Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7567/2013

Требование: Об оспаривании бездействия уполномоченного органа по непринятию решения о передаче в аренду земельного участка, об обязании принять решение и заключить договор аренды.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, бездействие уполномоченного органа по неприятию решения о передаче ему земельного участка является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-7567/2013


Председательствующий: Гречкань Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Утенко Р.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре П.,
рассмотрела в судебном заседании 20 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Д.Г.И. на решение Кировского районного суда г. Омска от 30 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Д.Г.И. <...> о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений администрации города Омска, выраженное в непринятии решения о передаче Д.Г.И. <...> в аренду земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в аренду и заключении договора аренды земельного участка, с кадастровым номером <...> местоположением: примерно в <...> метрах от ориентира с почтовым адресом: город Омск, <...>, по направлению на юго-восток, для целей, не связанных со строительством, для организации спортивной площадки, площадью --- кв. м, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

установила:

Д.Г.И. обратился в суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска, указывая, что <...> он подал в Главное управление по земельным ресурсам Омской области заявление на заключение договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в 2 метрах юго-восточнее относительно здания с почтовым адресом: город Омск, <...> для целей, не связанных со строительством, для организации спортивной площадки. <...> было проведено заседание городской комиссии по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков. Согласно выписке из протокола комиссией принято решение согласовать предоставление земельного участка с учетом соблюдения требований владельцев инженерных коммуникаций. Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Омска от <...> утверждена схема расположения земельного участка. На основании данного распоряжения заявителем приведены кадастровые работы по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер <...>. <...> заявитель представил в Департамент имущественных отношений кадастровый паспорт земельного участка и повторно выразил свое намерение на приобретение права аренды на данный земельный участок. В нарушение п. 5 ст. 34, ст. 29 Земельного кодекса РФ в установленный срок ответчиком не было вынесено решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка Д.Г.И. на праве аренды, копия решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка заявителю не направлена, что повлекло нарушение прав заявителя. Полагает, что доводы Департамента имущественных отношений о том, что порядок предоставления земельного участка должен регулироваться Решением городского Совета от 24.12.2008 г. N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством", а не по правилам ст. 34 ЗК РФ несостоятельны.
Просил признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выраженное в непринятии решения о передаче заявителю данного земельного участка, обязать департамент принять решение о предоставлении в аренду ему земельного участка и заключить договор аренды.
В судебном заседании Д.Г.И. заявленные требования поддержал, уточнил их в части и просил признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, которое выразилось в длительности неутверждения схемы расположения земельного участка. Пояснил, что <...> Главным управлением по земельным ресурсам Омской области на имя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска было направлено письмо с обращением в установленные сроки утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и выдать ему для дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета. Но только <...> в нарушение месячного срока департаментом издано распоряжение N <...> об утверждении схемы расположения земельного участка.
Представитель заявителя Р. в судебном заседании требования Д.Г.И. просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений администрации г. Омска Л. доводы заявления не признала, пояснила, что департамент при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка действовал в соответствии нормами законодательства, регулирующими данную процедуру на уровне г. Омска. Заявление Д.Г.И. о предоставлении земельного участка рассмотрено. Следует учитывать, что определением Центрального районного суда г. Омска от <...> в рамках дела N <...> был наложен запрет на принятие решений, связанных с распоряжением земельным участком с кадастровым номером <...>, что создавало препятствия для административных процедур. Схема расположения земельного участка утверждена по времени более чем в тридцатидневный срок потому, что на данном участке находились объекты, для установления принадлежности которых потребовалось дополнительное время.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.Г.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Департамент имущественных отношений администрации г. Омска несмотря на представление всех необходимых документов незаконно принял решение о проведении повторных торгов, вопреки тому, что Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было уже принято решение о предоставлении земельного участка. Испрашиваемый земельный участок требуется заявителю для размещения некоммерческого объекта социальной направленности, что является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов. Обращает внимание на систематическое нарушение департаментом сроков подготовки документов, в частности срока утверждения схемы расположения земельного участка. Судом не исследованы обстоятельства, связанные с прекращением деятельности Главного управления по земельным ресурсам Омской области, передачи дел заявителей в Департамент имущественных отношений, соотношение ранее действовавших нормативных актов и актов в переходный период.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Д.Г.И. В., поддержавшую жалобу, представителя Департамента имущественных отношений администрации г. Омска Л., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем указанное правило не освобождает заинтересованное лицо от обязанности доказать сам факт предполагаемого нарушения и наличие причинно-следственной связи между указанным фактом и действиями (бездействием) должностного лица, что в результате этого были нарушены права.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статьей 34 ЗК РФ регулируется порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. 2 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 4 настоящей статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Статья 38 ЗК РФ определяет, что приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с п. 1 названной статьи предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Аналогичные положения, касающиеся порядка представления земельного участка, предусмотрены Постановлением Администрации г. Омска от 08.10.2010 г. N 935-п "О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством", которым также утвержден Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пп. 2, 5, 6 п. 20 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 г. N 452, Департамент в сфере земельных отношений:
- выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах своей компетенции;
- распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых:
- - для строительства;
- - в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв. м, металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов;
- является организатором торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
При рассмотрении дела судом установлено, что <...> Д.Г.И. обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в 23 метрах юго-восточнее относительно дома по ул. <...> г. Омска площадью <...> кв. м для целей не связанных со строительством (организация спортивной площадки).
<...> директору Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от начальника Главного управления по земельным ресурсам Омской области поступило обращение, в котором последний просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдать заявителю Д.Г.И. для дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от <...> N <...> утверждена схема расположения земельного участка площадью <...> кв. м для целей не связанный со строительством, под организацию спортивной площадки, местоположение которого установлено относительно строения по улице <...> г. Омска.
<...> указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен номер: <...>, о чем свидетельствует соответствующая выписка.
Заявление от Д.Г.И. о предоставлении ему данного земельного участка в аренду поступило в департамент <...>.
Ответом Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от <...> заявителю сообщено, что после определения рыночной стоимости арендной платы земельного участка и по мере подготовки необходимого пакета документов земельный участок будет выставлен на торги по продаже права аренды.
<...> департаментом издано распоряжение от <...> N <...> о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством. В приложении к данном распоряжению указано на земельный участок с кадастровым номером: <...>, площадью <...> кв. м, расположенный в <...> метрах юго-восточнее относительно дома по ул. <...> г. Омска.
Сведения о торгах, назначенных на <...> по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, где под номером 4 лота указан спорный земельный участок, размещены в газете "Третья столица".
В газете также была размещена информация об отказе от аукциона в связи с запретом распоряжаться указанным земельным участком на основании определения Центрального районного суда г. Омска от <...> по делу по заявлению Д.Г.И. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании незаконным отказа в предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером: <...>.
Рассматривая дело, суд верно отказал Д.Г.И. в признании бездействия Департамента имущественных отношений администрации г. Омска при рассмотрении его заявления и утверждения схемы расположения земельного участка незаконным
В соответствии с п. 10 Порядка рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, в случае поступления заявления в срок, указанный в пункте 5 настоящего Порядка, и наличия у данного заявителя оснований, предусмотренных статьей 6 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 г. N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством", уполномоченные структурные подразделения организуют выполнение работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Утверждение схемы осуществляется департаментом имущественных отношений администрации города Омска.
Обосновывая данные выводы, суд верно принял во внимание, что задержка в утверждении схемы расположения земельного участка вызвана объективными причинами, поскольку на земельном участке находился бассейн, имеется ограждение, а также проходят коммуникации, вследствие чего возникла необходимость установления принадлежности объектов находящихся на данном земельном участке.
Суд, приходя к данному выводу, учитывал то обстоятельство, что заявителю были доведены до сведения причины задержки вынесения распоряжения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает, что Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 14.11.2008 г. N 13464-р утверждены основные требования к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии с данным Распоряжением текстовая часть Схемы оформляется на листах формата А4 и включает в себя титульный лист, содержание, пояснительную записку. К текстовой части Схемы прилагаются в том числе правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (в случае если на земельном участке расположены здания, строения, сооружения).
Таким образом, необходимость установления принадлежности объектов находящихся на земельном участке была обусловлена приведенными положениями.
Следует обратить внимание, что земельный участок не был реализован на торгах в результате действий заявителя Д.Г.И., по инициативе которого и в связи с оспариванием им отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в предоставлении земельного участка на праве аренды определением Центрального районного суда г. Омска от <...>. департаменту запрещено принимать решения, связанные с распоряжением земельным участком с кадастровым номером: <...>, площадью <...> кв. м, расположенным в <...> метрах юго-восточнее относительно дома по <...> г. Омска.
Доводы Д.Г.И. рассмотрены и правомерно отклонены, в связи с чем, судебная коллегия не может принять во внимание ссылки в жалобе Д.Г.И. на нарушение срока утверждения схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия также находит правильными действия Департамента в части представления права аренды испрашиваемого земельного участка посредством проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 г. N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов.
В частности, одним из таких случаев в нормативном акте предусмотрено размещение некоммерческого объекта социальной направленности.
Вместе с тем, из доводов Д.Г.И. и материалов дела не усматривается, что заявитель имел целью организации на испрашиваемом земельном участке спортивных сооружений общей доступности (социальной направленности). Земельный участок располагается рядом с домом заявителя, который намерен соорудить на нем теннисный корт для личных целей, о чем свидетельствуют пояснения его представителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В названной связи судебная коллегия признает несостоятельными ссылки в апелляционной жалобе Д.Г.И. на то, что испрашиваемый земельный участок требуется для размещения некоммерческого объекта социальной направленности, что является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах предоставление земельного участка посредством проведения торгов является правомерным, поскольку социальная направленность предполагаемого к размещению объекта не подтверждена.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления и признания незаконным бездействия Департамента имущественных отношений администрации г. Омска у суда не имелось.
Ссылки в жалобе на то, что Департамент имущественных отношений администрации г. Омска несмотря на представление всех необходимых документов незаконно принял решение о проведении повторных торгов, вопреки тому, что Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было уже принято решение о предоставлении земельного участка судебная коллегия полагает необоснованными.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области, куда первоначально обратился Д.Г.И., во исполнение п. 9 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 г. N 73-п (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Омской области от 13.02.2013 N 23-п) направило обращение заявителя в уполномоченный орган.
На основании Указа Губернатора Омской области от 07.02.2013 г. N 17 осуществлены действия по ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
Таким образом, и в соответствии с ранее приведенным Положением о Департаменте имущественных отношений администрации г. Омска, Департамент являлся компетентным органом по рассмотрению заявления Д.Г.И. и организации торгов. Какого либо ранее решения о предоставлении спорного земельного участка на правах аренды компетентным органом не принималось.
В названой связи судебная коллегия также отклоняет доводы жалобы о том, что судом не исследованы обстоятельства, связанные с прекращением деятельности Главного управления по земельным ресурсам Омской области, передачи дел заявителей в Департамент имущественных отношений, соотношение ранее действовавших нормативных актов и актов в переходный период.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:

Решение Кировского районного суда г. Омска от 30 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Г.И. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)