Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" - до и после перерыва: представителя Старинновой С.В. (доверенность N 12 от 11.01.2015),
от Министерства строительства Самарской области - до и после перерыва: представителя Миловановой Н.А. (доверенность N 3-49/93 от 31.07.2015),
от Администрации городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещена,
от третьих лиц - до и после перерыва: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Донстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области и к Администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 18.12.2014 N 3/8527 в предоставлении в аренду ООО "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 г. N 2499 и об обязании Министерства строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить указанные земельные участки ООО "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления ООО "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 г. N 46.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Самарская область, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 24.08.2015 до 31.08.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, утвержден проект границ земельного участка общей площадью 7 939,7 кв. м (в том числе 7 016,50 кв. м для строительства и 923,20 кв. м за красными линиями - для организации строительной площадки), расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары и предварительно согласовано ООО "Сантехстрой" место размещения объекта жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке общей площадью 14 066,60 кв. м (в том числе на земельном участке площадью 8 825,30 кв. м - проектирование жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом; на земельном участке площадью 5 241,30 кв. м за красными линиями - проектирование благоустройства), относящемся по категории к землям поселений, расположенном в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары (т. 3 л.д. 44-45).
23.06.2006 года между ООО "Сантехстрой" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары заключен договор аренды земельного участка N 027623з в соответствии с вышеуказанным постановлением Главы города Самары (т. 1 л.д. 63-76).
Во исполнение решения суда от 17.07.2009 года по делу N А55-8493/2009 между ООО "Сантехстрой" и Министерством строительства Самарской области заключены договора аренды земельных участков и в последующем по всем вышеуказанным договорам аренды земельных участков между арендаторами и заявителем заключены договора перемены лиц в обязательствах (т. 1 л.д. 77-157, т. 2 л.д. 1-151, т. 3 л.д. 1-31).
01.10.2008 года ООО "Сантехстрой" выдано разрешение на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года, срок которого продлевался до 17.05.2014 года.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 03.07.2012 N 815 "О внесении изменений в разрешение на строительство от 01.10.2008 N RU 63301000-179" в указанное разрешение на строительство внесены изменения в части наименования застройщика на заявителя - ООО "Донстрой".
Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.12.2013 N 1858 "О внесении изменений в разрешение на строительство от 01.10.2008 N RU 63301000-179" срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2018 года.
26.08.2014 года ООО "Донстрой" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявками о предоставлении в аренду четырех земельных участков площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, расположенных в границах земельного участка, предварительно согласованного постановлением Главы городского округа Самара от 26.09.2005 года N 2499 без проведения аукциона. Заявитель указывал, что осуществляет застройку жилого комплекса, расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары (ранее застройщиком являлось ООО "Сантехстрой" и ООО "Авто-М", площадка с обманутыми дольщиками "Ясная Поляна"), место размещения объекта жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке общей площадью 14 066, 60 кв. м было предварительно согласовано Постановлением Главы города Самара от 26.09.2005 N 2499, указанные участки непосредственно находятся в зоне застройки; в связи с тем, что на согласованном земельном участке были расположены объекты недвижимости, земельные участки, расположенные под объектами были исключены из предоставляемой в аренду площади, таким образом, площадка состояла из нескольких частей. Испрашиваемые земельные участки образовались в результате сноса и расселения жилых домов и строений, находившихся ранее в частном домовладении.
К заявкам были приложены топографические и ситуационные планы земельных участков.
Письмом от 18.12.2014 года N 3/8527 заявителю отказано в предоставлении земельных участков в аренду и заключении договоров аренды (т. 1 л.д. 42-43), что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принят оспариваемый судебный акт.
В обжалуемом решении от 01.06.2015 суд первой инстанции указал, что в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет, принимая во внимание, что заявитель обратился к заинтересованному лицу по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, правовые основания для принятия решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения аукциона отсутствуют.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении испрашиваемых земельных участков площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, являющегося частью земельного участка общей площадью 14 066, 60 кв. м постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, предварительно согласовано место размещения объекта и разрешено проектирование жилого комплекса на земельном участке общей площадью 14 066, 60 кв. м, расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары.
23.06.2006 года между ООО "Сантехстрой" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары заключен договор аренды земельного участка N 027623з в соответствии с вышеуказанным постановлением Главы города Самары (т. 1 л.д. 63-76).
01.10.2008 года ООО "Сантехстрой" выдано разрешение на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года (т. 3 л.д. 48).
Во исполнение решения суда от 17.07.2009 года по делу N А55-8493/2009 между ООО "Сантехстрой" и Министерством строительства Самарской области заключены договора аренды земельных участков и в последующем по всем вышеуказанным договорам аренды земельных участков между арендаторами и заявителем заключены договора перемены лиц в обязательствах (т. 1 л.д. 77-157, т. 2 л.д. 1-151, т. 3 л.д. 1-31).
В настоящее время арендатором земельных участков, расположенных в границах застройки, является ООО "Донстрой".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в разрешении на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года, первоначально выданное ООО "Сантехстрой", постановлениями Администрации городского округа Самара от 03.07.2012 N 815, от 13.12.2013 N 1858 внесены изменения в части наименования застройщика на ООО "Донстрой", а также срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2018 года (т. 3 л.д. 48, 50, 51).
Таким образом, заявитель на момент обращения в Министерство с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду и в настоящий момент является застройщиком жилого комплекса, место размещение которого было предварительно согласовано постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499.
ООО "Донстрой" разработан проект строительства указанного жилого дома, прошедший в установленном законом порядке государственную экспертизу, заявителем произведено отселение, осуществлен снос домов, ему выдано разрешение на строительство, срок действия которого не истек, привлечены средства дольщиков, начаты строительные работы, произведены значительные затраты на строительство объекта. Земельные участки, на которых ведется строительство жилого дома, в установленном порядке переданы застройщику в аренду.
Однако, по четырем земельным участкам площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, которые являются частью земельного участка общей площадью 14 066, 60 кв. м, и которые необходимы для осуществления строительства жилого комплекса, на которое заявителю выдано разрешение, получен отказ Министерства строительства Самарской области в их предоставлении обществу на праве аренды.
Довод Министерства о том, что в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 26.09.2005 года N 2499 испрашиваемые участки подлежат предоставлению в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, в рассматриваемом случае подлежит отклонению.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и, следовательно, этот срок не является пресекательным.
Истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать у уполномоченного органа совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Указанная правовая позиция отражена в судебной практике, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 20.04.2010 по делу N А72-15323/2009, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 11АП-19888/2013 по делу N А55-14237/2013, постановлении ФАС Уральского округа от 02.10.2012 N Ф09-8267/12 по делу N А76-20514/2011, постановлении ФАС Московского округа от 10.12.2012 по делу N А41-46641/11, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2015 N Ф04-16178/2015 по делу N А46-6526/2014.
В силу изложенного, истечение срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, не может повлечь автоматического отказа в предоставлении земельных участков в аренду для целей строительства в рассматриваемом случае, в силу чего выводы суда первой инстанции являются неправомерными.
Судом апелляционной инстанции учтено, что испрашиваемые заявителем земельные участки расположены внутри земельного участка, предоставленного под проектирование и строительство жилого комплекса. Спорные земельные участки не могут использоваться самостоятельно для целей жилищного строительства отдельно от земельных участков, ранее предоставленных в аренду обществу для строительства жилого комплекса и не могут быть предоставлены другому лицу, кроме заявителя. Исключение указанных земельных участков при принятии решений о предоставлении земельных участков аренду для строительства было обусловлено обременением их на тот момент правами третьих лиц. Обществом произведено отселение жителей и снос жилых домов по ул. Буянова, 22, Одесский переулок, 26, в настоящее время обременение правами третьих лиц на испрашиваемых участках отсутствует. Как указывалось выше, ООО "Донстрой" разработан проект строительства указанного жилого дома, прошедший в установленном законом порядке государственную экспертизу, заявителем произведено отселение, осуществлен снос домов, ему выдано разрешение на строительство, срок действия которого не истек, привлечены средства дольщиков, начаты строительные работы, произведены значительные затраты на строительство объекта.
С 01.10.2005 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 30.1, устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 3 и 5.1 п. 1 ст. 24, пунктом 2.1 и 2.4 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пункт 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривал исключение из общего порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства, установленного ст. 30.1 Кодекса.
В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 01.03.2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае принято постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499, то есть до 01.10.2005 г.
Как указывалось выше, статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации вступила в силу 01.10.2005 (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
Если нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступил в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства, это свидетельствует об отсутствии оснований для его применения к соответствующей процедуре предоставления земельного участка по заявлению заинтересованного лица. В этом случае возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (без торгов) сохраняется.
Соответственно, вывод заинтересованного лица о том, что предоставление испрашиваемых земельных участков для строительства жилого комплекса без проведения аукциона в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным, является незаконным.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Министерства строительства от 18.12.2014 года N 3/8527 в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499, является незаконным.
Таким образом, решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 подлежит отмене, а оспариваемый отказ Министерства подлежит признанию незаконным.
В отношении указания способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 года статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, с учетом изменений действующего законодательства, по процедуре предварительного согласования предоставляются земельные участки, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае принято постановлением главы города Самары 26.09.2005 г. N 2499, то есть до 01.03.2015. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что указанное постановление было принято и до 01.10.2005 г. (дата ранее действующего нормативного регулирования, п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Таким образом, в данном случае подлежат применению нормы статей 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 31 настоящего Кодекса регламентирует порядок выбора земельных участков для строительства, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Испрашиваемые заявителем земельные участки расположены внутри границ земельного участка, предоставленного под проектирование и строительство жилого комплекса и в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, следующим этапом будет являться выполнение в отношении исправшиваемых земельных участков кадастровых работ, осуществление их государственного кадастрового учета и принятие решения о предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ в Федеральный закон от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесена статья 3.3., в соответствии с пунктом 2.2. которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Данная норма вступила в силу с 01.03.2015 года.
Суд апелляционной инстанции принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ и учитывая изменения в законодательстве, регулирующем спорные отношения, - принятие Самарской Губернской Думой Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", принятие Самарской Губернской Думой Закона Самарской области 26.02.2015 N 11-ГД о внесении в указанный закон, а также принятие Администрацией городского округа Самара Постановления от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", вступившего в силу с 01.04.2015, полагает, что обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и обязанность предоставить указанные земельные участки обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 года N 46 следует возложить на Администрацию городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции в порядке статей 110, 112 АПК РФ распределяет судебные расходы.
В силу отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя - плательщика государственной пошлины за обращение в арбитражные суды, с заинтересованного лица следует взыскать государственную пошлину за обращение в суд первой и апелляционной инстанции в размере 4 500 рублей.
Кроме того, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежным поручениям N 352 от 25.12.2014 и N 247 от 18.06.2015 в общем размере 2 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 18.12.2014 года N 3/8527 в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499.
Обязать Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и предоставить указанные земельные участки обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 года N 46.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суды первой и апелляционной инстанции в размере 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 352 от 25.12.2014 государственную пошлину за обращение в суд первой инстанции в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 247 от 18.06.2015 государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2015 N 11АП-9569/2015 ПО ДЕЛУ N А55-430/2015
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. по делу N А55-430/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" - до и после перерыва: представителя Старинновой С.В. (доверенность N 12 от 11.01.2015),
от Министерства строительства Самарской области - до и после перерыва: представителя Миловановой Н.А. (доверенность N 3-49/93 от 31.07.2015),
от Администрации городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещена,
от третьих лиц - до и после перерыва: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Донстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области и к Администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 18.12.2014 N 3/8527 в предоставлении в аренду ООО "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 г. N 2499 и об обязании Министерства строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить указанные земельные участки ООО "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления ООО "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 г. N 46.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Самарская область, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 24.08.2015 до 31.08.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, утвержден проект границ земельного участка общей площадью 7 939,7 кв. м (в том числе 7 016,50 кв. м для строительства и 923,20 кв. м за красными линиями - для организации строительной площадки), расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары и предварительно согласовано ООО "Сантехстрой" место размещения объекта жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке общей площадью 14 066,60 кв. м (в том числе на земельном участке площадью 8 825,30 кв. м - проектирование жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом; на земельном участке площадью 5 241,30 кв. м за красными линиями - проектирование благоустройства), относящемся по категории к землям поселений, расположенном в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары (т. 3 л.д. 44-45).
23.06.2006 года между ООО "Сантехстрой" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары заключен договор аренды земельного участка N 027623з в соответствии с вышеуказанным постановлением Главы города Самары (т. 1 л.д. 63-76).
Во исполнение решения суда от 17.07.2009 года по делу N А55-8493/2009 между ООО "Сантехстрой" и Министерством строительства Самарской области заключены договора аренды земельных участков и в последующем по всем вышеуказанным договорам аренды земельных участков между арендаторами и заявителем заключены договора перемены лиц в обязательствах (т. 1 л.д. 77-157, т. 2 л.д. 1-151, т. 3 л.д. 1-31).
01.10.2008 года ООО "Сантехстрой" выдано разрешение на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года, срок которого продлевался до 17.05.2014 года.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 03.07.2012 N 815 "О внесении изменений в разрешение на строительство от 01.10.2008 N RU 63301000-179" в указанное разрешение на строительство внесены изменения в части наименования застройщика на заявителя - ООО "Донстрой".
Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.12.2013 N 1858 "О внесении изменений в разрешение на строительство от 01.10.2008 N RU 63301000-179" срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2018 года.
26.08.2014 года ООО "Донстрой" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявками о предоставлении в аренду четырех земельных участков площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, расположенных в границах земельного участка, предварительно согласованного постановлением Главы городского округа Самара от 26.09.2005 года N 2499 без проведения аукциона. Заявитель указывал, что осуществляет застройку жилого комплекса, расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары (ранее застройщиком являлось ООО "Сантехстрой" и ООО "Авто-М", площадка с обманутыми дольщиками "Ясная Поляна"), место размещения объекта жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке общей площадью 14 066, 60 кв. м было предварительно согласовано Постановлением Главы города Самара от 26.09.2005 N 2499, указанные участки непосредственно находятся в зоне застройки; в связи с тем, что на согласованном земельном участке были расположены объекты недвижимости, земельные участки, расположенные под объектами были исключены из предоставляемой в аренду площади, таким образом, площадка состояла из нескольких частей. Испрашиваемые земельные участки образовались в результате сноса и расселения жилых домов и строений, находившихся ранее в частном домовладении.
К заявкам были приложены топографические и ситуационные планы земельных участков.
Письмом от 18.12.2014 года N 3/8527 заявителю отказано в предоставлении земельных участков в аренду и заключении договоров аренды (т. 1 л.д. 42-43), что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принят оспариваемый судебный акт.
В обжалуемом решении от 01.06.2015 суд первой инстанции указал, что в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет, принимая во внимание, что заявитель обратился к заинтересованному лицу по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, правовые основания для принятия решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения аукциона отсутствуют.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении испрашиваемых земельных участков площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, являющегося частью земельного участка общей площадью 14 066, 60 кв. м постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом, предварительно согласовано место размещения объекта и разрешено проектирование жилого комплекса на земельном участке общей площадью 14 066, 60 кв. м, расположенного в границах улиц Арцыбушевская, Рабочая, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г. Самары.
23.06.2006 года между ООО "Сантехстрой" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары заключен договор аренды земельного участка N 027623з в соответствии с вышеуказанным постановлением Главы города Самары (т. 1 л.д. 63-76).
01.10.2008 года ООО "Сантехстрой" выдано разрешение на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года (т. 3 л.д. 48).
Во исполнение решения суда от 17.07.2009 года по делу N А55-8493/2009 между ООО "Сантехстрой" и Министерством строительства Самарской области заключены договора аренды земельных участков и в последующем по всем вышеуказанным договорам аренды земельных участков между арендаторами и заявителем заключены договора перемены лиц в обязательствах (т. 1 л.д. 77-157, т. 2 л.д. 1-151, т. 3 л.д. 1-31).
В настоящее время арендатором земельных участков, расположенных в границах застройки, является ООО "Донстрой".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в разрешении на строительство N RU 63301000-179 до 01.01.2012 года, первоначально выданное ООО "Сантехстрой", постановлениями Администрации городского округа Самара от 03.07.2012 N 815, от 13.12.2013 N 1858 внесены изменения в части наименования застройщика на ООО "Донстрой", а также срок действия данного разрешения продлен до 31.12.2018 года (т. 3 л.д. 48, 50, 51).
Таким образом, заявитель на момент обращения в Министерство с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду и в настоящий момент является застройщиком жилого комплекса, место размещение которого было предварительно согласовано постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499.
ООО "Донстрой" разработан проект строительства указанного жилого дома, прошедший в установленном законом порядке государственную экспертизу, заявителем произведено отселение, осуществлен снос домов, ему выдано разрешение на строительство, срок действия которого не истек, привлечены средства дольщиков, начаты строительные работы, произведены значительные затраты на строительство объекта. Земельные участки, на которых ведется строительство жилого дома, в установленном порядке переданы застройщику в аренду.
Однако, по четырем земельным участкам площадью 150 кв. м, 40 кв. м, 18 кв. м, 278 кв. м, которые являются частью земельного участка общей площадью 14 066, 60 кв. м, и которые необходимы для осуществления строительства жилого комплекса, на которое заявителю выдано разрешение, получен отказ Министерства строительства Самарской области в их предоставлении обществу на праве аренды.
Довод Министерства о том, что в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 26.09.2005 года N 2499 испрашиваемые участки подлежат предоставлению в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, в рассматриваемом случае подлежит отклонению.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и, следовательно, этот срок не является пресекательным.
Истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать у уполномоченного органа совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Указанная правовая позиция отражена в судебной практике, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 20.04.2010 по делу N А72-15323/2009, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 11АП-19888/2013 по делу N А55-14237/2013, постановлении ФАС Уральского округа от 02.10.2012 N Ф09-8267/12 по делу N А76-20514/2011, постановлении ФАС Московского округа от 10.12.2012 по делу N А41-46641/11, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2015 N Ф04-16178/2015 по делу N А46-6526/2014.
В силу изложенного, истечение срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, не может повлечь автоматического отказа в предоставлении земельных участков в аренду для целей строительства в рассматриваемом случае, в силу чего выводы суда первой инстанции являются неправомерными.
Судом апелляционной инстанции учтено, что испрашиваемые заявителем земельные участки расположены внутри земельного участка, предоставленного под проектирование и строительство жилого комплекса. Спорные земельные участки не могут использоваться самостоятельно для целей жилищного строительства отдельно от земельных участков, ранее предоставленных в аренду обществу для строительства жилого комплекса и не могут быть предоставлены другому лицу, кроме заявителя. Исключение указанных земельных участков при принятии решений о предоставлении земельных участков аренду для строительства было обусловлено обременением их на тот момент правами третьих лиц. Обществом произведено отселение жителей и снос жилых домов по ул. Буянова, 22, Одесский переулок, 26, в настоящее время обременение правами третьих лиц на испрашиваемых участках отсутствует. Как указывалось выше, ООО "Донстрой" разработан проект строительства указанного жилого дома, прошедший в установленном законом порядке государственную экспертизу, заявителем произведено отселение, осуществлен снос домов, ему выдано разрешение на строительство, срок действия которого не истек, привлечены средства дольщиков, начаты строительные работы, произведены значительные затраты на строительство объекта.
С 01.10.2005 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 30.1, устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 3 и 5.1 п. 1 ст. 24, пунктом 2.1 и 2.4 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пункт 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривал исключение из общего порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства, установленного ст. 30.1 Кодекса.
В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 01.03.2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае принято постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499, то есть до 01.10.2005 г.
Как указывалось выше, статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации вступила в силу 01.10.2005 (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
Если нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступил в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства, это свидетельствует об отсутствии оснований для его применения к соответствующей процедуре предоставления земельного участка по заявлению заинтересованного лица. В этом случае возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (без торгов) сохраняется.
Соответственно, вывод заинтересованного лица о том, что предоставление испрашиваемых земельных участков для строительства жилого комплекса без проведения аукциона в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным, является незаконным.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Министерства строительства от 18.12.2014 года N 3/8527 в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499, является незаконным.
Таким образом, решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 подлежит отмене, а оспариваемый отказ Министерства подлежит признанию незаконным.
В отношении указания способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 года статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, с учетом изменений действующего законодательства, по процедуре предварительного согласования предоставляются земельные участки, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае принято постановлением главы города Самары 26.09.2005 г. N 2499, то есть до 01.03.2015. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что указанное постановление было принято и до 01.10.2005 г. (дата ранее действующего нормативного регулирования, п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Таким образом, в данном случае подлежат применению нормы статей 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 31 настоящего Кодекса регламентирует порядок выбора земельных участков для строительства, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Испрашиваемые заявителем земельные участки расположены внутри границ земельного участка, предоставленного под проектирование и строительство жилого комплекса и в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, следующим этапом будет являться выполнение в отношении исправшиваемых земельных участков кадастровых работ, осуществление их государственного кадастрового учета и принятие решения о предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ в Федеральный закон от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесена статья 3.3., в соответствии с пунктом 2.2. которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Данная норма вступила в силу с 01.03.2015 года.
Суд апелляционной инстанции принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ и учитывая изменения в законодательстве, регулирующем спорные отношения, - принятие Самарской Губернской Думой Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", принятие Самарской Губернской Думой Закона Самарской области 26.02.2015 N 11-ГД о внесении в указанный закон, а также принятие Администрацией городского округа Самара Постановления от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", вступившего в силу с 01.04.2015, полагает, что обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и обязанность предоставить указанные земельные участки обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 года N 46 следует возложить на Администрацию городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции в порядке статей 110, 112 АПК РФ распределяет судебные расходы.
В силу отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя - плательщика государственной пошлины за обращение в арбитражные суды, с заинтересованного лица следует взыскать государственную пошлину за обращение в суд первой и апелляционной инстанции в размере 4 500 рублей.
Кроме того, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежным поручениям N 352 от 25.12.2014 и N 247 от 18.06.2015 в общем размере 2 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-430/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 18.12.2014 года N 3/8527 в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" без проведения аукциона земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, земельного участка площадью 150,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки к ранее предоставленному земельному участку в пределах акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 26.09.2005 года N 2499.
Обязать Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 150,0 кв. м, земельного участка площадью 40,0 кв. м, земельного участка площадью 18,0 кв. м, земельного участка площадью 278,0 кв. м, находящихся по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка для строительства жилой застройки, в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и предоставить указанные земельные участки обществу с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" в аренду для строительства жилой застройки без проведения аукциона на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "ДОНСТРОЙ" от 26.08.2014 года N 46.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суды первой и апелляционной инстанции в размере 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 352 от 25.12.2014 государственную пошлину за обращение в суд первой инстанции в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Донстрой" (ОГРН 1036300551979, ИНН 6316056963), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 247 от 18.06.2015 государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)