Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Строй Маркет" - Полевая А.В. доверенность от 15 января 2014 года,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" извещено, представитель не явился,
Правительство Москвы Вейн К.В.- доверенность от 1 сентября 2014 года N 447-737/14,
ДГИгМ - Вейн К.В. доверенность от 27 декабря 2013 года N 33-Д-960/13,
рассмотрев 12 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Строй Маркет"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 мая 2014 года,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 августа 2014 года,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
по заявлению ООО "Строй Маркет" (ОГРН: 1037739940040)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822),
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительство Москвы, ДГИгМ,
установил:
ООО "Строй Маркет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) со следующими требованиями:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2412 кв. м с кадастровым номером 77:01:01022:061, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид фактического использования "эксплуатация здания под культурно-деловой центр", расположенного по адресу: Москва, Подкопаевский пер., вл. 4, в размере его рыночной стоимости, равной 150 137 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2013 года;
- - обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кадастровая палата, Правительство Москвы (далее - Правительство) и Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2014 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представители Правительства и департамента просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент земельных ресурсов города Москвы (правопредшественник Департамента; арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 29 июня 2007 года N М-01-033315 аренды земельного участка площадью 2412 кв. м с кадастровым номером 77:01:01022:061, расположенного по адресу: Москва, Подкопаевский пер., вл. 4, для эксплуатации здания под культурно-деловой центр, сроком до 12 апреля 2056 года.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Размер арендной платы по договору установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01 января 2013 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:01022:061 установлена в размере 271 963 588 руб. 68 коп.
В соответствии с отчетом от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Столичное агентство экспертизы собственности", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 150 137 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении требований Общества, посчитав, что отчет от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством по делу и что ответчиком в рамках настоящего спора должно выступать Правительство.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01 января 2013 года с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости, представив в обоснование своих требований отчет от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка. При этом ни Управление Росреестра, ни Департамент, ни Правительство не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной и определена в отчете оценщика по заказу истца с нарушением законодательства об оценочной деятельности. Ни ответчик, ни другие лица не заявляли ходатайства о проведении экспертизы отчета.
Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11.
При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность Постановления N 751-ПП предметом оспаривания в рамках настоящего дела не являются, в силу чего вывод суда о том, что надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора должно являться Правительство, является необоснованным и противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, согласно которой требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит предъявлению к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Следует отметить, что несмотря на то, что общество правомерно предъявило требование об обязании внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости к Кадастровой палате, суд первой инстанции привлек орган кадастрового учета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды пришли к выводу о том, что общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, решение от 14 мая 2014 года и постановление от 18 августа 2014 года подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть правовую позицию, приведенную в Постановлении ВАС РФ N 913/11.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2014 года по делу N А40-7644/14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
О.В.ДУДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 N Ф05-12135/2014 ПО ДЕЛУ N А40-7644/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А40-7644/14
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Строй Маркет" - Полевая А.В. доверенность от 15 января 2014 года,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" извещено, представитель не явился,
Правительство Москвы Вейн К.В.- доверенность от 1 сентября 2014 года N 447-737/14,
ДГИгМ - Вейн К.В. доверенность от 27 декабря 2013 года N 33-Д-960/13,
рассмотрев 12 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Строй Маркет"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 мая 2014 года,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 августа 2014 года,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
по заявлению ООО "Строй Маркет" (ОГРН: 1037739940040)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822),
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительство Москвы, ДГИгМ,
установил:
ООО "Строй Маркет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) со следующими требованиями:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2412 кв. м с кадастровым номером 77:01:01022:061, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид фактического использования "эксплуатация здания под культурно-деловой центр", расположенного по адресу: Москва, Подкопаевский пер., вл. 4, в размере его рыночной стоимости, равной 150 137 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2013 года;
- - обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кадастровая палата, Правительство Москвы (далее - Правительство) и Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2014 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представители Правительства и департамента просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент земельных ресурсов города Москвы (правопредшественник Департамента; арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 29 июня 2007 года N М-01-033315 аренды земельного участка площадью 2412 кв. м с кадастровым номером 77:01:01022:061, расположенного по адресу: Москва, Подкопаевский пер., вл. 4, для эксплуатации здания под культурно-деловой центр, сроком до 12 апреля 2056 года.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Размер арендной платы по договору установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01 января 2013 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:01022:061 установлена в размере 271 963 588 руб. 68 коп.
В соответствии с отчетом от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Столичное агентство экспертизы собственности", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 150 137 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении требований Общества, посчитав, что отчет от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством по делу и что ответчиком в рамках настоящего спора должно выступать Правительство.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01 января 2013 года с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости, представив в обоснование своих требований отчет от 20 января 2014 года N 27-2/1213 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка. При этом ни Управление Росреестра, ни Департамент, ни Правительство не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной и определена в отчете оценщика по заказу истца с нарушением законодательства об оценочной деятельности. Ни ответчик, ни другие лица не заявляли ходатайства о проведении экспертизы отчета.
Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11.
При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность Постановления N 751-ПП предметом оспаривания в рамках настоящего дела не являются, в силу чего вывод суда о том, что надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора должно являться Правительство, является необоснованным и противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, согласно которой требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит предъявлению к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Следует отметить, что несмотря на то, что общество правомерно предъявило требование об обязании внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости к Кадастровой палате, суд первой инстанции привлек орган кадастрового учета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды пришли к выводу о том, что общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, решение от 14 мая 2014 года и постановление от 18 августа 2014 года подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть правовую позицию, приведенную в Постановлении ВАС РФ N 913/11.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2014 года по делу N А40-7644/14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
О.В.ДУДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)