Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 N 05АП-7636/2014 ПО ДЕЛУ N А51-39636/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. N 05АП-7636/2014

Дело N А51-39636/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-7636/2014
на решение от 09.04.2014
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-39636/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Днепр" (ИНН 2537097696, ОГРН 1132537001123, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.03.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 13.11.2013 N 28768/20у,
при участии в заседании:
- от общества: представитель М.В. Гладких (паспорт, доверенность от 28.03.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Днепр" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), оформленного письмом от 13.11.2013 N 28768/20у, об отказе в выдаче акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Верещагина, 7а, для строительства спортивного комплекса (тренажерного зала), примерной площадью 2 000 кв. м и об обязании УГА г. Владивостока обеспечить выбор указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка, расположенного в г. Владивосток, в районе ул. Верещагина, 7а, для строительства спортивного комплекса (тренажерного зала) по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14.10.2013 N 20/03/02-12/27472 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, УГА г. Владивостока настаивает на непредставлении заявителем документов, необходимых для рассмотрения заявления о предоставлении спорного земельного участка по существу, а именно схемы его расположения на кадастровом плане территории. Пояснил, что спорный земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны, в границах которой запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Считает размещение тренажерного зала с парковкой площадью 1000 кв. м не соответствующим правовому режиму указанной зоны. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на наличие на земельном участке зеленых насаждений, покрывающих более 70% его поверхности, использование земельного участка для кратковременного отдыха и прогулок жителей близлежащих домов, а также на наличие существенных перепадов высот более 350 м, что, по мнению УГА г. Владивостока, препятствует использованию земельного участка для строительства.
Представитель общества в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
29.09.2013 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивного комплекса (тренажерного зала) с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка примерной площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Верещагина, 7а, исходя из площади объекта строительства 1000 кв. м и площади земельного участка под парковку 1000 кв. м.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока.
Письмом от 13.11.2013 N 28768/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выдаче акта выбора земельного участка, сославшись на непредставление документов, необходимых для обеспечения выбора и утверждения и выдачи схемы расположении земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Посчитав, что отказ УГА г. Владивостока не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая отказ УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что представленный обществом пакет документов соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент"), предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании места размещения спортивного комплекса (тренажерного зала) на земельном участке примерной площадью 2000 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Верещагина, 7а, исходя из площади объекта строительства 1000 кв. м и площади земельного участка под парковку 1000 кв. м.
К указанному заявлению были приложены только копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, а также фрагмент кадастрового плана территории со схематичным изображением предполагаемого местоположения земельного участка.
В нарушение требований статьи 31 ЗК РФ и пункта 2.6 Регламента обоснование примерного размера земельного участка для строительства обществом представлено не было.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на непредставление документов, необходимых для работы с обращением.
Рассматривая вопрос о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания решений органа местного самоуправления незаконными, коллегия также не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями.
Обосновывая правомерность оспариваемого решения, УГА г. Владивостока также ссылалось на непредставление заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ определение вариантов размещения объекта отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который обязан осуществить выбор земельного участка с соблюдением всех необходимых требований для размещения планируемого строительством объекта. По смыслу пункта 5 статьи 31 Кодекса схема расположения земельного участка составляется и утверждается только после выбора земельного участка и подготовки соответствующего акта о выборе.
Между тем, по правилам пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
При исследовании документов, позволяющих определить местоположение испрашиваемого земельного участка, коллегией установлено, что район города, в котором испрашивается земельный участок расположен на границе двух территориальных зон Р-2 и Ж-1, между которыми проходит дорога общего пользования. При этом территория зоны Ж-1 является застроенной, а рельеф территориальной зоны Р-2 имеет выраженный уклон местами более 45 градусов.
Анализ имеющейся в материалах дела обзорной схемы, приложенной обществом к своему заявлению, показал, что она является нечитаемой, предполагаемое место размещения земельного участка для строительства объекта - спортивного комплекса (тренажерного зала) на земельном участке примерной площадью 2000 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Верещагина, 7а, исходя из площади объекта строительства 1000 кв. м и площади земельного участка под парковку 1000 кв. м, четко не определено, адресный ориентир - ул. Верещагина, 7а, на схеме не обозначен 1.2013 N 28768/20у.
При наличии на исследуемой территории двух градостроительных зон, дороги общего пользования и сложности рельефа, следует вывод о невозможности обеспечить выбор земельного участка для строительства по причине непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента N 1608, что в силу положений пункта 3.14 названного Регламента не дает возможности профильным отделам проверить градостроительное зонирование, красные линии, технические зоны инженерных коммуникаций, наличие смежных землепользователей, возможность размещения объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, является обоснованным.
Доказательства того, что Управление имело возможность представить заявителю по указанной им адресной привязке истребуемый вариант размещения объекта необходимых параметров в полном соответствии с градостроительными нормами, в материалы дела заявителем не представлены.
Кроме того, согласно Карте зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, спорный земельный участок находится в границах территории второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива. Указанный факт обществом не оспаривается.
По правилам статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В силу пункта 3 указанной статьи в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Правовой режим земель в составе округов санитарной охраны установлен Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (далее по тексту - "Положение").
Так, в силу пункта 13 Положения на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе вырубка зеленых насаждений.
На территории третьей зоны пунктом 14 Положения введены ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Согласно данной норме допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что испрашиваемый им земельный участок не спрофилирован (имеет выраженный уклон до 45 и более градусов) и полностью покрыт зелеными насаждениями. Строительство объекта заявителя повлечет нарушение существующего рельефа и вырубку зеленых насаждений в границах округа санитарной охраны на территории 2000 кв. м, что противоречит требованиям пункта 13 и 14 Положения и, по мнению коллегии, отрицательно скажется на санитарном состоянии лечебно-оздоровительной местности.
Учитывая указанные обстоятельства, коллегия считает, что выбор и формирование земельного участка для строительства объекта заявителя в указанном им районе повлечет нарушение правового режима округа санитарной охраны. Соответственно, оспариваемое обществом решение УГА г. Владивостока не влияет на его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2014 по делу N А51-39636/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)