Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-28090/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А41-28090/13


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Морозова О.И., протокол от 23.12.2011 N 2,
от заинтересованного лица - Рощупкина Т.Я., по доверенности от 18.12.2013 N 32/18-4,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Химик-5" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2013 года по делу N А41-28090/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению СНТ "Химик-5" (ИНН: 5048069257, ОГРН: 1045009952020) к администрации Чеховского муниципального района Московской области, третье лицо: ООО "Фризон", о признании незаконными действий, бездействия,

установил:

СНТ "Химик-5" обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
1) признать незаконными действия (бездействие) администрации Чеховского муниципального района Московской области, выразившиеся в письме N 193-13/ЮЛ от 18.03.2013 и в письме N 46-13/ЛП от 20.05.2013 в форме уклонения от исполнения обязанности по утверждению и выдаче в месячный срок со дня поступления заявления СНТ "Химик-5" схемы расположения земельного участка площадью около 177 759 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Любучанское, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подлежащего предоставлению заявителю - СНТ "Химик-5";
2) обязать Администрацию Чеховского муниципального района Московской области в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по данному делу утвердить и выдать СНТ "Химик-5" схему расположения земельного участка площадью около 177 759 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Любучанское, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подлежащего предоставлению заявителю - СНТ "Химик-5";
3) взыскать с Администрации Чеховского муниципального района Московской области денежную сумму в размере 2 000 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО "Фризон".
Решением от 07 октября 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований товарищества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, СНТ "Химик-5" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель товарищества указал, что часть земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1995 году Любучанскому заводу пластмасс под коллективное садоводство из земель фонда перераспределения, находится в аренде у ООО "Фризон". В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 ФЗ от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно схеме расположения испрашиваемого СНТ "Химик-5" земельного участка площадь земельного участка составляет 177 759 кв. м.
Представитель Администрации возражал против доводов жалобы. Указал, что постановление о предоставлении земельного участка на праве бессрочного пользования в 2004 году было отменено после утверждения проекта планировки и застройки территории СНТ "Химик-5". Также на территории земельного участка, на котором было образовано товарищество, гражданам - членам товарищества в собственность предоставлены земельные участки для ведения садоводства, о чем выданы соответствующие свидетельства. В настоящее время многими гражданами - собственниками земельных участков, сформированы земельные участки, поставлены на кадастровый учет, некоторыми из них право собственности переоформлено и зарегистрировано в ЕГРП. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Считает, что товарищество от своего имени вправе требовать лишь оформления схемы для земель общего пользования СНТ в целях приобретения на него прав.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей ООО "Фризон", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 31.07.1995 N 1143 Главы администрации Чеховского района Московской области был предоставлен Любучанскому заводу пластмасс земельный участок общей площадью 23,3 га в районе деревень Дмитровка - Шарапово под коллективное садоводство из земель фонда перераспределения в бессрочное пользование.
Постановлением от 07.02.1996 N 110 Главы администрации Чеховского района Московской области были утверждены границы отвода земельного участка садоводческого товарищества Любучанского завода пластмасс общей площадью 20,6 га в д. Шарапово. Пункт 2 указанного постановления от 07.02.1996 предусматривает, что Комитет по земельным ресурсам должен выдать садоводческому товариществу Любучанского завода пластмасс документы, удостоверяющие право бессрочного пользования земельным участком.
Постановлением от 19.01.1998 N 47 Главы администрации Чеховского района Московской области был утвержден проект планировки и застройки территории садоводческого товарищества "Химик-5" в районе д. Дмитровка-Шарапово. Проект согласован с органами архитектурно-строительного, санитарного и пожарного надзора.
Постановлением от 23.07.2004 N 951/21-1 Главы Чеховского района Московской области отменено постановление Главы администрации Чеховского района N 1143 от 31.07.1995 "О предоставлении земельного участка Любучанскому заводу пластмасс под коллективное садоводство из земель фонда перераспределения".
В июне 2012 года СНТ "Химик-5" обращалось к Главе Чеховского муниципального района Московской области с заявлением от 14.06.2012, в котором просило закрепить за СНТ "Химик-5" земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский р-н, СП Любучанское, и сообщило о том, что общая площадь указанного выше земельного участка согласно схемы расположения составляет 177759 кв. м. СНТ "Химик-5" просило в установленный законом месячный срок утвердить и выдать СНТ "Химик-5" схему расположения земельного участка площадью 177759 кв. м в СП Любучанское Чеховского района Московской области на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Оплату кадастровых работ в отношении этого земельного участка СНТ "Химик-5" гарантировало своевременно произвести за свой счет.
Администрация Чеховского муниципального района отказала СНТ "Химик-5" в выдаче испрашиваемой схемы.
Сторонами разбирательства не оспаривается, что часть земельного участка, предоставленного в 1995 году под коллективное садоводство из земель фонда перераспределения в бессрочное пользование, передано на праве долгосрочной аренды ООО "Фризон".
В связи с этим заявитель неоднократно обращался к заинтересованному лицу с просьбой закрепить за СНТ "Химик-5" земельный участок, общей площадью 177759 кв. м, находящийся в настоящее время в фактическом пользовании СНТ "Химик-5" по адресу: Московская область, Чеховский р-н, СП Любучанское.
Ответа Администрации на обращения товарищества не последовало.
В период с 13.02.2013 по 18.06.2013 СНТ "Химик-5" обращалось в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с просьбой о подготовке и выдаче документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 36, пунктом 3 статьи 33, пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ, а именно - утвержденной схемы расположения испрашиваемого СНТ "Химик-5" земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В письме от 18 марта 2013 года N 193-13/ЮЛ Администрация Чеховского муниципального района Московской области на обращение СНТ "Химик-5" сообщила об отказе в удовлетворении заявления. Администрация Чеховского муниципального района указала, что в бюджете администрации Чеховского муниципального района на 2013 год не предусмотрены денежные средства на выполнение работ по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Председатель СНТ "Химик-5" записалось на личный прием к Главе Чеховского муниципального района Московской области Слободину А.А. на 16.04.2013 и одновременно направила от СНТ "Химик-5" очередное заявление с просьбой о подготовке и выдаче документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 36, пунктом 3 статьи 33, пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ, а именно - утвержденной схемы расположения истребуемого СНТ "Химик-5" земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На обращение СНТ "Химик-5" по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 177 759 кв. м, расположенного в СП Любучанское, Администрация Чеховского муниципального района Московской области в письме от 20 мая 2013 года N 46-13/ЛП сообщила, что в настоящее время утверждение схемы расположения земельного участка нецелесообразно в связи с тем, что по части земельных участков членов СНТ внесены сведения в государственный кадастр недвижимости с определением границ на местности. В связи с этим утверждение схемы земель общего пользования повлечет собой отказ в постановке на кадастровый учет, из-за пересечения границ вышеуказанного земельного участка на существующие земельные участки членов СНТ. В утвержденном проекте планировки и застройки территории СНТ "Химик-5" на основании постановления Главы администрации Чеховского района Московской области N 47 от 19.01.1998 площадь, отведенная под дороги и проезды составляет 3,294 га. Необходимо предоставить результаты кадастровых работ на площадь 3,294 га, относящегося к имуществу общего пользования СНТ "Химик-5", для формирования земельного участка и дальнейшего предоставления в аренду СНТ "Химик-5". В случае, если фактическая площадь земель, относящихся к имуществу общего пользования и количество участков, принадлежащих членам СНТ не соответствует утвержденному проекту планировки и застройки территории, необходимо внести изменения в проект планировки и застройки территории.
СНТ "Химик-5", считая незаконными действия Администрации Чеховского муниципального района Московской области, выразившиеся в письмах от 18.03.2013 N 193-13/ЮЛ, от 20.05.2013 N 46-13/ЛП, нарушающими права и законные интересы товарищества, поскольку отказ в предоставлении испрашиваемых им документов препятствует выполнению кадастровых работ, осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка и реализации исключительного права на его приватизацию, обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований СНТ "Химик-5" в силу следующего.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- - описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- - выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- - учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст. 14).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Вместе с тем, как установлено судом СНТ "Химик-5" уже создано, проект планировки и застройки его территории утвержден постановлением Главы администрации, которое не отменено и не оспорено.
Суду апелляционной инстанции товариществом представлены копии свидетельств о регистрации права собственности граждан - членов товарищества на земельные участки, площадью 500 кв. м каждый, категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес: МО, Чеховский район, сельское поселение Любучанское, СНТ "Химик-5", а также Свидетельств на право собственности на землю, выданных гражданам на основании постановления от 19.01.1998 N 47 об утверждении проекта планировки товарищества (всего 107 шт.).
Таким образом, в настоящее время граждане являются собственниками земельных участков площадью 500 кв. м каждый, расположенных на земельном участке, в отношении которого товариществом вновь испрашивается схема расположения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность (п. 4 ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
СНТ "Химик-5" в обоснование заявленных требований ссылается на пункт 7 статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (п. 3 ст. 12).
Таким образом, статья 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", определяет порядок зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и предусматривает составление схемы зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в которой должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы СНТ "Химик-5" со ссылкой на пункт 7 статьи 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения".
Апелляционным судом в ходе разбирательства установлено, что требование товарищества к администрации по существу направлено на закрепление за ним права относительно земельного участка площадью 177759 кв. м для организации СНТ.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что после возникновения правовых последствий утверждения проекта планировки товарищества, выразившихся в наделении правом собственности граждан - членов СНТ "Химик-5" на земельные участки пл. 500 кв. м согласно данному проекту планировки, вопрос о предоставлении схемы земельного участка площадью 177759 кв. м для организации СНТ по требованию товарищества не может быть разрешен в силу вышеуказанных норм ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
СНТ "Химик-5" согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае принятия такого решения общим собранием его членов (уполномоченных) может просить о приобретении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, соответственно испрашивать соответствующую схему расположения для последующего кадастрового учета.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований товарищества.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2013 по делу N А41-28090/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)