Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-108/14

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, существенным завышением размера стоимости земельных участков, установленных в результате кадастровой оценки земли, нарушаются его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N 3-108/14


Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания К.
с участием представителя Л.Г.Ю. и Д.А.А. П.Р.В., представителя Правительства Нижегородской области И.Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Г.Ю. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Л.Г.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Нижегородский областной суд с исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, а именно:
- 1. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 2. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 3. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 4. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 5. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 6. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 7. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 8. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 9. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 10. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 11. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 12. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 13. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 14. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 15. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 16. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 17. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 18. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 19. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 20. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 21. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 22. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 23. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 24. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 25. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 26. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 27. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 28. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 29. Земельного участка, <данные изъяты>; взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию оплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
При рассмотрении дела в суде Л.Г.Ю. изменил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 22 декабря 2011 года, а именно:
- 1. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 2. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 3. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 4. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 5. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 6. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 7. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 8. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 9. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 10. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 11. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 12. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 13. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 14. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 15. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 16. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 17. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 18. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 19. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 20. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 21. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 22. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 23. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 24. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 25. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 26. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 27. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 28. Земельного участка, <данные изъяты>;
- 29. Земельного участка, <данные изъяты>.
В исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований указал о том, что указанные земельные участки образовались в результате сначала раздела земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, которые остались не делимыми) согласно Соглашению о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и Д. - участниками общей долевой собственности.
Считает, что нарушены его права и законные интересы как собственника земельных участков при наличии существенного завышения размера стоимости земельных участков, установленных в результате кадастровой оценки земли, что влечет увеличение размера налоговых платежей. Указал в заявлении об уточнении исковых требований о том, что имеется отчет N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - дату заключения договора купли-продажи земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общая площадь <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> кадастровый (или условный) номер: N. Отчет соответствует требованиям законодательства, о чем имеется экспертное заключение, подготовленное ООО <данные изъяты>.
С учетом заявленных требований и обстоятельств дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, администрация городского округа город Бор Нижегородской области, Д.А.А., ОАО <данные изъяты>.
При рассмотрении дела в суде представитель истца Л.Г.Ю. и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Д.А.А., - П. требования искового заявления с учетом его уточнения поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что сособственником земельных участков является также Д.А.А., который поддерживает заявленные требования. Сообщил о том, что земельный участок с кадастровым номером N находится в залоге у ОАО <данные изъяты>, которое дает согласие на изменение кадастровой стоимости данного земельного участка, о чем имеется письменное заявление ОАО <данные изъяты>. Пояснил суду, что требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости заявлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так как это дата приобретения Л.Г.Ю. и Д.А.А. земельного участка с кадастровым номером N, из которого путем последующего раздела были образованы новые земельные участки. С указанной даты возникло право требовать установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Просил не взыскивать в пользу истца судебные расходы в виде расходов на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился, представил письменные отзывы на исковое заявление и заявление об уточнении исковых требований. В отзывах указал о том, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, так как Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не может быть признано ответчиком по данному делу, незаконных действий, которые бы нарушали права и законные интересы истца, не совершалось. Согласно иску и отчету об оценке стоимость земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Однако стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату установления его кадастровой стоимости. Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 года N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому рыночную стоимость необходимо определять на указанную дату. Также указали о том, что земельный участок с кадастровым номером N находится в залоге у ОАО <данные изъяты>, поэтому затрагиваются интересы ОАО <данные изъяты>. Полагали, что требование о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судебных расходов является необоснованным.
Представитель Правительства Нижегородской области И. пояснила суду, что ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, был учтен в приложении N 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области", результаты государственной кадастровой оценки которого были утверждены по состоянию на 01.01.2011 года. Земельные участки, приведенные в исковом заявлении, в постановлении Правительства Нижегородской <адрес> не значатся, так как были сформированы позже. Указала, что результаты кадастровой оценки были осуществлены полномочным органом. Представила письменный отзыв на иск. Просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации городского округа город Бор Нижегородской области в судебное заседание не явился. При рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ представители администрации городского округа город Бор Нижегородской области Ш.Е.В. и Б.О.О. с исковыми требованиями Л.Г.Ю. были не согласны. Указали о том, что стоимость земельных участков в отчете об оценке занижена, что приведет к недополучению налоговых платежей в бюджет городского округа город Бор. Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость должна устанавливаться на дату, когда была установлена кадастровая стоимость. Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проведена на основании постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области", то есть по состоянию на 01.01.2011 года. Просили отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ОАО <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования искового заявления, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221?ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221?ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Л.Г.Ю. и Д.А.А. приобрели в собственность земельный участок <данные изъяты>
На основании соглашения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Л.Г.Ю. и Д.А.А., земельный участок <данные изъяты>. При этом Л.Г.Ю. приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, Д.А.А. - на земельный участок с кадастровым номером N. Земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400057:527 приобретен Л.Г.Ю. и Д.А.А. в общую долевую собственность в равных долях.
На основании соглашения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Л.Г.Ю. и Д.А.А., земельный участок с кадастровым номером N был разделен на 27 земельных участков с кадастровыми номерами: N т. 2 л.д. 134-136).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Д.А.А. продал, а Л.Г.Ю. приобрел в собственность <данные изъяты> долю земельного участка с кадастровым номером N (т. 2 л.д. 130).
Право собственности Д.А.А. и Л.Г.Ю. на указанные выше земельные участки подтверждены представленными документами.
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области" ранее сформированный и приобретенный Д.А.А. и Л.Г.Ю. земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, был учтен в приложении N 1 к данному постановлению Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 и результаты государственной кадастровой оценки ранее существующего земельного участка были утверждены по состоянию на 01.01.2011 года.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков, стоимость которых оспаривается, их кадастровая стоимость была определена по результатам государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 года N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области", дата утверждения кадастровой оценки - 27.09.2011 года (по истечении 10 дней со дня опубликования постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 года N 703), дата определения кадастровой стоимости - 01.01.2009 года.
































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)