Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-2610/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А55-2610/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 25 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Пугайлова Н.В., доверенность от 30 октября 2013 г. N 684,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - Екатеринин И.И., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 363,
от третьего ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 26 марта 2014 г. N 3-49/40,
от ООО фирма "АНВИС" - извещен, не явился,
от гражданина Лашманова Валентина Михайловича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу N А55-2610/2014 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (ИНН 6315617983, ОГРН 1086315008988), г. Самара
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости", г. Самара,
третьи лица:
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью фирма "АНВИС", г. Самара,
гражданин Лашманов Валентин Михайлович, г. Самара,
о признании незаконным приказа, недействительным договора, о снятии земельного участка с кадастрового учета,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области (далее первый ответчик) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014, а также к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее второй ответчик) и Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости" (далее третий ответчик) о признании незаконным приказа второго ответчика N 45 от 16.01.2014 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса/Ракитовское шоссе, о признании недействительным договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г. заключенного между Министерством имущественных отношений Самарской области и Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости", а также о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПромРесурс" путем отмены вышеназванного приказа, а также подписания соглашения о расторжении договора N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу N А55-2610/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.01.2014 N 45 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса/Ракитовское шоссе, а также договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г. заключенный между Министерством имущественных отношений Самарской области и Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости". На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс". На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области возложена обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Второй ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо - Министерства строительства Самарской области считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие первого и третьего ответчиков и третьих лиц - ООО фирма "АНВИС" и гражданина Лашманова В.М., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, второго ответчика, третьего лица - Министерства строительства Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) от 24.03.2011 N 69-п утвержден акт о выборе земельного участка для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, расположенного по проспекту Карла Маркса/Ракитовскому шоссе в Кировском районе г. Самара. ООО "ПромРесурс" предварительно согласовано место размещения склада на вышеназванном земельном участке.
Схема расположения вышеназванного земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 14.10.2010 N 1487.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что границы земельного участка для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, акт о выборе которого утвержден Министерством строительства и ЖКХ Самарской области, пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014. При наличии в ГКН сведений об этом земельном участке, кадастровый учет вновь образуемого земельного участка не может быть осуществлен.
Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в суд с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014. После обращения заявителя в суд с указанными требованиями, Министерство имущественных отношений Самарской области издало приказ N 45 от 16.01.2014 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Карла Маркса/Ракитовское шоссе Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости", на основании которого между Министерством имущественных отношений Самарской области и Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения ООО "ПромРесурс" с заявлением об оспаривании вышеназванного приказа и договора.
В силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 названной статьи).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 названной статьи).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 названной статьи).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 7 названной статьи).
По смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации наличие ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков не является препятствием для выбора испрашиваемого земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.
Из материалов дела следует, что ранее земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 был предоставлен в аренду ООО фирма "Анвис" на основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Самары договора аренды земельного участка от 28.01.2005 N 018425з.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара и Министерством имущественных отношений Самарской области был заключен договор от 12.12.2006 г. о передаче прав и обязанностей арендодателя по вышеназванному договору аренды.
Уведомлением от 05.06.2009 N 12-15/з-1031, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило Обществу об отказе от договора аренды земельного участка от 28.01.2005 N 018425з, в связи с неоднократным невнесением арендной платы, и предложило освободить земельный участок в срок до 15.07.2009, передав его по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2010 г. по делу N А55-17114/2009 на общество с ограниченной ответственностью фирма "Анвис" возложена обязанность освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Карла Маркса/Ракитовского шоссе, кадастровый номер 63:01:0257006:0014.
Таким образом, из материалов дела следует, что на момент утверждения Министерством строительства и ЖКХ Самарской области акта о выборе земельного участка для строительства склада площадью 42 653,00 кв. м, расположенного по проспекту Карла Маркса/Ракитовскому шоссе в Кировском районе г. Самара и предварительного согласования ООО "ПромРесурс" места размещения склада на вышеназванном земельном участке, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 был свободен и не зарезервирован для государственных либо муниципальных нужд, следовательно, необходимость его изъятия отсутствовала.
Министерство строительства и ХКХ Самарской области в силу постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - министерство строительства Самарской области).
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 сформирован для целей, не связанных со строительством не может быть принят во внимание.
Исходя из положений статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определятся градостроительным регламентом.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что спорный земельный участок находится в градостроительной зоне ПК-3, для которой размещение складов отнесено к основному разрешенному виду использования земельных участков.
Поскольку выбор земельного участка произведен министерством строительства и ЖКХ Самарской области для целей строительства объекта, отнесенного градостроительным регламентом к основному виду использования земельных участков, цель формирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 правового значения не имеет.
Как установлено судом земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 с 2010 г. был свободен и не зарезервирован для государственных либо муниципальных нужд.
Более трех лет Министерство имущественных отношений Самарской области не осуществляло каких-либо действий по распоряжению этим земельным участком.
Оспариваемый приказ N 45 от 16.01.2014 о предоставлении этого земельного участка в пользование Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости" издан Министерством имущественных отношений Самарской области после начала Министерством строительства и ЖКХ Самарской области процедуры предоставления ООО "ПромРесурс" земельного участка для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, расположенного по проспекту Карла Маркса/Ракитовскому шоссе в Кировском районе г. Самара и предварительного согласования места размещения склада. Более того, Министерство имущественных отношений Самарской области издало указанный приказ уже будучи привлеченным к участию в деле по заявлению ООО "ПромРесурс" о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014.
Оценивая вышеназванные обстоятельства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что издание оспариваемого приказа и заключение оспариваемого договора имели целью воспрепятствовать ООО "ПромРесурс" оформить права на земельный участок для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, что в силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно оценено судом первой инстанции, как злоупотребление правом.
Из совокупного толкования статьей 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области не вправе было распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 63:01:0257006:0014, т.к. к моменту издания оспариваемого приказа Министерство строительства и ЖКХ Самарской области в раках своей компетенции уже фактически распорядилось этим земельным участком.
Таким образом, оспариваемый приказ противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует оформлению прав на земельный участок для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным и возложения на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г., заключенный на основании вышеназванного приказа между Министерством имущественных отношений Самарской области и Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" также не соответствует положениям статьей 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и посягает на права и охраняемые законом интересы ООО "ПромРесурс", а потому в силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
С учетом изложенного, требования заявителя ООО "ПромРесурс" о признании недействительными приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.01.2014 N 45, а также договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 35п-2014/2015 от 24.01.2014 г. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, поэтому в расторжении договора необходимость отсутствует.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 имеет в государственном кадастре недвижимости статус ранее учтенного, данный объект недвижимого имущества может быть снят с государственного кадастрового учета лишь в результате их преобразования либо на основании решения суда.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 указано, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1. статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 препятствует формированию земельного участка для строительства склада площадью 42 653, 00 кв. м, расположенного по проспекту Карла Маркса/Ракитовскому шоссе в Кировском районе г. Самара, и данные противоречия иным способом устранены быть не могут, требование о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257006:0014 также обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу N А55-2610/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)