Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица полагает отказ необоснованным и нарушающим ее права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Алексеев И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Г.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Е. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Г.Е. о признании незаконным отказа Администрации Пестречинского муниципального района РТ в предоставлении земельного участка в собственность и обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 15 кв. м в собственность, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Г.Е., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее также ИК ПМР Республики Татарстан), указав в обоснование требований, что 14 января 2015 г. она обратилась в ИК ПМР Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 15 кв. м, расположенного по адресу <адрес>. В удовлетворении заявления ей было отказано. Полагая названный отказ необоснованным, Г.Е. просила признать решение ИК ПМР Республики Татарстан об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и обязать ИК ПМР Республики Татарстан предоставить Г.Е. испрашиваемый участок.
В суде первой инстанции Г.Е. заявление поддержала.
Представитель ИК ПМР Республики Татарстан Б. в суде первой инстанции просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Г.Е. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указано, что ею в <данные изъяты> центр были переданы все необходимые документы.
Представитель ИК ПМР Республики Татарстан ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для его участия в судебном заседании не имеется, то судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По делу установлено, что 14 января 2015 г. Г.Е. на приеме граждан главой ПМР Республики Татарстан устно просила выделить ей для строительства гаража земельный участок площадью 15 кв. м, расположенный по адресу <адрес>
Письмом от 21 января 2015 г. председатель Палаты имущественных и земельных отношений ПМР Республики Татарстан сообщил Г.Е. о том, что предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения осуществляется на торгах.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Г.Е. не было предоставлено документов, необходимых для рассмотрения ее заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В соответствии с положениями ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу положений ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из ответа МУП "<данные изъяты>" от 20 февраля 2015 г. следует, что документов по обращению Г.Е. за 2014 - 2015 гг. в <данные изъяты> не имеется.
В связи с изложенным судебная коллегия не может принять довод жалобы о том, что заявительницей были предоставлены все необходимые документы.
Более того, как указывалось выше, просьба о выделении земельного участка была выражена заявительницей не путем письменного заявления в установленном порядке, а устно на приеме у главы ПМР Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Г.Е.
Судебная коллегия отмечает при этом, что фактически ИК ПМР Республики Татарстан не отказывал Г.Е. в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Ответом от 21 января 2015 г. заявительнице был разъяснен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Г.Е. не лишена права в установленном порядке обратиться в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ей земельного участка с приложением необходимых документов и в случае отказа оспорить его в суде.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6127/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании предоставить земельный участок в собственность.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица полагает отказ необоснованным и нарушающим ее права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-6127/2015
Судья: Алексеев И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Г.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Е. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Г.Е. о признании незаконным отказа Администрации Пестречинского муниципального района РТ в предоставлении земельного участка в собственность и обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 15 кв. м в собственность, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Г.Е., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее также ИК ПМР Республики Татарстан), указав в обоснование требований, что 14 января 2015 г. она обратилась в ИК ПМР Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 15 кв. м, расположенного по адресу <адрес>. В удовлетворении заявления ей было отказано. Полагая названный отказ необоснованным, Г.Е. просила признать решение ИК ПМР Республики Татарстан об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и обязать ИК ПМР Республики Татарстан предоставить Г.Е. испрашиваемый участок.
В суде первой инстанции Г.Е. заявление поддержала.
Представитель ИК ПМР Республики Татарстан Б. в суде первой инстанции просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Г.Е. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указано, что ею в <данные изъяты> центр были переданы все необходимые документы.
Представитель ИК ПМР Республики Татарстан ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для его участия в судебном заседании не имеется, то судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По делу установлено, что 14 января 2015 г. Г.Е. на приеме граждан главой ПМР Республики Татарстан устно просила выделить ей для строительства гаража земельный участок площадью 15 кв. м, расположенный по адресу <адрес>
Письмом от 21 января 2015 г. председатель Палаты имущественных и земельных отношений ПМР Республики Татарстан сообщил Г.Е. о том, что предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения осуществляется на торгах.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Г.Е. не было предоставлено документов, необходимых для рассмотрения ее заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В соответствии с положениями ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу положений ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из ответа МУП "<данные изъяты>" от 20 февраля 2015 г. следует, что документов по обращению Г.Е. за 2014 - 2015 гг. в <данные изъяты> не имеется.
В связи с изложенным судебная коллегия не может принять довод жалобы о том, что заявительницей были предоставлены все необходимые документы.
Более того, как указывалось выше, просьба о выделении земельного участка была выражена заявительницей не путем письменного заявления в установленном порядке, а устно на приеме у главы ПМР Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Г.Е.
Судебная коллегия отмечает при этом, что фактически ИК ПМР Республики Татарстан не отказывал Г.Е. в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Ответом от 21 января 2015 г. заявительнице был разъяснен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Г.Е. не лишена права в установленном порядке обратиться в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ей земельного участка с приложением необходимых документов и в случае отказа оспорить его в суде.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)