Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Классик" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Классик" (ИНН 3808095168, ОГРН 1033801041504, далее - истец, ООО "ГК "Классик", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564), Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610), далее - ответчик, администрация) о признании недействительным решения об отказе в представлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.04.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:0087, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета", площадью 2673 кв. м.
Данный участок предоставлен заявителю в пользование на основании договора аренды земельного участка N 2811 от 22.11.2004 года, заключенного с администрацией города Иркутска, на срок с 19.07.2004 года по 19.07.2053 года для строительства причала с караульным зданием.
На названном земельном участке заявителем возведены объекты - причал с караульным зданием; выполнены работы по благоустройству; возведено ограждение.
Генеральный план строительства был согласован с Управлением архитектуры и градостроительства г. Иркутска, и данным генеральным планом предусматривалось возведение ограждения. Ограждением соединена территория благоустройства и предоставленный в аренду земельный участок.
Управлением Росреестра по Иркутской области в 2013 году проведена проверка соблюдения заявителем требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:0087, расположенного по адресу, г. Иркутск, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета".
Постановлением от 24.10.2013 года об административном правонарушении N 682/434 заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель заявитель привлечен к административной ответственности за использование без правоустанавливающих документов земельного участка площадью 620 кв. м, расположенного (с северной стороны) со стороны проезжей части по проспекту Маршала Жукова г. Иркутска смежно с земельным участком по адресу, г. Иркутск, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета" с кадастровым номером 38:36:000025:0087. Вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства.
22.09.2014 года заявитель обратился в Правительство Иркутской области с заявлением вх.N 2021/14 о предоставлении земельного участка площадью 620 кв. м, расположенного между проезжей частью проспекта Маршала Жукова города Иркутска и земельным участком с кадастровым номером 38:36:000025:0087, в аренду сроком до 19.07.2053 года для целей отдыха, парка, пляжа, занятия физической культурой и спортом в соответствии с целевым назначением зоны Р-3 Проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска.
Письмом от 28.10.2014 года N 23-20774/ш, Министерством имущественных отношений Иркутской области в предоставлении земельного участка отказано, так как в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны, предназначенной для отдыха, занятия физической культурой и спортом, зоной пляжей, основными видами разрешенного использования земельного участка являются объекты мест общего пользования, парки набережные, пляжи, благоустройство набережной и берегоукрепление. Минимальный размер земельного участка 5000 кв. м, испрашиваемая же площадь 620 кв. м.
Таким образом, администрацией г. Иркутска не представлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В материалах дела имеется письмо Администрации г. Иркутска об отсутствии возможности утвердить схему расположения земельного участка от 20.10.2014 года N 505-70-19918/14, адресованное Министерству имущественных отношений Иркутской области.
Отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 28.10.2014 года N 23-20774/ш заявитель находит незаконным, не основанным на нормах права; препятствующим заявителю в реализации своих прав в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель указал, что испрашиваемый земельный участок фактически озеленен и представляет собой парк, что соответствует зонированию территории и разрешенному использованию.
В связи с изложенным, заявитель обратился в суд с требованиями признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным, обязании ответчиков произвести действия по устранению нарушения его прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением 22.08.2013 г. в силу Закона Иркутской области от 15.07.2013 г. N 69-оз "О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области" к компетенции Правительства Иркутской области отнесено распоряжение в соответствии со статьями 30. 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса РФ земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пп. 29 п. 7 Постановления Правительства Иркутской области от 30.09.2009 г. N 264/43-ПП "О министерстве имущественных отношений Иркутской области" к функциям Министерства имущественных отношений Иркутской области относится осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, является Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством урегулирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В силу норм п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Как установлено судом и следует из материалов дела, схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация г. Иркутска не утверждала и не выдавала. Причиной для отказа в выдаче послужило несоответствие испрашиваемой площади минимальному размеру земельного участка, предусмотренному градостроительным регламентом.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Следовательно, не имеет правового значения ссылка апеллянта на то обстоятельство, что земельный участок для целей строительства не испрашивался, на испрашиваемом земельном участке нет объектов капитального строительства спортивного назначения, активного отдыха и туризма.
Испрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, расположен в границах зоны, предназначенной для отдыха, туризма, занятия физической культурой и спортом, зона пляжей (РЗ-503). Градостроительным регламентом предусмотрен в данной зоне минимальный размер земельного участка 0,5 га.
Исходя из приведенных норм права и учитывая содержание п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что площадь спорного земельного участка не соответствует минимальному размеру, установленному Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска для зоны РЗ-503, в связи с чем, Администрацией города Иркутска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка отказано правомерно.
В отсутствие схемы расположения земельного участка и постановки его на кадастровый учет, Министерство имущественных отношений Иркутской области не имело правовых оснований для предоставления земельного участка.
Следовательно, оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 28.10.2014 г. N 23-20774/ш, соответствует требованиям земельного законодательства.
По мнению заявителя жалобы, суду следовало признать, что в испрашиваемом земельном участке отсутствует зона мест общего пользования, поскольку этот вывод влияет на принятие решения по делу. Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств указанный довод не имеет правового значения.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, заявитель требует обязать Администрацию г. Иркутска представить схему расположения земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений восстановить нарушенное право путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Учитывая, что судом не установлено нарушений оспариваемым отказом требований закона, а также прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из того, что не рассматривал восстановительную меру как самостоятельное требование, а счел его производным от основного, что будет соответствовать требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2015 N 04АП-1823/2015 ПО ДЕЛУ N А19-19289/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А19-19289/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Классик" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Классик" (ИНН 3808095168, ОГРН 1033801041504, далее - истец, ООО "ГК "Классик", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564), Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610), далее - ответчик, администрация) о признании недействительным решения об отказе в представлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.04.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:0087, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета", площадью 2673 кв. м.
Данный участок предоставлен заявителю в пользование на основании договора аренды земельного участка N 2811 от 22.11.2004 года, заключенного с администрацией города Иркутска, на срок с 19.07.2004 года по 19.07.2053 года для строительства причала с караульным зданием.
На названном земельном участке заявителем возведены объекты - причал с караульным зданием; выполнены работы по благоустройству; возведено ограждение.
Генеральный план строительства был согласован с Управлением архитектуры и градостроительства г. Иркутска, и данным генеральным планом предусматривалось возведение ограждения. Ограждением соединена территория благоустройства и предоставленный в аренду земельный участок.
Управлением Росреестра по Иркутской области в 2013 году проведена проверка соблюдения заявителем требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:0087, расположенного по адресу, г. Иркутск, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета".
Постановлением от 24.10.2013 года об административном правонарушении N 682/434 заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель заявитель привлечен к административной ответственности за использование без правоустанавливающих документов земельного участка площадью 620 кв. м, расположенного (с северной стороны) со стороны проезжей части по проспекту Маршала Жукова г. Иркутска смежно с земельным участком по адресу, г. Иркутск, мкр. Солнечный, в районе пристани "Ракета" с кадастровым номером 38:36:000025:0087. Вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства.
22.09.2014 года заявитель обратился в Правительство Иркутской области с заявлением вх.N 2021/14 о предоставлении земельного участка площадью 620 кв. м, расположенного между проезжей частью проспекта Маршала Жукова города Иркутска и земельным участком с кадастровым номером 38:36:000025:0087, в аренду сроком до 19.07.2053 года для целей отдыха, парка, пляжа, занятия физической культурой и спортом в соответствии с целевым назначением зоны Р-3 Проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска.
Письмом от 28.10.2014 года N 23-20774/ш, Министерством имущественных отношений Иркутской области в предоставлении земельного участка отказано, так как в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны, предназначенной для отдыха, занятия физической культурой и спортом, зоной пляжей, основными видами разрешенного использования земельного участка являются объекты мест общего пользования, парки набережные, пляжи, благоустройство набережной и берегоукрепление. Минимальный размер земельного участка 5000 кв. м, испрашиваемая же площадь 620 кв. м.
Таким образом, администрацией г. Иркутска не представлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В материалах дела имеется письмо Администрации г. Иркутска об отсутствии возможности утвердить схему расположения земельного участка от 20.10.2014 года N 505-70-19918/14, адресованное Министерству имущественных отношений Иркутской области.
Отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 28.10.2014 года N 23-20774/ш заявитель находит незаконным, не основанным на нормах права; препятствующим заявителю в реализации своих прав в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель указал, что испрашиваемый земельный участок фактически озеленен и представляет собой парк, что соответствует зонированию территории и разрешенному использованию.
В связи с изложенным, заявитель обратился в суд с требованиями признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным, обязании ответчиков произвести действия по устранению нарушения его прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением 22.08.2013 г. в силу Закона Иркутской области от 15.07.2013 г. N 69-оз "О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области" к компетенции Правительства Иркутской области отнесено распоряжение в соответствии со статьями 30. 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса РФ земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пп. 29 п. 7 Постановления Правительства Иркутской области от 30.09.2009 г. N 264/43-ПП "О министерстве имущественных отношений Иркутской области" к функциям Министерства имущественных отношений Иркутской области относится осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, является Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством урегулирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В силу норм п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Как установлено судом и следует из материалов дела, схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация г. Иркутска не утверждала и не выдавала. Причиной для отказа в выдаче послужило несоответствие испрашиваемой площади минимальному размеру земельного участка, предусмотренному градостроительным регламентом.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Следовательно, не имеет правового значения ссылка апеллянта на то обстоятельство, что земельный участок для целей строительства не испрашивался, на испрашиваемом земельном участке нет объектов капитального строительства спортивного назначения, активного отдыха и туризма.
Испрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, расположен в границах зоны, предназначенной для отдыха, туризма, занятия физической культурой и спортом, зона пляжей (РЗ-503). Градостроительным регламентом предусмотрен в данной зоне минимальный размер земельного участка 0,5 га.
Исходя из приведенных норм права и учитывая содержание п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что площадь спорного земельного участка не соответствует минимальному размеру, установленному Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска для зоны РЗ-503, в связи с чем, Администрацией города Иркутска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка отказано правомерно.
В отсутствие схемы расположения земельного участка и постановки его на кадастровый учет, Министерство имущественных отношений Иркутской области не имело правовых оснований для предоставления земельного участка.
Следовательно, оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 28.10.2014 г. N 23-20774/ш, соответствует требованиям земельного законодательства.
По мнению заявителя жалобы, суду следовало признать, что в испрашиваемом земельном участке отсутствует зона мест общего пользования, поскольку этот вывод влияет на принятие решения по делу. Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств указанный довод не имеет правового значения.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, заявитель требует обязать Администрацию г. Иркутска представить схему расположения земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений восстановить нарушенное право путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Учитывая, что судом не установлено нарушений оспариваемым отказом требований закона, а также прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из того, что не рассматривал восстановительную меру как самостоятельное требование, а счел его производным от основного, что будет соответствовать требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2015 года по делу N А19-19289/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)