Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 N 08АП-5287/2014 ПО ДЕЛУ N А70-13012/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. N 08АП-5287/2014

Дело N А70-13012/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5287/2014) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 по делу N А70-13012/2013 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича ОГРНИП 313723233200229; ИНН 720200314782) к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени,
о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, заключающееся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению Крицкого А.В. от 31.10.2013 о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе),
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

установил:

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее по тексту - предприниматель, ИП Крицкий А.В., заявитель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 73, 74), к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее по тексту - Департамент), о признании незаконным бездействия, заключающегося в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению Крицкого А.В. от 31.10.2013 о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе); обязании Департамента изготовить и утвердить схему расположения земельного участка примерной площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, образуемого за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:394 и 72:23:0216003:395, на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в границах, в соответствии с градостроительными регламентами; обязании Департамента в двухнедельный срок со дня принятия арбитражным судом судебного акта по настоящему делу вручить лично Крицкому А.В. схему с приложением утверждающего ее муниципального правового акта, в том числе, разрешенное использование земельного участка - "для размещения объектов хранения легкового автотранспорта".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 по делу N А70-13012/2013 требования заявителя удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что отказав ИП Крицкому А.В. в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, Департамент допустил нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, поскольку такой отказ произведен без составления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 по делу N А70-13012/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, ссылаясь на то, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, не может обратиться в уполномоченный на проведение кадастрового учета орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Департамент, Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и предприниматель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Заявителем и третьим лицом письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
ИП Крицкий А.В. 31.10.2013 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и частично за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, в следующих границах: южная - красная линия ул. Полевой (граница территориальной зоны ОД-3), северная - граница земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, восточная - существующие границы названных земельных участков, западная - красная линия улицы Ямская (граница территориальной зоны ОД-3) для целей не связанных с капитальным строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
В указанном заявлении ИП Крицкий А.В. просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и получения кадастрового паспорта земельного участка. (л.д. 16 том 2).
Рассмотрев поступившее заявление ИП Крицкого А.В., 08.11.2013 Департаментом подготовлен ответ о невозможности предоставления земельного участка. (л.д. 17 том 2).
Причина отказа в письме Департамента мотивирована нахождением указанных участков в пользовании третьего лица.
В частности, из письма следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216003:394, площадь 1043 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216003:395, площадью 943 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ямская,41а, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень.
Приказами Департамента от 30.04.2013 N 126 и N 127 данные земельные участки предоставлены Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства с организацией парковочных мест.
Нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Полагая, что бездействие Департамента, заключающиеся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Как было указано выше, суд первой инстанции требования заявителя признал обоснованными и удовлетворил.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования предпринимателя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует вывод о том, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет. То есть, обязательным условием при решении вопроса о предоставлении юридическому лицу земельного участка является наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Как следует из статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, которым Департамент в своей деятельности руководствуется в силу пункта 1.2. указанного Положения.
Основные функции Департамента определены в разделе 3 Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени.
В пункте 3.1. раздела 3 Положения закреплены функции Департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в Департамента является принятие решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принятие решения об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, в форме приказов Департамента.
Таким образом, учитывая указанное, вывод суда первой инстанции о том, Департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени порядок рассмотрения заявления ИП Крицкого А.В., поскольку Департамент не выдал заявителю схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а сразу рассмотрел по существу заявление ИП Крицкого А.В. о предоставлении земельного участка в собственность, отказав в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка, является верным.
Как было указано ранее, для решения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению (отказу в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Учитывая указанное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказав ИП Крицкому А.В. в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, Департамент допустил нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, поскольку такой отказ произведен без составления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
В данном случае Департамент фактически отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка ввиду нахождения участка в пользовании третьего лица (л.д. 17 том 2).
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое бездействие Департамента является незаконным.
Апелляционный суд считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 по делу N А70-13012/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)