Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 N 05АП-13495/2013 ПО ДЕЛУ N А51-23183/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. N 05АП-13495/2013

Дело N А51-23183/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления муниципальной собственности г. Владивостока апелляционные производства N 05АП-13495/2013, 05АП-13496/2013
на решение от 23.09.2013
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-23183/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ИНН 2536170209, ОГРН 1062536037190, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.04.2006)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.01.2003)
третье лицо: администрация г. Владивостока
о признании незаконными действий,
при участии в заседании:
- от общества: представитель С.А. Патрина (паспорт, доверенность от 27.08.2013);
- от УМС г. Владивостока: представитель А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 28.11.2012 N 28/1-6697);
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 03.12.2012 N 1-3/3769);

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее по тексту - УМС), выразившихся в отказе в предоставлении обществу земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040014:252, 25:28:040014:249, 25:28:040014:232, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 92, в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта: строительство объекта розничной торговли (торговый центр), оформленном письмом от 08.07.2013 N 13207СП, и об обязании УМС устранить допущенное нарушение путем обеспечения выбора указанных земельных участков в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 действия УМС признаны незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс), суд обязал УМС в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обращение о возможности обеспечения выбора земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли (торговый центр) с кадастровыми номерами: 25:28:040014:252, 25:28:040014:249, 25:28:040014:232, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 92. Кроме того, суд отнес на УМС расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, заявители апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Полагают, что предоставление спорных земельных участков заявителю с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно, так как земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет и являются самостоятельными объектами гражданского оборота. Настаивают на том, что процедура выбора земельного участка, предусмотренная статьей 31 Кодекса, применяется только в отношении земельных участков, не сформированных в установленном порядке.
Что касается спорных земельных участков, по мнению заявителей, их предоставление возможно только по результатам торгов без предварительного согласования места размещения объекта. Указывают что цель планируемого использования спорных земельных участков: "под строительство торгового центра" не соответствует их разрешенному использованию: "строительство группы жилых домов и объектов социальной инфраструктуры".
Кроме того, обращено внимание суда апелляционной инстанции на то, что в отношении спорных земельных участков имеются и иные заявки, в частности, ООО "СтройТорг", об их предоставлении в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Общество по доводам апелляционных жалоб возразило. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривает.
Оценив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Из материалов дела коллегией установлено, что 11.06.2013 общество обратилось в УМС с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года и выдаче акта выбора под строительство объектов розничной торговли (торгового центра) на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:040014:249, 25:28:040014:252, 25:28:040014:232, находящимися в собственности муниципального образования г. Владивосток, с изменением вида разрешенного использования.
Рассмотрев заявление общества, УМС направило в его адрес письмо от 08.07.2013 N 13207сп, в котором сообщило, что администрация г. Владивостока имеет намерение использовать указанные земельные участки для муниципальных нужд и предоставлять их в аренду не планирует.
Расценив письмом УМС как отказ, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении земельных участков допускается только по основаниям, указанным в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка, которое включает выполнение кадастровых работ, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, обращаясь в УМС г. Владивостока за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта, общество испрашивает в аренду конкретные земельные участки, сформированные и поставленные на кадастровый учет с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 25:28:040014:249, 25:28:040014:252, 25:28:040014:232, на которые в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 02.04.2013 25-АБ N 995498, 25-АБ N 995500, 25-АБ N 995483 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Владивосток.
Следовательно, по правилам пункта 6 статьи 30 ЗК РФ указанные земельные участки могут быть предоставлены обществу только по результатам торгов и без предварительного согласования места размещения объекта. Возможность осуществления выбора места размещения объекта строительства на ранее сформированных земельных участках статьями 30 - 32 ЗК РФ, не предусмотрена.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
В силу положений статьи 85 Земельного кодекса РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 этой же статьи).
Как следует из кадастровых паспортов от 18.04.2013, спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет 30.08.2010 с разрешенным использованием: "для строительства группы жилых домов и объектов социальной инфраструктуры". Использование земельных участков в целях, указанных заявителем - для строительства торгового центра, а также изменение разрешенного использования будет противоречить целям формирования спорных земельных участков.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства установлены статьей 30.1 ЗК РФ
Так, в силу пунктов 1 - 2 данной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, сформированных для жилищного строительства, без проведения аукциона и для иных целей Кодексом не предусмотрено. Несоблюдение указанных условий является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка вне зависимости от наличия либо отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ.
Делая указанный вывод, коллегия считает необходимым отметить, что в марте 2013 года в УМС г. Владивостока обращалось ООО "СтройТорг" с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков ориентировочной площадью 5000, 5500 кв. м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Горшкова, 20,22 являющихся частями земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040014:249, 25:28:040014:232 с предварительным согласованием места размещения объекта, с целью строительства объекта общественного питания и торгового комплекса.
Письмом от 17.04.2013 N 8893/20у УМС г. Владивостока сообщило заявителю, что имеет намерение использовать данные земельные участки для муниципальных нужд, в связи с чем процедуры предоставления его в аренду проводить не планирует. Основания отказа полностью соответствует основаниям, приведенным в оспариваемом в рамках настоящего спора, отказе.
Указанные отказы были обжалованы ООО "СтройТорг" в судебном порядке, и решениями Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2013 по делу N А51-21778/2013, от 14.10.2013 по делу N А51-21776/2013, вступившими в законную силу, признаны законными и обоснованными.
Принимая во внимание изложенное, основания для выбора земельного участка по заявлению общества за счет ранее сформированных земельных участков у УМС г. Владивостока отсутствовали.
Отказ в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенный в письме ответчика 08.07.2013 N 13207сп мотивирован намерением органа местного самоуправления использовать земельный участок для муниципальных нужд. Заявитель верно указывает на то, что решение о резервировании земель для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, не принималось.
Вместе с тем, оспариваемый отказ Департамента, оформленный письмом от 08.07.2013 N 13207сп, не подлежит признанию незаконным по заявлению ООО "Меркурий" в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, так как он не нарушил права и законные интересы заявителя, поскольку его требование о предоставлении для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта земельных участков, с кадастровыми номерами 25:28:040014:252, 25:28:040014:249, 25:28:040014:232 не основано на законе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 23.09.2013 по настоящему делу подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 по делу N А51-23183/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)