Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации договора аренды лесного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен: 25 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Борзыкина М.В.,
судей: Бочаровой Н.Н., Калининой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца -
- Комитет лесного хозяйства Московской области (г. Красногорск Московской области, ОГРН 1125024004918): Разумак М.А., - доверенность от 25.12.2014 N 26Дов-515;
- от ответчика -
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Красногорск Московской области, ОГРН 1047727043561): Курбанов К.А., - доверенность от 10.03.2015 N 24-Д;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -
- дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ" (г. Клин Московской области, ОГРН в материалах дела не содержится): представитель не явился;
- рассмотрев 18 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ответчик)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 декабря 2014 года,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 20 февраля 2015 года,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по иску Комитет лесного хозяйства Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным изложенного в сообщении от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08, обязании зарегистрировать названный договор,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ",
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным изложенного в сообщении от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08, обязании зарегистрировать названный договор.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ" (далее - некоммерческое партнерство).
Решением от 01.12.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 01.12.2014, постановления от 20.02.2015 в кассационной жалобе Управления Росреестра по Московской области основаны на том, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о правомерности иска не соответствуют положениям статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 13, пункту 2 статьи 26, пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), пункту 2 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), абзацам 1 - 4 статьи 13 Приказа Федерального регистрационной службы от 19.11.2007 N 255 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними". Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Отзывы на кассационную жалобу не направлены.
Судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, назначенное на 14.05.2015 на 12 часов, по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложено на 18.05.2015 на 12 часов, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 18.05.2015 в 12 часов, явились представитель Управления Росреестра по Московской области, представитель комитета, которым объявлено о том, что по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена председательствующего - судьи Чучуновой Н.С. на судью Борзыкина М.В.
Представитель Управления Росреестра по Московской области, представитель комитета, каждый в отдельности, заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя некоммерческого партнерства.
Поскольку некоммерческое партнерство было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- - представитель Управления Росреестра по Московской области объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- - представитель комитета объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Комитетом в порядке арбитражного судопроизводства оспорен отказ Управления Росреестра по Московской области от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 в государственной регистрации заключенного между комитетом и дачным партнерством договора аренды от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08 лесного участка площадью 0,18 га, расположенного по адресу: Московская область, Клинский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, кв. 3 выд. 26,27, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 001826-2014-03, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В обоснование принятого решения Управление Росреестра по Московской области сослалось на не устранение комитетом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации названного договора, а именно: отсутствие заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда; учредительных документов некоммерческого партнерства; кадастрового паспорта лесного участка; сведений на данный участок в Федеральной кадастровой палате Росреестра по Московской области, о чем в адрес комитета 20.06.2014 было направлено уведомление N 03/048/2014-075.
В обоснование иска комитет ссылался на то обстоятельство, что во исполнение названного уведомления учредительные документы некоммерческого партнерства были представлены, а иные основания, на которые Управление Росреестра по Московской области сослалось в обоснование оспариваемого решения, не основаны на законе.
Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о правомерности иска.
Законность решения от 01.12.2014, постановления от 20.02.2015 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы.
При рассмотрении дела суд первой инстанции. апелляционный суд исходили из следующего.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно абзацу 1 части 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пункта 2 статьи 16 того же Закона должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрены пунктом 1 статьи 17 названного Закона. Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, определены статьей 18 того же Закона. Несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства является основанием для приостановления государственной регистрации прав, отказа в государственной регистрации прав (статьи 19, 20 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Порядок осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества закреплен в статье 26 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного кодекса Российской Федерации являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды в силу части 2 той же нормы материального права могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В договоре аренды согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В государственной регистрации договора аренды лесного участка N 50-0208-05-13-08 отказано в том числе по мотиву отсутствия сведений о государственном кадастровом учете лесного участка, а также отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП) сведений о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на лесной участок.
Между тем федеральным законом из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет предусмотрено исключение.
Так, согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ). Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, в силу части 2 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ признается юридически действительным.
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта в соответствии со статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Согласование местоположения границ в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, в соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
План лесного участка от 12.03.2014 комитетом был представлен. О регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Московская область, Клинский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 3, выделы 26, 27 выдано свидетельство от 14.05.2014.
Таким образом, поскольку для государственной регистрации договора аренды лесного участка были представлены все необходимые документы, оспариваемый отказ не основан на законе.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по данному делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву несостоятельности, поскольку выводов судов о применении нормы права не опровергают.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2014 года по делу N А41-55413/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.В.БОРЗЫКИН
Судья
Н.Н.БОЧАРОВА
Судья
Н.С.КАЛИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2015 N Ф05-3696/2015 ПО ДЕЛУ N А41-55413/14
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа, обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации договора аренды лесного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N А41-55413/14
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен: 25 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Борзыкина М.В.,
судей: Бочаровой Н.Н., Калининой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца -
- Комитет лесного хозяйства Московской области (г. Красногорск Московской области, ОГРН 1125024004918): Разумак М.А., - доверенность от 25.12.2014 N 26Дов-515;
- от ответчика -
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Красногорск Московской области, ОГРН 1047727043561): Курбанов К.А., - доверенность от 10.03.2015 N 24-Д;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -
- дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ" (г. Клин Московской области, ОГРН в материалах дела не содержится): представитель не явился;
- рассмотрев 18 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ответчик)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 декабря 2014 года,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 20 февраля 2015 года,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по иску Комитет лесного хозяйства Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным изложенного в сообщении от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08, обязании зарегистрировать названный договор,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ",
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным изложенного в сообщении от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08, обязании зарегистрировать названный договор.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено дачное некоммерческое партнерство "Одуванчик-газ" (далее - некоммерческое партнерство).
Решением от 01.12.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 01.12.2014, постановления от 20.02.2015 в кассационной жалобе Управления Росреестра по Московской области основаны на том, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о правомерности иска не соответствуют положениям статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 13, пункту 2 статьи 26, пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), пункту 2 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), абзацам 1 - 4 статьи 13 Приказа Федерального регистрационной службы от 19.11.2007 N 255 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними". Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Отзывы на кассационную жалобу не направлены.
Судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, назначенное на 14.05.2015 на 12 часов, по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложено на 18.05.2015 на 12 часов, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 18.05.2015 в 12 часов, явились представитель Управления Росреестра по Московской области, представитель комитета, которым объявлено о том, что по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена председательствующего - судьи Чучуновой Н.С. на судью Борзыкина М.В.
Представитель Управления Росреестра по Московской области, представитель комитета, каждый в отдельности, заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя некоммерческого партнерства.
Поскольку некоммерческое партнерство было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- - представитель Управления Росреестра по Московской области объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- - представитель комитета объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Комитетом в порядке арбитражного судопроизводства оспорен отказ Управления Росреестра по Московской области от 21.07.2014 N 03/048/2014-075 в государственной регистрации заключенного между комитетом и дачным партнерством договора аренды от 19.03.2014 N 50-0208-05-13-08 лесного участка площадью 0,18 га, расположенного по адресу: Московская область, Клинский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, кв. 3 выд. 26,27, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 001826-2014-03, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В обоснование принятого решения Управление Росреестра по Московской области сослалось на не устранение комитетом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации названного договора, а именно: отсутствие заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда; учредительных документов некоммерческого партнерства; кадастрового паспорта лесного участка; сведений на данный участок в Федеральной кадастровой палате Росреестра по Московской области, о чем в адрес комитета 20.06.2014 было направлено уведомление N 03/048/2014-075.
В обоснование иска комитет ссылался на то обстоятельство, что во исполнение названного уведомления учредительные документы некоммерческого партнерства были представлены, а иные основания, на которые Управление Росреестра по Московской области сослалось в обоснование оспариваемого решения, не основаны на законе.
Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о правомерности иска.
Законность решения от 01.12.2014, постановления от 20.02.2015 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы.
При рассмотрении дела суд первой инстанции. апелляционный суд исходили из следующего.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно абзацу 1 части 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пункта 2 статьи 16 того же Закона должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрены пунктом 1 статьи 17 названного Закона. Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, определены статьей 18 того же Закона. Несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства является основанием для приостановления государственной регистрации прав, отказа в государственной регистрации прав (статьи 19, 20 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Порядок осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества закреплен в статье 26 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного кодекса Российской Федерации являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды в силу части 2 той же нормы материального права могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В договоре аренды согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В государственной регистрации договора аренды лесного участка N 50-0208-05-13-08 отказано в том числе по мотиву отсутствия сведений о государственном кадастровом учете лесного участка, а также отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП) сведений о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на лесной участок.
Между тем федеральным законом из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет предусмотрено исключение.
Так, согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ). Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, в силу части 2 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ признается юридически действительным.
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта в соответствии со статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Согласование местоположения границ в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, в соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
План лесного участка от 12.03.2014 комитетом был представлен. О регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Московская область, Клинский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 3, выделы 26, 27 выдано свидетельство от 14.05.2014.
Таким образом, поскольку для государственной регистрации договора аренды лесного участка были представлены все необходимые документы, оспариваемый отказ не основан на законе.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по данному делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву несостоятельности, поскольку выводов судов о применении нормы права не опровергают.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2014 года по делу N А41-55413/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.В.БОРЗЫКИН
Судья
Н.Н.БОЧАРОВА
Судья
Н.С.КАЛИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)