Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2015 N Ф03-1654/2015 ПО ДЕЛУ N А51-21412/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. N Ф03-1654/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
- от администрации города Владивостока и УГА администрации города Владивостока: Музыченко А.А., представитель по доверенностям от 11.12.2014 N 1-3/4226 и от 02.12.2014 N 27/1-1-4907;
- от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ"
на решение от 15.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015
по делу N А51-21412/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чугаева И.С., в суде апелляционной инстанции судьи: Гончарова А.В., Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третье лицо: администрация города Владивостока
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ОГРН 1132540008920, ИНН 2540195365, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23Г; далее - ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - Управление, уполномоченный орган), оформленного письмом от 06.06.2014 N 4992/20у, и обязании ответчика обеспечить обществу выбор земельного участка площадью 19 719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 48, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Решением суда от 15.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные обществом требования.
В целом доводы кассационной жалобы общества сводятся к несогласию с выводами арбитражных судов о том, что в соответствующем заявлении ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" о предоставлении в аренду земельного участка в нарушение положений действующего законодательства не были указаны сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора спорного земельного участка, а именно отсутствовала конкретизация того, какой именно объект планируется к возведению на испрашиваемом заявителем участке, не указано его целевое назначение, а также в приложении к нему отсутствовали документы, подтверждающие соответствие планируемого к строительству объекта складского назначения определенному классу вредности (опасности), что, по мнению судов, является препятствием для предоставления спорного участка обществу.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления возражал против удовлетворения поданной обществом кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее, и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.02.2014 ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта приблизительной площадью 19 719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 48, для целей строительства объекта складского назначения.
27.02.2014 Департамент письмом N 20/03/02-12/6276 направил в адрес главы города Владивостока соответствующее заявление об обеспечении выбора земельного участка, с приложением документов, полученных от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ".
Впоследствии Управление письмом от 06.06.2014 N 4992/20у отказало обществу в предоставлении услуги по обеспечению выбора земельного участка, в обоснование чего указало, что испрашиваемый им земельный участок находится в лесном массиве на склоне, на данном участке интенсивно произрастают зеленые насаждения, подъездные пути к нему отсутствуют. Спорный участок используется для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих домов, что в соответствии со статьей 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, является обстоятельством, исключающим его предоставление под указанные обществом цели. Кроме того, границы формируемого земельного участка полностью расположены в границах территории, в отношении которой принято постановлением администрации города Владивостока от 23.07.2013 N 2127 "О подготовке документации по планировке территории жилого района Снеговая падь города Владивостока". В настоящее время ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", после утверждения которой, будут определены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, арбитражные суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей в момент возникновения спора и рассмотрения настоящего дела в арбитражных судах первой и апелляционной инстанциях) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В последнем случае согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из материалов настоящего дела усматривается, что общество, следуя указанной процедуре, реализовало свое право и в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с соответствующим заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка с предварительным согласованием на нем места размещения объекта, приблизительной площадью 19 719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 48, для строительства объекта складского назначения.
Уполномоченный орган, рассмотрев поступившее заявление ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, не выявил предусмотренных законом оснований для выбора испрашиваемого обществом земельного участка, о чем оповестил заявителя письмом от 06.06.2014 N 4992/20у, с указанием конкретных причин такого решения.
Арбитражные суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, признали несостоятельными основания, изложенные в письме Управления от 06.06.2014 N 4992/20у, по которым уполномоченный орган отказал обществу в обеспечении выбора спорного земельного участка, изложив в обжалуемых судебных актах мотивы сделанных выводов в этой части.
Доводов о несогласии с указанными выводами судов заявителем кассационной жалобы не приведено.
Между тем в процессе рассмотрения настоящего дела арбитражными судами были выявлены иные основания (не указанные в письме УГА администрации г. Владивостока от 06.06.2014 N 4992/20у), препятствующие выбору испрашиваемого ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" земельного участка.
Так согласно заявлению общества, площадь испрашиваемого им земельного участка указана как - приблизительно 19 719 кв. м и необходима для строительства склада в размере 11 831 кв. м, а также для обустройства подъездных путей и разворотной площадки - 7 888 кв. м, исходя из максимально возможного процента застройки (60%).
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ следует, что для целей осуществления выбора земельного участка заявитель предоставляет в уполномоченный орган сведения о назначении объекта, предполагаемом месте его размещения, а также обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Аналогичное требование содержит и пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент).
Названные нормы права не обязывают заявителей указывать точный размер земельного участка. По их смыслу, размер земельного участка может быть указан ориентировочно, однако при этом заявитель должен привести мотивы, по которым ему требуется именно данная площадь. Представляется очевидным, что примерная площадь испрашиваемого земельного участка должна определяться заявителем с учетом площади непосредственно объекта недвижимости, который он намерен возвести, расположения дорог, элементов озеленения и благоустройства, иных элементов, и такое обоснование должно быть приведено в заявлении о предоставлении земельного участка с тем, чтобы орган местного самоуправления осуществил процедуру выбора земельного участка исходя из действительных намерений обратившегося к нему лица.
В пункте 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ закреплено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Закон не предусматривает получение органом местного самоуправления, производящим выбор земельного участка, от заявителя каких-либо иных документов в ходе процедуры выбора, следовательно, осуществляя согласования с заинтересованными органами и организациями, собирая информацию о технических условиях подключения объекта к инженерным сетям, орган местного самоуправления должен располагать сведениями о характеристиках объекта, намечаемого к строительству, в том объеме, который позволял бы определить потребности данного объекта. Именно поэтому в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ указано на то, что в заявлении о предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка, а к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Таким образом, выбор земельного участка без обоснования примерного размера земельного участка, конкретизации назначения и технических характеристик был бы невозможным, так как параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, и, при необходимости, размер его санитарно-защитной зоны, а также потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке.
Арбитражные суды, руководствуясь положениями названных норм материального права, установив при рассмотрении настоящего дела, что приведенное обществом обоснование размера испрашиваемого им земельного участка и планируемого к размещению на нем объекта недвижимого имущества не соответствуют требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и пункта 2.6 Регламента, сделали правильный вывод о невозможности в таком случае обеспечить обществу выбор земельного участка для указанных заявителем целей.
При изложенных обстоятельствах отказ арбитражных судов в удовлетворении требований общества по мотиву недоказанности нарушений его прав и законных интересов оспариваемым решением УГА администрации г. Владивостока признается судом кассационной инстанции соответствующим фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению в данном случае нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о достаточности описания, приведенного им обоснования примерного размера испрашиваемого земельного участка, исходя из допустимой предельной площади застройки и обустройства подъездных путей, разворотной площадки, не принимаются судом кассационной инстанции как противоречащие материалам настоящего дела и конкретным обстоятельствам, установленным судами на основании их оценки.
В целом доводы кассационной жалобы в части несогласия заявителя с указанными выводами арбитражных судов по настоящему делу о наличии препятствий для выбора спорного земельного участка обществу для указанных им целей по существу касаются доказательственной стороны спора и установленных судом фактических обстоятельств, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются. Такие доводы не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А51-21412/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ

Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)