Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015
по делу N А39-5173/2014,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (ОГРН 1141326000287, ИНН 1326227150, г. Саранск, пр. Ленина, д. 100)
о признании незаконным действия администрации городского округа Саранск,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" - Пазухина К.А. по доверенности от 17.04.2014;
- от администрации городского округа Саранск - Киреевой Н.В. по доверенности от 05.09.2014 N 111/Д, Козлова Н.А. по доверенности от 30.03.2015,
и
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - администрация) по отказу, выраженному в письме от 18.09.2014 за N 6043-исх, в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100, и обязании администрации в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать Обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100.
Решением от 06.02.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования Общества.
Администрация не согласилась с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 12.12.2007 между ОАО "Мордовнефтепродукт" и Обществом заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N ИС-1, по условиям которого заявителю переданы в собственность в том числе здание конторы цеха N 1 общей площадью 433,10 кв. м, инвентарный номер 5153/1, литер А, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100; земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 19 920 кв. м, кадастровый номер 13:23:0905083:0013, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, д. 100.
На основании протокола внеочередного общего собрания акционеров N 01/2013 ОАО "ИнвестСвет" реорганизовано путем преобразования в ООО "ИнвестСвет", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2014 налоговым органом внесена запись 1141326000287, и в соответствии с передаточным актом от 01.11.2013 имущество ОАО "ИнвестСвет" передано Обществу.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 24.12.2013 N 13/2013-187766 следует, что из земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:0013 в результате выдела образован земельный участок с кадастровым номером 13:23:0905083:23 площадью 1671 кв. м.
Таким образом, Обществу на праве собственности принадлежат: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общей площадью 1671 кв. м, кадастровый номер 13:23:0905083:23, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842235); здание конторы цеха N 1, назначение: нежилое, этажность: 2, общая площадь 433,10 кв. м, инвент. N 5 153/1, литер А, адрес объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, д. 100, с кадастровым номером 13:23:0905083:115 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842236).
02.09.2014 Общество через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилось к главе администрации с заявлением о выдаче разрешения на капитальное строительство административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 100.
Письмом от 18.09.2014 N 6043-исх администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что строительство данного объекта осуществлено без получения разрешительной документации, объект капитального строительства "Административное здание" имеет статус самовольной постройки, а также в целях признания права собственности на самовольную постройку порекомендовала Обществу обратиться в суд.
Посчитав отказ в выдаче разрешения на строительство несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории городского округа Саранск регламентирован Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации от 23.11.2012 N 3814 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 10.1 Административного регламента граждане и юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заинтересованные в получении разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подают в администрацию заявление с приложением указанных в нем документов.
Согласно пункту 13.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, предусмотренных пунктами 10, 38 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; несоответствие представленных документов по форме и содержанию нормам действующего законодательства; письменное обращение заявителя об отзыве без предоставления муниципальной услуги.
Из изложенных норм следует, что перечень случаев отказа в выдаче разрешения на строительство носит исчерпывающий характер.
Суд первой инстанции установил и материалам дела не противоречит, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Доводов о некомплектности документов для выдачи разрешения на строительство администрацией не заявлено.
В качестве же основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание" по проспекту Ленина, 100, г. Саранск администрация сослалась на часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав, что объект капитального строительства построен, таким образом, является самовольно возведенным строением, в связи с чем с заявлением о признании права на него следует обратиться в суд.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации, так как действующим законодательством не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, которые изложены в письме администрации от 18.09.2014 N 6043-исх.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу приведенной нормы самовольность постройки характеризуется рядом признаков, а именно: созданием недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для строительства в установленном порядке, отсутствием необходимых разрешительных документов для строительства, а также возведением объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Вместе с тем, как правильно указал суд, администрация не представила доказательств того, что спорный объект подпадает под признаки самовольной постройки, установленные в статье 222 ГК РФ; строительство административного здания, на которое заявителем испрашивается разрешение на строительство, осуществляется на земельном участке, не принадлежащем на каком-либо праве заявителю и без соблюдения разрешенного использования; в отсутствие проектной документации, градостроительного плана или с нарушением градостроительных или строительных норм.
Кроме того, судом установлено, что градостроительный план N RU 13301000-1867 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:23 по проспекту Ленина, д. 100, г. Саранска утвержден распоряжением заместителя главы администрации от 15.08.2014 N 1032-рз, принятым во исполнение решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.07.2014 по делу N А39-1785/2014.
При этом в градостроительном плане N RU 13301000-1867 содержится информация о видах разрешенного использования, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, а также о том, что в границах указанного земельного участка расположен объект капитального строительства - здание конторы цеха N 1 (литеры А, А1), инвентарный номер 5153/1, и информация о технических условиях подключения административного здания к сетям инженерно-технического обеспечения.
Сведения о том, что указанный градостроительный план N RU 13301000-1867 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:23 по проспекту Ленина, д. 100, в г. Саранске оспорен или отменен в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют.
С учетом положений статей 44, 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке и служит основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
Мордовским республиканским отделением Общероссийской общественной организации "Общероссийское добровольное пожарное общество" в 2014 году разработан проект "Административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 100" общей площадью 485,96 кв. м.
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
В части 2 статьи 49 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, в том числе в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Установив на основании проекта "Административное здание, расположенное по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 100", что общая площадь проектируемого административного здания составляет 485,96 кв. м, количество этажей - два, суд пришел к выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы данного проекта.
Доказательства того, что представленные Обществом документы не соответствуют градостроительному плану или при строительстве объекта будут допущены отклонения от установленных параметров разрешенного строительства, в материалы дела не представлены.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия администрации, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100, изложенные в письме от 18.09.2014 N 6043-исх, не соответствуют требованиям ГрК РФ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 по делу N А39-5173/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 ПО ДЕЛУ N А39-5173/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А39-5173/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015
по делу N А39-5173/2014,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (ОГРН 1141326000287, ИНН 1326227150, г. Саранск, пр. Ленина, д. 100)
о признании незаконным действия администрации городского округа Саранск,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" - Пазухина К.А. по доверенности от 17.04.2014;
- от администрации городского округа Саранск - Киреевой Н.В. по доверенности от 05.09.2014 N 111/Д, Козлова Н.А. по доверенности от 30.03.2015,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСвет" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - администрация) по отказу, выраженному в письме от 18.09.2014 за N 6043-исх, в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100, и обязании администрации в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать Обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100.
Решением от 06.02.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования Общества.
Администрация не согласилась с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 12.12.2007 между ОАО "Мордовнефтепродукт" и Обществом заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N ИС-1, по условиям которого заявителю переданы в собственность в том числе здание конторы цеха N 1 общей площадью 433,10 кв. м, инвентарный номер 5153/1, литер А, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100; земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 19 920 кв. м, кадастровый номер 13:23:0905083:0013, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, д. 100.
На основании протокола внеочередного общего собрания акционеров N 01/2013 ОАО "ИнвестСвет" реорганизовано путем преобразования в ООО "ИнвестСвет", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2014 налоговым органом внесена запись 1141326000287, и в соответствии с передаточным актом от 01.11.2013 имущество ОАО "ИнвестСвет" передано Обществу.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 24.12.2013 N 13/2013-187766 следует, что из земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:0013 в результате выдела образован земельный участок с кадастровым номером 13:23:0905083:23 площадью 1671 кв. м.
Таким образом, Обществу на праве собственности принадлежат: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, общей площадью 1671 кв. м, кадастровый номер 13:23:0905083:23, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, дом 100 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842235); здание конторы цеха N 1, назначение: нежилое, этажность: 2, общая площадь 433,10 кв. м, инвент. N 5 153/1, литер А, адрес объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, проспект Ленина, д. 100, с кадастровым номером 13:23:0905083:115 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 серии 13 ГА N 842236).
02.09.2014 Общество через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилось к главе администрации с заявлением о выдаче разрешения на капитальное строительство административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 100.
Письмом от 18.09.2014 N 6043-исх администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что строительство данного объекта осуществлено без получения разрешительной документации, объект капитального строительства "Административное здание" имеет статус самовольной постройки, а также в целях признания права собственности на самовольную постройку порекомендовала Обществу обратиться в суд.
Посчитав отказ в выдаче разрешения на строительство несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории городского округа Саранск регламентирован Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации от 23.11.2012 N 3814 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 10.1 Административного регламента граждане и юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заинтересованные в получении разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подают в администрацию заявление с приложением указанных в нем документов.
Согласно пункту 13.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, предусмотренных пунктами 10, 38 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; несоответствие представленных документов по форме и содержанию нормам действующего законодательства; письменное обращение заявителя об отзыве без предоставления муниципальной услуги.
Из изложенных норм следует, что перечень случаев отказа в выдаче разрешения на строительство носит исчерпывающий характер.
Суд первой инстанции установил и материалам дела не противоречит, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Доводов о некомплектности документов для выдачи разрешения на строительство администрацией не заявлено.
В качестве же основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание" по проспекту Ленина, 100, г. Саранск администрация сослалась на часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указав, что объект капитального строительства построен, таким образом, является самовольно возведенным строением, в связи с чем с заявлением о признании права на него следует обратиться в суд.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации, так как действующим законодательством не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, которые изложены в письме администрации от 18.09.2014 N 6043-исх.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу приведенной нормы самовольность постройки характеризуется рядом признаков, а именно: созданием недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для строительства в установленном порядке, отсутствием необходимых разрешительных документов для строительства, а также возведением объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Вместе с тем, как правильно указал суд, администрация не представила доказательств того, что спорный объект подпадает под признаки самовольной постройки, установленные в статье 222 ГК РФ; строительство административного здания, на которое заявителем испрашивается разрешение на строительство, осуществляется на земельном участке, не принадлежащем на каком-либо праве заявителю и без соблюдения разрешенного использования; в отсутствие проектной документации, градостроительного плана или с нарушением градостроительных или строительных норм.
Кроме того, судом установлено, что градостроительный план N RU 13301000-1867 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:23 по проспекту Ленина, д. 100, г. Саранска утвержден распоряжением заместителя главы администрации от 15.08.2014 N 1032-рз, принятым во исполнение решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.07.2014 по делу N А39-1785/2014.
При этом в градостроительном плане N RU 13301000-1867 содержится информация о видах разрешенного использования, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, а также о том, что в границах указанного земельного участка расположен объект капитального строительства - здание конторы цеха N 1 (литеры А, А1), инвентарный номер 5153/1, и информация о технических условиях подключения административного здания к сетям инженерно-технического обеспечения.
Сведения о том, что указанный градостроительный план N RU 13301000-1867 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0905083:23 по проспекту Ленина, д. 100, в г. Саранске оспорен или отменен в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют.
С учетом положений статей 44, 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке и служит основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
Мордовским республиканским отделением Общероссийской общественной организации "Общероссийское добровольное пожарное общество" в 2014 году разработан проект "Административного здания, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 100" общей площадью 485,96 кв. м.
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
В части 2 статьи 49 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, в том числе в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Установив на основании проекта "Административное здание, расположенное по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 100", что общая площадь проектируемого административного здания составляет 485,96 кв. м, количество этажей - два, суд пришел к выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы данного проекта.
Доказательства того, что представленные Обществом документы не соответствуют градостроительному плану или при строительстве объекта будут допущены отклонения от установленных параметров разрешенного строительства, в материалы дела не представлены.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия администрации, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административное здание", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, 100, изложенные в письме от 18.09.2014 N 6043-исх, не соответствуют требованиям ГрК РФ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2015 по делу N А39-5173/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)