом, были совершены Обществом в связи с тем, что часть данного участка находится в пределах береговой полосы реки Волга, а это в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует его приватизации.
Между тем, как установлено судами, после раздела исходного земельного участка оказалось, что верхняя граница вновь образованного участка с кадастровым номером 69:40:0200069:119 пересекает объект недвижимости (нефтепричал с пирсом). Таким образом, единый объект недвижимости оказался расположенным на двух участках, которые заявитель просит предоставить ему на различном праве, что противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей предоставление земельного участка под частью объекта.
Кроме того, во исполнение предусмотренной пунктом 2 статьи 3 Вводного закона обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком субъект данного права имеет только возможность выбрать, на каком праве приобрести находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок - в собственность или в аренду. При наличии законодательно установленных препятствий к приватизации земельного участка у землепользователя сохраняется возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования данным участком на право аренды. В таком случае отсутствие согласия собственника земли на раздел земельного участка не влечет нарушения права лица на переоформление оснований владения земельным участком, находящимся у него в постоянном (бессрочном) пользовании.
Кроме того, суды, установив, что в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), испрашиваемая территория отнесена к зоне "улицы и дороги местного значения" с образованием земель общего пользования, правомерно сослались на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Возражения подателя жалобы в части недоказанности названного обстоятельства подлежат отклонению, поскольку в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ссылка на недоказанность обстоятельств спора, которые суд посчитал установленными, не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта при проверке его в кассационном порядке.
При таком положении, поскольку имеются обстоятельства, исключающие передачу Обществу в собственность земельного участка, находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не установлена безусловная обязанность Министерства согласовать раздел исходного земельного участка, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества ввиду недоказанности нарушения оспариваемыми действиями Министерства прав заявителя.
Что касается площади испрашиваемых земельных участков, то при приобретении земельных участков в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования данный вопрос не имеет решающего значения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление по существу спора правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 03.07.2015 N 4838.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу N А66-9952/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт", место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 6, ОГРН 1026900510647, ИНН 6905041501, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)