Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автодебют" (г. Калуга, ОГРН 1074027002323, ИНН 4027078259) и заинтересованного лица - городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автодебют" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 по делу N А23-4504/2014 (судья Аникина Е.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОДЕБЮТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к городской управе города Калуги (далее - управа) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельных участков по обращению от 13.04.2014; обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 40:26:000104:59, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки, для строительства объектов рекреационного назначения и земельного участка с кадастровым номером 40:26:000104:58, площадью 26 584 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, р-он ул. Кукареки для строительства объектов рекреационного назначения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением городской управы г. Калуги от 07.07.2010 N 8831-р обществу предварительно согласовано место размещения оздоровительного центра по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки на земельном участке ориентировочной площадью 36 585 кв. м и утвержден акт о выборе, схема размещения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000104.
Согласно распоряжению от 21.04.2011 N 4302-р внесены изменения в распоряжение от 07.07.2010 N 8831-р, в соответствии с которыми земельный участок подлежал предоставлению под объект рекреационного назначения.
Общество, выполнив возложенные на него обязанности по формированию земельного участка, осуществлению изыскательских работ, обратилось в управу с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков: с кадастровым номером 40:26:000104:59, площадью 10 000 кв. м, с кадастровым номером 40:26:000104:58, площадью 26 584 кв. м, расположенных по адресу: г. Калуга, р-он ул. Кукареки для строительства объектов рекреационного назначения.
Управа письмом от 04.03.2013 N 1318/06-13 отказала заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков ввиду снятия их с кадастрового учета.
После постановки на кадастровый учет земельных участков 03.04.2014 общество повторно обратилось в управу с письмом о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки, для строительства объектов рекреационного назначения.
Ссылаясь на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места расположения объекта, управа письмом от 14.04.2014 N 2585/06-14 отказала заявителю в предоставлении земельных участков.
Общество, полагая, что управой допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков по обращению от 13.04.2014, чем нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу том, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, указал на пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ЗК РФ.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как усматривается из материалов дела, постановлением городской управы г. Калуги от 29.06.2012 N 229-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Регламент), устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 3.2.5. Регламента предусмотрено, что результатом выполнения действий в рамках административной процедуры является выдача заявителю постановления городской управы города Калуги о предоставлении земельного участка и договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, акта приема-передачи в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком либо мотивированного письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Письмами от 04.03.2014, 14.04.2014 управа отказала обществу в предоставлении земельных участков.
Таким образом, со стороны ответчика не допущено бездействия.
Как установлено судом, отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков от 14.04.2014 обществом фактически не оспорен.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 ГК РФ.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя) должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
На основании изложенного, с учетом избранного заявителем способа защиты права оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. При этом пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Анализ приведенных норм позволяет также сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия органа государственной власти, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как усматривается из материалов дела, управа отказала обществу в предоставлении земельных участков письмом от 14.04.2014.
Однако исковое заявление подано в арбитражный суд только 25.08.2014, то есть с пропуском срока.
При этом заявляя о восстановлении процессуального срока, общество не привело уважительной причины его пропуска, не доказало наличие объективных препятствий для обращений в суд за защитой нарушенных прав в пределах установленного процессуального срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок действия распоряжения управы от 21.04.2011 N 4302-Р не истек и начало предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока следует исчислять с 18.09.2014, не может быть принят судом, поскольку в случае несогласия общества с отказом ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка срок на обжалование исчисляется с момента получения такого отказа независимо от содержащихся в нем мотивов.
Ссылка жалобы на то, что отказ управы от 14.04.2014 был получен обществом значительно позже его датирования, отклоняется судом, как не подтвержденная документально.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 по делу N А23-4504/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 ПО ДЕЛУ N А23-4504/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N А23-4504/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автодебют" (г. Калуга, ОГРН 1074027002323, ИНН 4027078259) и заинтересованного лица - городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автодебют" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 по делу N А23-4504/2014 (судья Аникина Е.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОДЕБЮТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к городской управе города Калуги (далее - управа) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельных участков по обращению от 13.04.2014; обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 40:26:000104:59, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки, для строительства объектов рекреационного назначения и земельного участка с кадастровым номером 40:26:000104:58, площадью 26 584 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, р-он ул. Кукареки для строительства объектов рекреационного назначения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением городской управы г. Калуги от 07.07.2010 N 8831-р обществу предварительно согласовано место размещения оздоровительного центра по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки на земельном участке ориентировочной площадью 36 585 кв. м и утвержден акт о выборе, схема размещения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000104.
Согласно распоряжению от 21.04.2011 N 4302-р внесены изменения в распоряжение от 07.07.2010 N 8831-р, в соответствии с которыми земельный участок подлежал предоставлению под объект рекреационного назначения.
Общество, выполнив возложенные на него обязанности по формированию земельного участка, осуществлению изыскательских работ, обратилось в управу с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков: с кадастровым номером 40:26:000104:59, площадью 10 000 кв. м, с кадастровым номером 40:26:000104:58, площадью 26 584 кв. м, расположенных по адресу: г. Калуга, р-он ул. Кукареки для строительства объектов рекреационного назначения.
Управа письмом от 04.03.2013 N 1318/06-13 отказала заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков ввиду снятия их с кадастрового учета.
После постановки на кадастровый учет земельных участков 03.04.2014 общество повторно обратилось в управу с письмом о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Калуга, р-он. ул. Кукареки, для строительства объектов рекреационного назначения.
Ссылаясь на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места расположения объекта, управа письмом от 14.04.2014 N 2585/06-14 отказала заявителю в предоставлении земельных участков.
Общество, полагая, что управой допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков по обращению от 13.04.2014, чем нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу том, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, указал на пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ЗК РФ.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как усматривается из материалов дела, постановлением городской управы г. Калуги от 29.06.2012 N 229-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Регламент), устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 3.2.5. Регламента предусмотрено, что результатом выполнения действий в рамках административной процедуры является выдача заявителю постановления городской управы города Калуги о предоставлении земельного участка и договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, акта приема-передачи в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком либо мотивированного письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Письмами от 04.03.2014, 14.04.2014 управа отказала обществу в предоставлении земельных участков.
Таким образом, со стороны ответчика не допущено бездействия.
Как установлено судом, отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков от 14.04.2014 обществом фактически не оспорен.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 ГК РФ.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя) должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
На основании изложенного, с учетом избранного заявителем способа защиты права оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. При этом пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Анализ приведенных норм позволяет также сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия органа государственной власти, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как усматривается из материалов дела, управа отказала обществу в предоставлении земельных участков письмом от 14.04.2014.
Однако исковое заявление подано в арбитражный суд только 25.08.2014, то есть с пропуском срока.
При этом заявляя о восстановлении процессуального срока, общество не привело уважительной причины его пропуска, не доказало наличие объективных препятствий для обращений в суд за защитой нарушенных прав в пределах установленного процессуального срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок действия распоряжения управы от 21.04.2011 N 4302-Р не истек и начало предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока следует исчислять с 18.09.2014, не может быть принят судом, поскольку в случае несогласия общества с отказом ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка срок на обжалование исчисляется с момента получения такого отказа независимо от содержащихся в нем мотивов.
Ссылка жалобы на то, что отказ управы от 14.04.2014 был получен обществом значительно позже его датирования, отклоняется судом, как не подтвержденная документально.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2014 по делу N А23-4504/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)