Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Администрации г. Серпухов МО - извещена, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ТУ Росимущество - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управление Росреестра МО - извещено, представитель не явился,
КУИ г. Серпухов - извещено, представитель не явился,
Кузин Е.И. - извещен, представитель не явился,
рассмотрев 12 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества по МО
на решение Арбитражного суда Московской области
от 11 апреля 2014 года,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 17 июля 2014 года,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по заявлению Администрации г. Серпухов МО
о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок,
к ТУ Росимущества по МО
третьи лица: Управление Росреестра по МО; Комитет по управлению имуществом г. Серпухова; Кузин Е.И.
установил:
Администрация города Серпухов Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 50:58:030101:0058 площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Новая.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества по МО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Администрация г. Серпухов, ТУ Росимущество по МО, Управление Росреестра МО, КУИ г. Серпухов, Кузин Е.И., извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, КУИ г. Серпухов на основании заключенного договора аренды от 14 февраля 2008 года передал Кузину Е.Н. земельный участок площадью 600 кв. м с кадастровым номером N 50:58:030101:0058, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Новая, для строительства детского кафе и проведения комплексного благоустройства территории с организацией детской игровой площадки. С учетом дополнительных соглашений срок договора аренды определен до 30 июня 2014 года. Договор аренды земельного участка N 5309-II-3-2009 от 14 февраля 2008 года зарегистрирован Управлением Росреестра по Московской области 30 октября 2008 года за номером N 5058/029/2008-160.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 ноября 2013 года N 01/011/2013-42326 следует, что правообладателем спорного земельного участка площадью 600 кв. м, кадастровый номер N 50:58:0030101:58 является Российская Федерация.
В кадастровой выписке о данном земельном участке от 12 ноября 2013 года правообладателем спорного земельного участка также указана Российская Федерация.
В то же время в кадастровых планах земельного участка от 22 сентября 2004 года, от 06 февраля 2008 года сведения о правах отсутствуют.
Администрация, полагая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратилась с заявленными требования в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности на спорный земельный участок, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований, позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (с последующими изменениями), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 данного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Как установлено судами, согласно актам обследования земельного участка от 29 ноября 2013 года, от 06 марта 2014 года на указанном земельном участке расположено не завершенное строительством двухэтажное нежилое здание, принадлежащее на праве собственности Кузину Е.И. (свидетельство о государственной регистрации права от 19 ноября 2007 года), иные объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, также наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года по делу N А41-3687/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества по МО - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 N Ф05-12102/2014 ПО ДЕЛУ N А41-3687/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А41-3687/14
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Администрации г. Серпухов МО - извещена, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ТУ Росимущество - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управление Росреестра МО - извещено, представитель не явился,
КУИ г. Серпухов - извещено, представитель не явился,
Кузин Е.И. - извещен, представитель не явился,
рассмотрев 12 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества по МО
на решение Арбитражного суда Московской области
от 11 апреля 2014 года,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 17 июля 2014 года,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по заявлению Администрации г. Серпухов МО
о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок,
к ТУ Росимущества по МО
третьи лица: Управление Росреестра по МО; Комитет по управлению имуществом г. Серпухова; Кузин Е.И.
установил:
Администрация города Серпухов Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 50:58:030101:0058 площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Новая.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества по МО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Администрация г. Серпухов, ТУ Росимущество по МО, Управление Росреестра МО, КУИ г. Серпухов, Кузин Е.И., извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, КУИ г. Серпухов на основании заключенного договора аренды от 14 февраля 2008 года передал Кузину Е.Н. земельный участок площадью 600 кв. м с кадастровым номером N 50:58:030101:0058, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Новая, для строительства детского кафе и проведения комплексного благоустройства территории с организацией детской игровой площадки. С учетом дополнительных соглашений срок договора аренды определен до 30 июня 2014 года. Договор аренды земельного участка N 5309-II-3-2009 от 14 февраля 2008 года зарегистрирован Управлением Росреестра по Московской области 30 октября 2008 года за номером N 5058/029/2008-160.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 ноября 2013 года N 01/011/2013-42326 следует, что правообладателем спорного земельного участка площадью 600 кв. м, кадастровый номер N 50:58:0030101:58 является Российская Федерация.
В кадастровой выписке о данном земельном участке от 12 ноября 2013 года правообладателем спорного земельного участка также указана Российская Федерация.
В то же время в кадастровых планах земельного участка от 22 сентября 2004 года, от 06 февраля 2008 года сведения о правах отсутствуют.
Администрация, полагая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратилась с заявленными требования в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности на спорный земельный участок, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований, позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (с последующими изменениями), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 данного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Как установлено судами, согласно актам обследования земельного участка от 29 ноября 2013 года, от 06 марта 2014 года на указанном земельном участке расположено не завершенное строительством двухэтажное нежилое здание, принадлежащее на праве собственности Кузину Е.И. (свидетельство о государственной регистрации права от 19 ноября 2007 года), иные объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, также наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года по делу N А41-3687/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества по МО - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)