Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Ларягин В.В., доверенность исх. N 10/06 от 18.07.2013,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод", г. Альметьевск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 г. по делу N А65-24865/2012 (судья Коротенко С.И.),
по иску открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод" (ИНН 1644006532), г. Альметьевск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Казань при участии третьих лиц - Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Муниципального образования г. Альметьевска, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576, 16:45:040101:0218,16:45:040101:575, 16:45:040101:2908, 16:45:050101:238,
установил:
Открытое акционерное общество "Альметьевский трубный завод" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576, 16:45:040101:0218, 16:45:040101:575, 16:45:040101:2908, 16:45:050101:238 указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости данных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2012 суд к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет Муниципального образования города Альметьевска, г. Альметьевск (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2013 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению истца, суд при принятии оспариваемого судебного акта вышел за рамки заявленных истцом исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу с учетом уточнений по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ОАО "Альметьевский трубный завод" на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:576, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная уч. 45040101576;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:0218, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Промзона 11;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:575, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:2908, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Альметьевский муниципальный район, ул. Ризы Фахретдина, д. 76;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:050101:238, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, пр-т Строителей, д. 59, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 16-АК N 198703 от 28.07.2011; серии 16-АК N 198562 от 29.07.2011; серии 16-АА N 879770 от 21.10.2008; серии 16-АА N 911311 от 28.06.2008; серии 16-АА N 879761 от 21.10.2008; серии 16-АК 3 739487 от 04.05.2012 (л.д. 23-27), выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.120-.2012 N 01/289/2012-224, от 29.10.2012 N 08/020/2012-422 на спорные земельные участки (л.д. 97-99, 146-).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составляет 825 101 173,44 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218-3 121 649,70 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575-1 155 706,08 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908-59 590 699,71 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238-23 154 534,10 руб., Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Указанным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" N 351/2-12 от 30.08.2012, N 351/1-12 от 30.08.2012, N 351-12 от 30.08.2012 (далее - оценщик), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 по состоянию на 12.01.2011 составляет 12 597 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 по состоянию на 25.02.2011 составляет 23 364 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 по состоянию на 01.01.2011 составляет 254 132 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1 536 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 по состоянию на 01.01.2011 составляет 627 000 руб.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Представленные в материалы дела отчеты прошли экспертизу в Некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Экспертным заключением N Э-180912-РТ, N Э-180912-1-РТ, N Э-180912-2-РТ от 18.09.2012 подтверждено соответствие отчетов N 351/2-12, N 351/1-12, N 351-12 от 30.08.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-Ф3 от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-Ф3 от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно экспертному заключению N 5-13, подготовленному РГУП "Бюро технической инвентаризации" на основании определения арбитражного суда по ходатайству третьего лица, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составила 366 505 584 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 составила 1 994 082 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 составила 905 354 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 составила 28 336 909 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 составила 20 748 207 руб.
Экспертное заключение апелляционным судом оценивается наряду с другими доказательствами по делу.
Как усматривается из экспертного заключения N 5-13, при проведении судебной экспертизы, эксперт руководствовался нормативными документами, не подлежащими применению при проведении подобных оценок.
Так в п. 2.1. заключения имеется ссылка эксперта на использование Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 N 568-р, которые были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки". Вместе с тем, указанное постановление Правительства РФ признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 08.11.2007 N 765.
Помимо этого, экспертом РГУП "БТИ" определена рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:2908 и 16:45:050101:238 по состоянию на 01.01.2011.
Однако, как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:040101:2908 и 16:45:050101:238 сформированы после 01.01.2011 и поставлены на кадастровый учет 25.02.2011 и 12.01.2011, спорные объекты не могли иметь рыночную стоимость на 01.01.2011. Соответственно выводы, содержащиеся в заключении, не подтверждены документально.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что экспертное заключение N 5-13 не соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и признает его ненадлежащим доказательством.
В силу статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
По ходатайству истца определением суда апелляционной инстанции была назначена повторная судебная экспертиза.
Согласно отчету N 1/07-13, выполненному ООО "ФинАктив" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составила 206 838 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 составила 1 223 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 составила 498 000 руб.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции в заключении эксперта отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, отчет N 1/07-13 основан на материалах дела, является ясным и полным.
Надлежащих доказательств и соответствующих им обстоятельств, наличие которых могло бы свидетельствовать о неверно избранной экспертом, осуществившим в рамках назначенной апелляционным судом повторной судебной экспертизы, методике исследования, не выявлено.
В заключении эксперта указано основание производства экспертизы - определение суда апелляционной инстанции, заключение также содержит выводы по поставленным вопросам. Выводы эксперта не оспорены.
Доказательств того, что при проведении повторной судебной экспертизы были допущены нарушения, лишающие полученное по ее результатам заключение доказательственной силы, суду не представлено.
Оснований сомневаться в достоверности выводов повторной судебной экспертизы, выполненной экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия признает указанное заключение бесспорным и надлежащим доказательством, установившем размер рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576; 16:45:040101:0218; 16:45:040101:575.
Кроме того, принимая во внимание, что ответчиком не доказано несоответствие отчетов ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" N 351/1-12 от 30.08.2012 и N 351/2-12 от 30.08.2012 по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 по состоянию на 25.02.2011 в размере 23 364 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 по состоянию на 12.01.2011 в размере 12 597 000 руб. нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суд апелляционной инстанции констатирует, что в указанной части отчеты отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N 254, 255, 256 от 20.07.2007.
Доказательств недостоверности установленной в указанных отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:050101:238 и 16:45:040101:2908 на даты постановки их на кадастровый учет суду не представлено.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит изменению на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца и ответчика в соответствии с удовлетворенными требованиями. Истец просил отнести судебные расходы на него. Поэтому судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 г. по делу N А65-24865/2012 изменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод", г. Альметьевск, удовлетворить.
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, уч. 45040101576, указав ее в размере рыночной стоимости 206 838 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Промзона 11, указав ее в размере рыночной стоимости 1 223 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, указав ее в размере рыночной стоимости 498 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Альметьевский муниципальный район, ул. Ризы Фахретдина, д. 76, указав ее в размере рыночной стоимости 23 364 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, пр-т Строителей, д. 59, указав ее в размере рыночной стоимости 12 597 000 руб.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24865/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N А65-24865/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Ларягин В.В., доверенность исх. N 10/06 от 18.07.2013,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод", г. Альметьевск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 г. по делу N А65-24865/2012 (судья Коротенко С.И.),
по иску открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод" (ИНН 1644006532), г. Альметьевск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Казань при участии третьих лиц - Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Муниципального образования г. Альметьевска, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576, 16:45:040101:0218,16:45:040101:575, 16:45:040101:2908, 16:45:050101:238,
установил:
Открытое акционерное общество "Альметьевский трубный завод" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576, 16:45:040101:0218, 16:45:040101:575, 16:45:040101:2908, 16:45:050101:238 указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости данных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2012 суд к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Казань; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет Муниципального образования города Альметьевска, г. Альметьевск (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2013 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению истца, суд при принятии оспариваемого судебного акта вышел за рамки заявленных истцом исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу с учетом уточнений по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ОАО "Альметьевский трубный завод" на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:576, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная уч. 45040101576;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:0218, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Промзона 11;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:575, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:040101:2908, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Альметьевский муниципальный район, ул. Ризы Фахретдина, д. 76;
- - земельный участок с кадастровым номером 16:45:050101:238, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, пр-т Строителей, д. 59, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 16-АК N 198703 от 28.07.2011; серии 16-АК N 198562 от 29.07.2011; серии 16-АА N 879770 от 21.10.2008; серии 16-АА N 911311 от 28.06.2008; серии 16-АА N 879761 от 21.10.2008; серии 16-АК 3 739487 от 04.05.2012 (л.д. 23-27), выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.120-.2012 N 01/289/2012-224, от 29.10.2012 N 08/020/2012-422 на спорные земельные участки (л.д. 97-99, 146-).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составляет 825 101 173,44 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218-3 121 649,70 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575-1 155 706,08 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908-59 590 699,71 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238-23 154 534,10 руб., Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Указанным Постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" N 351/2-12 от 30.08.2012, N 351/1-12 от 30.08.2012, N 351-12 от 30.08.2012 (далее - оценщик), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 по состоянию на 12.01.2011 составляет 12 597 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 по состоянию на 25.02.2011 составляет 23 364 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 по состоянию на 01.01.2011 составляет 254 132 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1 536 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 по состоянию на 01.01.2011 составляет 627 000 руб.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Представленные в материалы дела отчеты прошли экспертизу в Некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Экспертным заключением N Э-180912-РТ, N Э-180912-1-РТ, N Э-180912-2-РТ от 18.09.2012 подтверждено соответствие отчетов N 351/2-12, N 351/1-12, N 351-12 от 30.08.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-Ф3 от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-Ф3 от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно экспертному заключению N 5-13, подготовленному РГУП "Бюро технической инвентаризации" на основании определения арбитражного суда по ходатайству третьего лица, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составила 366 505 584 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 составила 1 994 082 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 составила 905 354 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 составила 28 336 909 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 составила 20 748 207 руб.
Экспертное заключение апелляционным судом оценивается наряду с другими доказательствами по делу.
Как усматривается из экспертного заключения N 5-13, при проведении судебной экспертизы, эксперт руководствовался нормативными документами, не подлежащими применению при проведении подобных оценок.
Так в п. 2.1. заключения имеется ссылка эксперта на использование Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 N 568-р, которые были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки". Вместе с тем, указанное постановление Правительства РФ признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 08.11.2007 N 765.
Помимо этого, экспертом РГУП "БТИ" определена рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:2908 и 16:45:050101:238 по состоянию на 01.01.2011.
Однако, как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:040101:2908 и 16:45:050101:238 сформированы после 01.01.2011 и поставлены на кадастровый учет 25.02.2011 и 12.01.2011, спорные объекты не могли иметь рыночную стоимость на 01.01.2011. Соответственно выводы, содержащиеся в заключении, не подтверждены документально.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что экспертное заключение N 5-13 не соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и признает его ненадлежащим доказательством.
В силу статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
По ходатайству истца определением суда апелляционной инстанции была назначена повторная судебная экспертиза.
Согласно отчету N 1/07-13, выполненному ООО "ФинАктив" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576 составила 206 838 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218 составила 1 223 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575 составила 498 000 руб.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции в заключении эксперта отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, отчет N 1/07-13 основан на материалах дела, является ясным и полным.
Надлежащих доказательств и соответствующих им обстоятельств, наличие которых могло бы свидетельствовать о неверно избранной экспертом, осуществившим в рамках назначенной апелляционным судом повторной судебной экспертизы, методике исследования, не выявлено.
В заключении эксперта указано основание производства экспертизы - определение суда апелляционной инстанции, заключение также содержит выводы по поставленным вопросам. Выводы эксперта не оспорены.
Доказательств того, что при проведении повторной судебной экспертизы были допущены нарушения, лишающие полученное по ее результатам заключение доказательственной силы, суду не представлено.
Оснований сомневаться в достоверности выводов повторной судебной экспертизы, выполненной экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия признает указанное заключение бесспорным и надлежащим доказательством, установившем размер рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:040101:576; 16:45:040101:0218; 16:45:040101:575.
Кроме того, принимая во внимание, что ответчиком не доказано несоответствие отчетов ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС" N 351/1-12 от 30.08.2012 и N 351/2-12 от 30.08.2012 по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908 по состоянию на 25.02.2011 в размере 23 364 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238 по состоянию на 12.01.2011 в размере 12 597 000 руб. нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суд апелляционной инстанции констатирует, что в указанной части отчеты отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N 254, 255, 256 от 20.07.2007.
Доказательств недостоверности установленной в указанных отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:050101:238 и 16:45:040101:2908 на даты постановки их на кадастровый учет суду не представлено.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит изменению на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца и ответчика в соответствии с удовлетворенными требованиями. Истец просил отнести судебные расходы на него. Поэтому судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 г. по делу N А65-24865/2012 изменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования открытого акционерного общества "Альметьевский трубный завод", г. Альметьевск, удовлетворить.
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:576, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, уч. 45040101576, указав ее в размере рыночной стоимости 206 838 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:0218, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Промзона 11, указав ее в размере рыночной стоимости 1 223 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:575, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, указав ее в размере рыночной стоимости 498 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040101:2908, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, Альметьевский муниципальный район, ул. Ризы Фахретдина, д. 76, указав ее в размере рыночной стоимости 23 364 000 руб.;
- Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:238, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, пр-т Строителей, д. 59, указав ее в размере рыночной стоимости 12 597 000 руб.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)