Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.05.2014 N 78-АПГ14-11

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N 78-АПГ14-11


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А. и Еременко Т.И.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2014 года, которым удовлетворено заявление Алексеевой В.Ю., Кехва К.Т., Климовой Н.В. и Гордеева О.В. о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 января 2011 г. N 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Правительства Санкт-Петербурга Водовозова С.В. и Щедровой Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя Гордеева О.В., представителей заявителей Алексеевой В.Ю., Кехва К.Т., Климовой Н.В., Гордеева О.В. - Чернышева В.А., Лаврентьева Н.В. и Малышевой Е.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

18 января 2011 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе" (далее - Постановление), опубликованное в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" 7 февраля 2011 г., N 4.
Пунктом 1 Постановления утвержден проект планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе в составе:
1.1. Чертежа планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (красные линии, линии связи) согласно приложению 1.
1.2. Чертежа планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению 2.
1.3. Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе согласно приложению 3.
Пунктом 2 утвержден проект межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе в составе:
2.1. Чертежа межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 4.
2.2. Чертежа межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению 5.
Алексеева В.Ю., Кехва К.Т., Климова Н.В. и Гордеев О.В. обратились в суд с заявлением о признании указанного Постановления недействующим, ссылаясь на его противоречие Градостроительному кодексу Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга". По мнению заявителей, утвержденная документация по планировке и межеванию территории нарушает их права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку земельный участок, на котором планируется строительство религиозного объекта, относится к рекреационной зоне, на которой возведение подобных объектов не предусмотрено. Кроме того, оспариваемый акт фактически ликвидирует зеленую зону бульвара, единственного места отдыха жителей микрорайона.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2014 года заявление Алексеевой В.Ю., Кехва К.Т., Климовой Н.В. и Гордеева О.В. удовлетворено, оспариваемое Постановление признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Санкт-Петербурга просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга установлены Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10, пунктами 7 и 8 статьи 49 главы 2 приложения N 3 которого предусмотрено, что земельные участки условно разрешенных видов использования могут быть сформированы на территории отдельно взятой части территориальной зоны ТР2 в замкнутых границах в пределах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона), если максимальная доля таких участков от площади этой территории не превысит: при площади территории от 1 до 5 га - 0,5%, при площади территории от 5 до 20 га - 1%; а площадь земельного участка, выделяемого для условно разрешенных видов использования на территории ТР2 в пределах элемента планировочной структуры, не должна превышать при площади этой территории до 20 га - 0,5%.
Согласно указанной выше норме Закона Санкт-Петербурга территориальная зона ТР2 является зоной рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов инженерной инфраструктуры, целью выделения которой является сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании (пункты 1, 2). При этом в данной территориальной зоне допускается такой условно разрешенный вид использования земельных участков, как размещение религиозных объектов (пункт 5).
Как следует из материалов дела, площадь земельного участка N 1, предоставленного впоследствии местной религиозной организации под строительство религиозного объекта, по оспариваемым проектам планировки и межевания составляет 12 989,0 кв. м. Указанный земельный участок расположен на территории зоны ТР2.
Установив в судебном заседании, что размеры земельного участка, сформированного в нарушение градостроительного регламента, значительно превышают допустимые пределы, установленные Законом Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", суд пришел к выводу о противоречии оспариваемого постановления акту, имеющему большую юридическую силу.
Данный вывод не основан на фактических обстоятельствах дела, что привело к неправильному применению судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При этом в соответствии с подпунктами в) и г) пункта 1 части 3 статьи 42 Кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
- границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
- границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В чертежах межевания территории проектов межевания территории в силу пунктов 3, 4 и 5 части 5 статьи 43 Кодекса отображаются:
- границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
- границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
- границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела видно, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга 16 октября 2007 года издано распоряжение N 3318 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе".
21 октября 2008 года распоряжением этого же Комитета N 3848 был утвержден временный регламент застройки территории (ВРЗ-07/1600) по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, квартал, ограниченный пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул. и проездом N 27.
Предельно допустимые значения формируемых на отдельно взятой части территориальной зоны ТР2 земельных участков условно разрешенных видов использования названным регламентом не устанавливались.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 34-рк от 14 января 2008 года утверждены границы земельного участка N 1 в указанном квартале с видом разрешенного использования - для размещения религиозных объектов, который 17 января того же года был учтен под кадастровым номером 78:34:4134Б:1.
13 ноября 2008 года Комитет по градостроительству и архитектуре направил в адрес заинтересованных лиц документацию по проектам планировки и межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе для проведения публичных слушаний, по результатам которых 31 декабря 2008 года было получено положительное заключение.
Таким образом, установлено, что все этапы формирования земельного участка, предоставленного местной религиозной организации под строительство религиозного объекта, до принятия в феврале 2009 года Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга были завершены.
В соответствии с приведенными выше правовыми положениями выбор земельного участка является одним из этапов порядка предоставления земельного участка для строительства, а не его формирования.
Поэтому связывать окончание формирования земельного участка с утверждением акта о выборе земельного участка у суда не было оснований.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что, несоблюдение в оспариваемых проектах планировки и межевания предусмотренных Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга предельно допустимых значений формируемых на территории зоны ТР2 земельных участков условно разрешенных видов использования является нарушением градостроительного законодательства, представляется неправильным.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Вместе с тем такие акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия.
В этих целях федеральный законодатель допускает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (части 8 и 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, несоответствие размера сформированного до введения в действие Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга земельного участка установленному ими градостроительному регламенту при отсутствии данных о том, что это создает угрозу жизни или здоровью заявителей, не могло служить поводом к признанию оспариваемого акта недействующим и не подлежащим применению.
Последующее изменение (уменьшение) размера вновь образованного земельного участка 78:34:4134Б:1 и присвоение ему последовательной нумерации вторичных объектов (Б:2, Б:3) произведено в соответствии со статьей 15 Положения о государственном учете объектов недвижимости в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 г. N 1329-р, и особенностями осуществления кадастрового учета земельных участков, установленными статьями 24 и 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно требованиям которых внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
В этой связи считать, что оспариваемые проект планировки и проект межевания не могли быть утверждены по результатам публичных слушаний, проведенных в декабре 2008 года, нет оснований.
Доводы суда о том, что при проведении этих слушаний были допущены явные нарушения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на их участие в решении затрагивающих их интересы вопросов, представляются неубедительными.
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации включает в себя наименование документации, подлежащей публичному обсуждению, информацию о времени, месте проведения экспозиции документации, проведения обсуждения документации.
На экспозиции документации должны быть представлены:
- документация;
- пояснительная записка к документации;
- копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- копия публикации информационного сообщения о проведении публичных слушаний по документации с указанием выходных данных средства массовой информации.
Как указывалось выше, 13 ноября 2008 года Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга направил в адрес заинтересованных лиц документацию по проектам планировки и межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе для проведения публичных слушаний.
17 ноября 2008 года администрация Приморского района Санкт-Петербурга информировала население о проведении публичных слушаний по документации: проект планировки и проект межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул.
Содержание указанного информационного сообщения полностью отвечает приведенным требованиям Закона Санкт-Петербурга.
Вывод суда о том, что такие документы, как пояснительная записка к документации; копии согласований документации вообще не были представлены на экспозиции, что согласования были получены лишь в 2010 году, является необоснованным, поскольку ни одним объективным доказательством не подтвержден. Данный вывод не мог быть сделан судом только на том основании, что протокол публичных слушаний и заключение о их результатах не содержат указаний на такие документы. К тому же копии согласований, например, с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству от 10 ноября 2008 года, Управлением МЧС по Санкт-Петербургу от 25 сентября 2008 года и другие имеются в материалах дела (л.д. 255, 256), а соответствующие разделы проектной документации содержат пояснительные записки (л.д. 246 - 249).
Отсутствие в нарушение статьи 4 указанного выше Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 сведений о публикации решения о подготовке документации определенным образом может рассматриваться как нарушение прав граждан на представление предложений о порядке и сроках подготовки документации и ее содержании. Однако это не свидетельствует о незаконности проведения публичных слушаний и (или) недействительности их результатов.
При таких обстоятельствах решение суда о признании недействующими оспариваемых заявителями проектов планировки и межевания территории ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе, одобренных гражданами, проживающими на данной территории, и не противоречащих закону, является неправильным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Алексеевой В.Ю., Кехва К.Т., Климовой Н.В. и Гордеева О.В. о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 января 2011 г. N 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе" отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)