Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 25.07.2013 N 33-1772/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N 33-1772/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Редько Е.П., Вениченко О.В.,
при секретаре Шелковниковой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черногорска о признании в части недействующими подпункта 5 пункта 2.1 и подпункта 5 пункта 3.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан", утвержденного постановлением администрации города Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Черногорска Немцовой Ю.М. на решение Черногорского городского суда от 29 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя администрации г. Черногорска Немцовой Ю.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:

Прокурор г. Черногорска обратился в суд с заявлением о признании в части недействующими подпункта 5 пункта 2.1 и подпункта 5 пункта 3.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан" (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п, мотивируя требования тем, что оспариваемые нормы Положения противоречат нормам Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Республики Хакасия "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", поскольку устанавливают дополнительное не предусмотренное законодательством условие получения инвалидами земельных участков - нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании участвующий прокурор Цицилина О.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации г. Черногорска Немцова Ю.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления в собственность бесплатно земельные участки. Кроме того, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков является дополнительной гарантией их права на жилое помещение, в связи с чем это право связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Решением Черногорского городского суда от 29 апреля 2013 года заявление прокурора г. Черногорска удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Черногорска Немцова Ю.М., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Обращает внимание, что действующее законодательство, по ее мнению, в системном толковании (ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости данной категории лиц в улучшении жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Цицилина О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Черногорска - без удовлетворения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление N 48) разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ).
Из анализа указанных норм следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему федеральному и региональному законодательству.
Постановлением администрации г. Черногорска от 19.12.2011 N 3492-п утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан" (далее - Положение).
В пункте 9 Постановления N 48 указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанное выше Положение, имеет все существенные признаки, характеризующие его как муниципальный правовой акт.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Данная норма не содержит никаких дополнительных условий по предоставлению права на первоочередное получение земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов. Более того, данное законоположение приравнивает предоставления земельных участков разных категорий: и для индивидуального жилищного строительства, и для ведения подсобного и дачного хозяйства, и садоводства, что не может само по себе означать улучшение жилищных условий.
Указанная законодательная норма конкретизирована в подзаконном акте - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". Так, в п. 17 закреплено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В подпункте 5 п. 2.1 Положения закреплено, что право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно имеют постоянно проживающие на территории муниципального образования город Черногорск и отнесенные к категориям, установленным ст. 2(1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", в том числе, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).
В подпункте 5 пункта 3.3 Положения указано, что для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно граждане, указанные в подпункте 5 пункта 2.1 настоящего Положения, подают в орган учета заявление и необходимые документы, в том числе, выписку из решения органа местного самоуправления города Черногорска о принятии заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; справку органа местного самоуправления города Черногорска о том, что заявитель состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не позднее чем за тридцать дней до дня обращения в орган учета с заявлением.
Таким образом, оспариваемые положения муниципального акта устанавливают условие реализации права на первоочередное получение земельных участков - нуждаемость инвалида или семьи, имеющей в своем составе инвалида, в улучшении жилищных условий.
В свою очередь, как указывалось выше, федеральное законодательство не закрепляет данное условие и не ставит в зависимость реализацию права на первоочередное получение земельных участков от нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Следовательно, оспариваемые прокурором г. Черногорска положения муниципального акта в системе действующего законодательного регулирования, будучи направленными на создание дополнительного условия реализации права на получения земельного участка инвалидами и семьями, имеющими в своем составе инвалидов, противоречит федеральному закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 Постановления N 48 разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, правильно исходил из того, что действующее федеральное законодательство прямо не предусматривает, что реализация права инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельного участка возможна только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, и обоснованно, удовлетворив заявление прокурора, признал оспариваемые положения муниципального акта недействующими. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он основан на ошибочном толковании норм права по изложенным выше мотивам.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы возражений на заявление прокурора, были исследованы судом первой инстанции, получили соответствующую оценку в решении. Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в судебном постановлении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Черногорского городского суда от 29 апреля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Черногорска Немцовой Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА

Судьи
Е.П.РЕДЬКО
О.В.ВЕНИЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)