Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Васильева Н.Ю., доверенность от 07 марта 2014 г.,
от ответчика - Володина И.А., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 11081/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Петросян Жоры Ервандовича (ИНН 632312094902, ОГРНИП 305632015900056), г. Тольятти, Самарская обл.,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании недействительным постановления,
установил:
Индивидуальный предприниматель Петросян Жора Ервандович (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании недействительным постановления от 31.12.2013 г. N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Ж.Е. Петросяну в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 заявленное требование удовлетворено полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2013 в соответствии с публикацией в газете "Городские ведомости" N 11 от 15.02.2013 г. (л.д. 9-11), предпринимателем Петросян Ж.Е. подано заявление N 1522-вх/5 о предоставлении земельного участка в аренду на пять лет площадью 3 218 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для оказания услуг розничной торговли, питания, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 12).
На основании вышеназванного заявления мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 06.05.2013 г. N 1426-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 13-14).
В соответствии с постановлением от 06.05.2013 г. N 1426-п/1 заявителем в отношении данного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет и письмом от 16.10.2013 г. N 9570-вх/5 (л.д. 15) в адрес мэрии городского округа Тольятти был направлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204069:958 (л.д. 16-19).
14.11.2013 г. мэрией городского округа Тольятти принято постановление N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Петросяну Ж.Е. в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 20-21).
Во исполнение постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/l между заявителем и мэрией городского округа Тольятти подписан договор аренды вышеназванного земельного участка N 2797 от 21.11.2013 г. (л.д. 22-25).
31.12.2013 г. мэрией городского округа Тольятти принято постановление N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Петросяну Ж.Е. в аренду земельного участка с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 26-27).
Основанием для отмены постановления указаны положения ст. ст. 6, 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Полагая, что постановление N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 не соответствует требования закона и нарушает права заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ решения.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что в отношении предоставления предпринимателю данного земельного участка были выполнены все процедуры, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ и постановлением мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 г. N 2835-1/п "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а так же размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской федерации и органа местного самоуправления в информационной сети "Интернет" (пункт 5 статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положениями частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2013 г. по делу N А55-25572/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А55-4179/2012, N А55-4186/2012.
Из материалов дела следует, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась заявителем до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Данное обстоятельство подтверждается актом N 4-75 проверки использования земель от 10.04.2008 (л.д. 108-110), актом N 4-117 от 19.03.2009 (л.д. 105-107), в которых имеется ссылка на договор аренды земельного участка N 1088 от 13.03.2001 г., актами осмотра земельного участка N 2-115 от 07.08.2012 г., N 2-146 от 07.10.2013 г. (л.д. 100-101, 103-104), письмом заинтересованного лица от 04.03.2013 (л.д. 74-75).
В этой связи факт наличия либо отсутствия нестационарного торгового объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя Петросяна Ж.Е.
Доказательств невозможности внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, в рассматриваемом случае заинтересованным лицом суду не представлено.
Оценив в соответствии со ст. ст. 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у ответчика предусмотренных законом оснований для издания оспариваемого постановления.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что постановление мэрии городского округа Тольятти N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Ж.Е. Петросяну в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов", не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, постановлению мэра городского округа Тольятти от 21 сентября 2007 г. N 2835-1/п "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3027/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А55-3027/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Васильева Н.Ю., доверенность от 07 марта 2014 г.,
от ответчика - Володина И.А., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 11081/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Петросян Жоры Ервандовича (ИНН 632312094902, ОГРНИП 305632015900056), г. Тольятти, Самарская обл.,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании недействительным постановления,
установил:
Индивидуальный предприниматель Петросян Жора Ервандович (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании недействительным постановления от 31.12.2013 г. N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Ж.Е. Петросяну в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 заявленное требование удовлетворено полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2013 в соответствии с публикацией в газете "Городские ведомости" N 11 от 15.02.2013 г. (л.д. 9-11), предпринимателем Петросян Ж.Е. подано заявление N 1522-вх/5 о предоставлении земельного участка в аренду на пять лет площадью 3 218 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для оказания услуг розничной торговли, питания, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 12).
На основании вышеназванного заявления мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 06.05.2013 г. N 1426-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 13-14).
В соответствии с постановлением от 06.05.2013 г. N 1426-п/1 заявителем в отношении данного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет и письмом от 16.10.2013 г. N 9570-вх/5 (л.д. 15) в адрес мэрии городского округа Тольятти был направлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204069:958 (л.д. 16-19).
14.11.2013 г. мэрией городского округа Тольятти принято постановление N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Петросяну Ж.Е. в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 20-21).
Во исполнение постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/l между заявителем и мэрией городского округа Тольятти подписан договор аренды вышеназванного земельного участка N 2797 от 21.11.2013 г. (л.д. 22-25).
31.12.2013 г. мэрией городского округа Тольятти принято постановление N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Петросяну Ж.Е. в аренду земельного участка с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов" (л.д. 26-27).
Основанием для отмены постановления указаны положения ст. ст. 6, 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Полагая, что постановление N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 г. N 3503-п/1 не соответствует требования закона и нарушает права заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ решения.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что в отношении предоставления предпринимателю данного земельного участка были выполнены все процедуры, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ и постановлением мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 г. N 2835-1/п "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а так же размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской федерации и органа местного самоуправления в информационной сети "Интернет" (пункт 5 статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положениями частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2013 г. по делу N А55-25572/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А55-4179/2012, N А55-4186/2012.
Из материалов дела следует, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась заявителем до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Данное обстоятельство подтверждается актом N 4-75 проверки использования земель от 10.04.2008 (л.д. 108-110), актом N 4-117 от 19.03.2009 (л.д. 105-107), в которых имеется ссылка на договор аренды земельного участка N 1088 от 13.03.2001 г., актами осмотра земельного участка N 2-115 от 07.08.2012 г., N 2-146 от 07.10.2013 г. (л.д. 100-101, 103-104), письмом заинтересованного лица от 04.03.2013 (л.д. 74-75).
В этой связи факт наличия либо отсутствия нестационарного торгового объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя Петросяна Ж.Е.
Доказательств невозможности внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, в рассматриваемом случае заинтересованным лицом суду не представлено.
Оценив в соответствии со ст. ст. 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у ответчика предусмотренных законом оснований для издания оспариваемого постановления.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что постановление мэрии городского округа Тольятти N 4185-п/1 "Об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.11.2013 N 3503-п/1 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Ж.Е. Петросяну в аренду земельного участка, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Громовой, севернее ост. "ул. Механизаторов", не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, постановлению мэра городского округа Тольятти от 21 сентября 2007 г. N 2835-1/п "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2014 г. по делу N А55-3027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)