Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Константинова П.Ю., при участии от колхоза имени Чапаева - Платоновой Т.А., от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Петрова И.Е. (доверенность от 09.01.2014) и Сайко В.В. (доверенность от 01.07.2014), рассмотрев 09.10.2014 в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2014 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Тарасова О.А., Потеева А.В. и Ралько О.Б.) по делу N А66-16421/2013,
установил:
колхоз имени Чапаева, место нахождения: 172124, Тверская область, Кувшиновский район, деревня Могилевка, ОГРН 1026901911761 (далее - Колхоз), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, место нахождения: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 9, ОГРН 1086952003247 (далее - Управление), от 16.09.2013 N 08-09/46 (01).
Решением суда первой инстанции от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы удовлетворение требований Колхоза в деле N А66-6911/2013 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с недоказанностью факта уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:17:0000008:195 не освобождает Колхоз от соблюдения и выполнения требований, установленных статьями 12, 13, 42, 77 и 78 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ). Притом что судебными актами по указанному делу подтвержден факт нарушения почвенного покрова на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Представитель Колхоза в заседании кассационной инстанции возражал против удовлетворения жалобы, считая решение и постановление законными и обоснованными.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Как установили суды, Колхоз имеет лицензию от 29.06.2010 серии ТВЕ N 80084 ТЭ на право пользования недрами, предоставляющую заявителю право на изучение, разведку и добычу песка в отношении строительного участка недр "Могилевка" для дорожно-строительных работ на участке недр, расположенном в 23-24 км к северо-западу от г. Кувшиново, в районе деревень Могилевка, Силино, Печниково Кувшиновского района Тверской области.
Решением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.05.2011 N 02-ПД-30937-2011 утверждено заключение экспертизы промышленной безопасности проекта разработки песчано-гравийного месторождения "Могилевка" и рекультивации нарушенных земель в Кувшиновском районе Тверской области.
В соответствии с данными документами Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 19,3 га, с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области.
В связи с направлением в Правительство Тверской области ходатайства о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности на основании обращения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Управлением проведено обследование данного земельного участка. Согласно протоколу осмотра от 17.01.2013 N 08-09/01 (01) на земельном участке на площади 5,3 га идет разработка карьера по добыче ПГС на глубину до 5 м.
На месте осмотра взяты пробы и образцы почв с нарушенных и ненарушенных частей земельного участка, назначена экспертиза состояния плодородного слоя почвы (определение от 17.01.2013).
В результате экспертных исследований установлено наличие различий по показателям плодородия в отобранных образцах почвы с ненарушенной и нарушенной частей участка; снижение плодородия почвенного слоя на нарушенной части участка в сравнении с плодородием почвенного слоя на ненарушенной части участка до степени его уничтожения (заключение экспертной комиссии от 19.02.2013).
По факту уничтожения плодородного слоя почвы на площади около 5,3 га административным органом в отношении колхоза составлен протокол об административном правонарушении от 11.04.2013 N 08-09/72 (01), вынесено постановление от 30.04.2013 N ПСТ-08-09/940, которым Колхоз привлечен к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб. и выдано предписание от 16.09.2013 N 08-09/46 (01).
Согласно данному предписанию в ходе проведения 17.01.2013 административного расследования выявлено снижение плодородия почвенного слоя до степени его уничтожения на нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 19,3 га с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области на котором Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, в сравнении с плодородием почвенного слоя на ненарушенной части данного участка.
Колхозу предписано в срок до 22.10.2013:
- предоставить план рекультивации (биологический этап),
- - провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, в срок до 22.11.2013;
- - подтвердить качество плодородного слоя почвы, примененного для землевания согласно ГОСТ 17.5.3.06-85, п. 2 ГОСТ 17.5.3.06-84, ГОСТ 17.5.1.03-86.
- предоставить акт приемки-сдачи рекультивированных земель.
Колхоз оспорил данное предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая предписание, выданное Колхозу, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Колхоза, сослались на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Тверской области от 28.10.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А66-6911/2013.
Данными судебными актами удовлетворены требования Колхоза о признании незаконным постановления Управления о назначении административного наказания от 30.04.2013 N ПСТ-08-09/940 в связи с недоказанностью события вмененного ему административного правонарушения.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В силу абзаца первого подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1 "О недрах") земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Таким образом из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в частной собственности, может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Суды установили, что спорный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности не переведен.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 ЗК РФ одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Как видно из материалов дела, не отрицалось заявителем, установлено судебными актами как по настоящему делу, так и по делу N А66-6911/2013, Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 19,3 га с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области; работы по снятию плодородного слоя почвы на спорном земельном участке Колхозом проведены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Колхозом земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылка на судебные акты по делу N А66-6911/2013 сделана судами без учета того, что в рамках указанного дела со стороны административного органа остался недоказанным свидетельствующий о событии административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, факт уничтожения Колхозом плодородного слоя почвы, снятого со спорного земельного участка. Указанное обстоятельство для рассмотрения настоящего дела существенного значения не имеет.
Порядок проведения рекультивации нарушенных земель определен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, разработанными в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525 и Роскомзема от 22.12.1995 N 67 (далее - Основные положения).
В силу пункта 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение N 689), в силу пункта 1 которого задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Согласно названному Положению государственный земельный контроль осуществляется в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его территориальными органами, которые в силу подпункта б) пункта 5 Положения осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
В силу пунктов 8, 11, подпункта "в" пункта 9 Положения N 689 государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Таким образом оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению полномочий, при наличии законных оснований и в отсутствие грубых нарушений процедуры. Оснований для признания его недействительным у судов не имелось.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А66-16421/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А66-16421/2013
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А66-16421/2013
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Константинова П.Ю., при участии от колхоза имени Чапаева - Платоновой Т.А., от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Петрова И.Е. (доверенность от 09.01.2014) и Сайко В.В. (доверенность от 01.07.2014), рассмотрев 09.10.2014 в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2014 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Тарасова О.А., Потеева А.В. и Ралько О.Б.) по делу N А66-16421/2013,
установил:
колхоз имени Чапаева, место нахождения: 172124, Тверская область, Кувшиновский район, деревня Могилевка, ОГРН 1026901911761 (далее - Колхоз), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, место нахождения: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 9, ОГРН 1086952003247 (далее - Управление), от 16.09.2013 N 08-09/46 (01).
Решением суда первой инстанции от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя жалобы удовлетворение требований Колхоза в деле N А66-6911/2013 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с недоказанностью факта уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:17:0000008:195 не освобождает Колхоз от соблюдения и выполнения требований, установленных статьями 12, 13, 42, 77 и 78 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ). Притом что судебными актами по указанному делу подтвержден факт нарушения почвенного покрова на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Представитель Колхоза в заседании кассационной инстанции возражал против удовлетворения жалобы, считая решение и постановление законными и обоснованными.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Как установили суды, Колхоз имеет лицензию от 29.06.2010 серии ТВЕ N 80084 ТЭ на право пользования недрами, предоставляющую заявителю право на изучение, разведку и добычу песка в отношении строительного участка недр "Могилевка" для дорожно-строительных работ на участке недр, расположенном в 23-24 км к северо-западу от г. Кувшиново, в районе деревень Могилевка, Силино, Печниково Кувшиновского района Тверской области.
Решением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.05.2011 N 02-ПД-30937-2011 утверждено заключение экспертизы промышленной безопасности проекта разработки песчано-гравийного месторождения "Могилевка" и рекультивации нарушенных земель в Кувшиновском районе Тверской области.
В соответствии с данными документами Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 19,3 га, с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области.
В связи с направлением в Правительство Тверской области ходатайства о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности на основании обращения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Управлением проведено обследование данного земельного участка. Согласно протоколу осмотра от 17.01.2013 N 08-09/01 (01) на земельном участке на площади 5,3 га идет разработка карьера по добыче ПГС на глубину до 5 м.
На месте осмотра взяты пробы и образцы почв с нарушенных и ненарушенных частей земельного участка, назначена экспертиза состояния плодородного слоя почвы (определение от 17.01.2013).
В результате экспертных исследований установлено наличие различий по показателям плодородия в отобранных образцах почвы с ненарушенной и нарушенной частей участка; снижение плодородия почвенного слоя на нарушенной части участка в сравнении с плодородием почвенного слоя на ненарушенной части участка до степени его уничтожения (заключение экспертной комиссии от 19.02.2013).
По факту уничтожения плодородного слоя почвы на площади около 5,3 га административным органом в отношении колхоза составлен протокол об административном правонарушении от 11.04.2013 N 08-09/72 (01), вынесено постановление от 30.04.2013 N ПСТ-08-09/940, которым Колхоз привлечен к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб. и выдано предписание от 16.09.2013 N 08-09/46 (01).
Согласно данному предписанию в ходе проведения 17.01.2013 административного расследования выявлено снижение плодородия почвенного слоя до степени его уничтожения на нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 19,3 га с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области на котором Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, в сравнении с плодородием почвенного слоя на ненарушенной части данного участка.
Колхозу предписано в срок до 22.10.2013:
- предоставить план рекультивации (биологический этап),
- - провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, в срок до 22.11.2013;
- - подтвердить качество плодородного слоя почвы, примененного для землевания согласно ГОСТ 17.5.3.06-85, п. 2 ГОСТ 17.5.3.06-84, ГОСТ 17.5.1.03-86.
- предоставить акт приемки-сдачи рекультивированных земель.
Колхоз оспорил данное предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая предписание, выданное Колхозу, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Колхоза, сослались на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Тверской области от 28.10.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А66-6911/2013.
Данными судебными актами удовлетворены требования Колхоза о признании незаконным постановления Управления о назначении административного наказания от 30.04.2013 N ПСТ-08-09/940 в связи с недоказанностью события вмененного ему административного правонарушения.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В силу абзаца первого подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1 "О недрах") земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Таким образом из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в частной собственности, может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Суды установили, что спорный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности не переведен.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 ЗК РФ одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Как видно из материалов дела, не отрицалось заявителем, установлено судебными актами как по настоящему делу, так и по делу N А66-6911/2013, Колхоз осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 19,3 га с кадастровым номером 69:17:0000008:195, расположенном в д. Силино Могилевского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области; работы по снятию плодородного слоя почвы на спорном земельном участке Колхозом проведены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Колхозом земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылка на судебные акты по делу N А66-6911/2013 сделана судами без учета того, что в рамках указанного дела со стороны административного органа остался недоказанным свидетельствующий о событии административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, факт уничтожения Колхозом плодородного слоя почвы, снятого со спорного земельного участка. Указанное обстоятельство для рассмотрения настоящего дела существенного значения не имеет.
Порядок проведения рекультивации нарушенных земель определен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, разработанными в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525 и Роскомзема от 22.12.1995 N 67 (далее - Основные положения).
В силу пункта 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение N 689), в силу пункта 1 которого задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Согласно названному Положению государственный земельный контроль осуществляется в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его территориальными органами, которые в силу подпункта б) пункта 5 Положения осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
В силу пунктов 8, 11, подпункта "в" пункта 9 Положения N 689 государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Таким образом оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению полномочий, при наличии законных оснований и в отсутствие грубых нарушений процедуры. Оснований для признания его недействительным у судов не имелось.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А66-16421/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)