Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2015 N 07АП-5734/2015 ПО ДЕЛУ N А45-1204/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N А45-1204/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Бортникова В.С. по доверенности от 01.04.2015 г. (по 31.12.2015 г.); Лигуз В.М. по доверенности от 24.02.2015 г. (по 31.12.2015 г.)
от заинтересованного лица: Савоськин А.А. по доверенности от 25.12.2014 г. (до 31.12.2015 г.)
от третьих лиц: ООО "Новосибирскстройинвестпроект": Карпенко П.А. по доверенности от 24.09.2015 г. (на один год); Петров Е.А. по доверенности от 24.09.2015 г. (на один год)
от ООО "СКЛ-ЮЖНЫЙ": без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибснаб"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14 июля 2015 года по делу N А45-1204/2015 (судья Хорошилов А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибснаб", г. Новосибирск (ОГРН 1115476084756, ИНН 5401348838)
к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск,
- третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "СКЛ-ЮЖНЫЙ", г. Новосибирск, (ОГРН 1115476122354, ИНН 5410044089);
2) общество с ограниченной ответственностью "Новосибирскстройинвестпроект", г. Новосибирск, (ОГРН 1145476017785, ИНН 5405490828)
- о признании недействительным решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (подпункты 9 и 10 пункта 1 протокола N 396 от 15.01.2015 и выписка из протокола N 396 от 15.01.2015 с приложением N N 9,10)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сибснаб" (далее - ООО "Сибснаб", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным (увеличение, изменение исковых требований) в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании:
- - незаконными действий по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКЛ-ЮЖНЫЙ" от 09.12.2014 N 45 и заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскстройинвестпроект" от 04.12.2014, выразившихся в нарушении действующего законодательства и административных процедур, предусмотренных разделом 3.1. "Выбор земельного участка для строительства" Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 25.12.2013 N 12281 (далее - оспариваемые действия);
- - недействительным решения Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в части, оформленной в подпунктах 9 и 10 пункта 1 протокола N 396 от 15.01.2015 и выпиской из протокола N 396 от 15.01.2015 с приложением N 9 и N 10 (далее - оспариваемое решение);
- - недействительным постановления мэрии от 25.02.2015 N 1455 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирскстройинвестпроект" места размещения торгово-развлекательного комплекса по Бердскому шоссе в Первомайском районе" (далее - оспариваемое постановление N 1455);
- - постановления мэрии от 27.02.2015 N 1823 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "СКЛ-ЮЖНЫЙ" места размещения торгово-выставочного центра по Бердскому шоссе в Первомайском районе" (далее - оспариваемое постановление N 1823).
Определением суда от 17.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СКЛ-ЮЖНЫЙ" (далее - ООО "СКЛ-ЮЖНЫЙ") и общество с ограниченной ответственностью "Новосибирскстройинвестпроект" (далее - ООО "НСИП").
В ходе судебного разбирательства заявитель и общество с ограниченной ответственностью "Лайтек" (далее - ООО "Лайтек") обращались с ходатайствами о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица (о вступлении в дело в качестве третьего лица), не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Лайтек" в удовлетворении ходатайств было отказано (определение от 10.06.2015).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибснаб" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, несоответствие выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Мэрия города Новосибирска отзыв на апелляционную жалобу не представила, ее представитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал позицию, приводимую в суде первой инстанции в обоснование возражения по заявленным требования.
Третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители ООО "НСИП" в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признали, считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статье 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "СКЛ-ЮЖНЫЙ" при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, по договору аренды земельного участка от 20.09.2013 N 116692р, заключенного между ООО "Сибснаб" и Мэрией, Обществу был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:081295:184, расположенный в пределах Первомайского района города Новосибирска, площадью 42433 кв. м, для строительства здания торгового назначения по Бердскому шоссе (далее - земельный участок).
04.07.2014 Арбитражным судом Новосибирской области вынесено решение по делу N А45-5974/2014, в соответствии с которым договор аренды земельного участка от 20.09.2013 N 116692р был расторгнут, суд обязал Общество своими силами и за свой счет освободить земельный участок.
09.12.2014 ООО "СКЛ-ЮЖНЫЙ" и 04.12.2014 ООО "НСИП" обратились в Мэрию с заявлениями о предоставлении земельных участков для строительства в пределах территории кадастрового квартала 54:35:081295, площадью 5412 кв. м и 37016 кв. м, по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, Бердское шоссе в Первомайском районе, местоположение указанных земельных участков ориентировочно совпадает с земельным участком который был предоставлен обществу в аренду.
17.12.2014 заявитель и заинтересованное лицо на стадии исполнения судебного акта подписали мировое соглашение, по условиям которого заинтересованное лицо отказывается от требования о расторжении договора аренды земельного участка, однако указанное соглашение не было утверждено арбитражным судом.
15.01.2015 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска принято оспариваемое решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта третьим лицам для строительства объектов: торгово-выставочный центр, торгово-развлекательный центр.
25.02.2015 Мэрией издано оспариваемое постановление N 1455 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и ООО "НСИП" предварительно согласовано место размещения торгово-развлекательного комплекса по Бердскому шоссе в Первомайском районе.
27.02.2015 Мэрией принято постановление N 1823 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и ООО "СКЛ-ЮЖНЫЙ" предварительно согласовано место размещения торгово-выставочного центра по Бердскому шоссе в Первомайском районе.
Полагая, что при совершении заинтересованным лицом оспариваемых действия и принятия оспариваемых постановлений, допущены нарушения требований порядка предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, с нарушением порядка предоставления земельных участков предусмотренного нормами Земельного кодекса Российской Федерации: заявления третьих лиц не соответствуют требованиям Административного регламента, не были учтены данные государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не было учтено наличие ранее принятого решения о предоставлении земельного участка ООО "Сибснаб", не произведена проверка документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, нарушающие права и законные интересы Общества, поскольку Общество является лицом, заинтересованным в получении земельного участка, ООО "Сибснаб" обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Сибснаб" требований, суд первой инстанции, установив отсутствие у заявителя каких-либо прав на земельный участок, пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий и решений (постановлений) органа, осуществляющего публичными полномочия закону и не нарушающих прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица (пункт 4.8 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержден Постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.10.2010 г. N 3671).
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основания последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 4.18 Порядка N 3671, Постановление мэрии г. Новосибирска о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 25.12.2013 г. N 12281 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Административный регламент) установлено, что результатом выполнения административной процедуры по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства или решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства или подготовка уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги (пункт 3.2.2.5).
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ, пунктам 3.1.4, 3.1.5 Административного регламента, обязанность обеспечить выбор земельного участка и провести необходимые процедуры согласования возложена на орган местного самоуправления.
Следуя уточненному заявлению Общества (л.д. 89-94, т. 2), ООО "Сибснаб" не оспаривает соблюдение заинтересованным лицом выполнения по заявлениям третьих лиц Административной процедуры, предусмотренной разделом 3.1 Административного регламента.
По мнению заявителя, Комиссия по вопросам земельных отношений и застройки участков на территории г. Новосибирска не имела оснований для принятия решения (протокол N 396 подп. 9, 10 пункта 1 от 15.01.2015), поскольку ООО "Сибснаб" ранее был предоставлен земельный участок в аренду.
Между тем, решением арбитражного суда Новосибирской области от 04.07.2014 г. по делу N А45-5974/2013 договор аренды земельного участка расторгнут, на ООО "Сибснаб" возложена обязанность своими силами и за свой счет освободить земельный участок.
Ссылка заявителя на утверждение мирового соглашения несостоятельна, поскольку оно не утверждено, в связи с отказом Мэрии от его утверждения (определение суда от 16.02.2015 г. по делу N А45-5974/2014).
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии у Общества каких-либо прав на земельный участок и обязательств связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, и как следствие, нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями и постановлениями, а равно заинтересованность в получении земельного участка в соответствии с условиями ранее действовавшего договора аренды, в отсутствие преимущественного права в отношении иных лиц, в том числе третьих лиц, являются обоснованными.
Отклоняя доводы Общества о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми решениями (постановлениями, действиями) в связи с тем, что на момент их совершения в ЕГРП не были внесены данные о расторжении договора аренды, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отсутствие указанных данных в ЕГРП не восстанавливает и не сохраняет каких-либо прав Общества на земельный участок, с учетом вступившего в законную силу судебного акта о расторжении договора аренды.
Ссылки Общества на нарушение требований Административного регламента (пункты 3.1.1., 3.1.2., 3.1.3., 3.1.4.), решение комиссии в части, оформленной в подпунктах 9 и 10 пункта 1 протокола N 396 от 15.01.2015 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов другим лицам на земельном участке, оспариваемые постановления вынесены без соблюдения требований пункта 3.1.4.2. о проверке документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и муниципальных правовых актов города Новосибирска, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на несуществующем праве аренды ранее предоставленного земельного участка, договор аренды расторгнут, наличие иного законного права на спорный земельный участок, заявителем не приводится и доказательств этому не представляется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб., подлежит взысканию с ООО "Сибснаб", в связи с неуплатой при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 июля 2015 года по делу N А45-1204/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибснаб", г. Новосибирск (ОГРН 1115476084756, ИНН 5401348838) в доход федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)