Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 июля 2013 года по делу N А76-1757/2013 (судья Елькина Л.А).
В судебном заседании приняли участия представители:
- Государственного научного учреждения "Челябинский научно- исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" - Карпинская О.Н. (паспорт, доверенность N 1/2012 от 01.06.2012);
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Плюта Ю.В. (служебное удостоверение, доверенность N 64 от 17.01.2013).
Государственное научное учреждение "Челябинский научно- исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - заявитель, ГНУ ЧНИИСН, учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Росреестр) о признании незаконными и отмене постановлений от 22.01.2013 N 51/23-12, 52/23-12, 53/23-12 (три постановления в отношении незаконного использования земельных участков площадью соответственно 5 782 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Труда, 1; площадью 15 829 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Мичурина, 1; площадью 12 223 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Чайковского, 14) о назначении административного наказания, которыми учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 23 июля 2013 года (резолютивная часть объявлена 16 июля 2013 года) требования заявителя удовлетворены.
Административный орган не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе управление указало, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:23:091104:11, 74:23:091104:22, 74:23:091104:92 в установленном законом порядке не оформлены, поскольку данные земельные участки не образованы из ранее представленного заявителю земельного участка и являются вновь сформированными, что подтверждается материалами кадастровых дел N 74:23:091104:11, 74:23:091104:22, 74:23:091104:92.
По мнению административного органа, государственный акт ЧБО N 23-506, выданный на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994, не свидетельствует о возникновении прав заявителя на спорные земельные участки, поскольку они являются вновь сформированными.
Росреестр считает, что из представленных заявителем документов невозможно установить, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, который ранее представлялся институту на основании государственного акта.
По мнению заинтересованного лица, уплата институтом земельного налога не свидетельствует о возникновении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, а лишь указывает на фактическое использование заявителем спорных земельных участков.
Управление считает, что институт знал о наличии отказа в государственной регистрации прав в отношении спорных земельных участков 30.10.2012, когда Росреестром было отказано ему в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, также копия данного постановления вручена заявителю 25.01.2013, о чем имеется соответствующая отметка о вручении. Также в деле об административном правонарушении N 52/23-12 содержится письмо Чебаркульского отдела Управления Росреестра от 12.12.2012 N 38-1657, направленное Чебаркульскому горпрокурору Соловьеву А.С., в котором указано, что институту отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки (т. 1, л.д. 28, 46).
По мнению управления, вина заявителя заключается в невыполнении требований земельного законодательства о надлежащем оформлении своих прав на земельный участок, что является достаточным для привлечения к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Институт поясняет, что спорными земельными участками пользуется в соответствии с государственным актом ЧБО N 23-506, выданным на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504, на праве постоянного (бессрочного пользования), что исключает в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Также заявитель пояснил, что законность использования земельных участков подтверждена и фактами уплаты заявителем ежегодно земельного налога. По мнению института, об отказе в государственной регистрации прав он узнал только в ходе судебного разбирательства, после представлением управлением мотивированного отказа в государственной регистрации. Дополнительно заявитель пояснил, что у него отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административным органом проверки земельных участков на территории п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области, с кадастровыми номерами 74:23:0911008:22 по ул. Чайковского-14 (12 223 кв. м), 74:23:0911004:11 по ул. Мичурина-1 (15 829 кв. м) и 74:23:09110021:92 по ул. Труда-1 (5 782 кв. м) установлено, что они используются ГНУ ЧНИИСХ для размещения объектов недвижимости на праве оперативного управления без оформленных в надлежащем порядке правоустанавливающих документов. Право постоянного (бессрочного) пользования на участки под недвижимым имуществом учреждением не оформлено.
Россреестр пришел к выводам о том, что указанные участки, согласно номерам кадастровых дел, являются вновь образованными, что подтверждается постановлениями Главы администрации Чебаркульского муниципального района от 17.01.2007 N 26, 27, 28 "Об утверждении границ земельного участка", участки поставлены на государственный кадастровый учет 25.06.2008 по описанию земельных участков, выполненного ООО СПК "Земля" на основании землеустроительного дела (N 571) 2007 года.
Названные факты послужили основанием для вывода о незаконном использовании ГНУ ЧНИИСХ земельных участков в отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
На основании материалов проверки приняты поименованные постановления от 22.01.2013 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. за каждое правонарушение (т. 1, л.д. 14-21, 29-36, 38-45).
Не согласившись с данными постановлениями, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что управлением событие административного правонарушения и состав вмененного правонарушения надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок предоставлен ГНУ ЧНИИСХ до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в связи с чем, ограничение, установленное п. 1 ст. 20 ЗК РФ, к спорным правоотношениям не применимо. Следовательно, при наличии акта на пользование землей, выданного в 1994 году, использование земель, указанных в данном акте без регистрации является правомерным. Опровержением незаконного использования земельных участков является использование земельных участков под объектами недвижимости длительные периоды времени, внесение платы за пользование этими участками и отсутствие иных площадью 33 500 кв. м участков, закрепленных за ГНУ ЧНИИСХ. Также в материалах дела отсутствуют документы об использовании иных участков, кроме тех, на которые ссылается заявитель. Следовательно, при указанных обстоятельствах без проверки и оценки представленных доказательств не может считаться доказанной вина учреждения в незаконном использовании земли. Отказ в регистрации права также не может свидетельствовать о незаконном использовании земельных участков, поскольку ответ не получен до момента обнаружения правонарушения, что не исключает спора по поводу законности данного отказа. Суд первой инстанции не установил в действиях ГНУ ЧНИИСХ пренебрежительного отношения к соблюдению требований законодательства, что свидетельствует об отсутствии угрозы общественным правоотношениям, и в любом случае является самостоятельным основанием для освобождения от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), процессуальных нарушений также не установлено.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ, следовательно, является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении; существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ установлены общие правила назначения административного наказания, согласно которым при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В ст. 11.3 ЗК РФ установлен порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ применительно к спорному правоотношению образование земельных участков могло быть осуществлено лишь на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
В силу п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ.
В п. 1 ст. 20 ЗК РФ определяется круг юридических лиц, которым могут предоставляться земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям реестра Федерального имущества (выписки от 19.01.2011 N 00535, 00536, 00537, от 10.12.2012 N 854/2, 854/3, 854/4) подтверждается факт владения спорными земельными участками площадью 12 223 кв. м, 5 782 кв. м и 15 829 кв. м, согласно которым правообладателем объектами недвижимости земельными участками является учреждение. Законность использования земельных участков подтверждена и фактами уплаты заявителем ежегодно земельного налога.
Спорные земельные участки зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией 19.10.2009, что подтверждается записями о регистрации N 74-74-38/109/2009-366,367,368. Сведения о регистрации иного вещного права в реестре отсутствуют, указано лишь на право постоянного (бессрочного) пользования, основанием возникновения которого является постановление Главы Чебаркульского муниципального района Челябинской области 17.01.2008 N 26-28, также в соответствии с государственным актом ЧБО N 23-506, выданным на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504, на праве постоянного (бессрочного пользования).
Указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ, сохраняется до настоящего времени в силу прямого указания в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Согласно названной статье государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно данному акту ГНУ ЧНИИСХ Главой администрации Чебаркульского района (постановление от 30.05.1994 N 504) предоставлено в пользование 2 195 гектаров земель для сельскохозяйственного пользования. В число земель было включено 1420 га. пашни, 5 га. залежей, 187 га. сенокосов, 4 га. пастбищ, 501 га. лесов и 88 га. других земель. Постановлением Главы Чебаркульского района от 06.02.1998 N 64 "О передаче лесов, лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" из земель ОПХ "Тимирязевское", было передано 2 864 га. лесов, в том числе 423 га. леса, принадлежащих ранее ГНУ ЧНИИСХ.
В государственный кадастр недвижимости земли, предоставленные ГНУ ЧНИИСХ на праве постоянного (бессрочного) пользования, внесены в размере 1 781 га. с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:23:0000000:129, право на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 15.08.2006 (запись N 74-38-38/058/2006-221); в последующем земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 74:23:0000000:158 и 74:23:0905002:20.
Право на первый земельный участок площадью 17 776 500 кв. м зарегистрировано за Российской Федерацией 15.03.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись N 74-38-38/023/2007-66. На указанный земельный участок за ГНУ ЧНИИСХ 12.04.2012 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ из земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:158 образовано несколько земельных участков общей площадью 15 602 831 кв. м. При этом земельный участок площадью 2 173 669 кв. м сохранен с кадастровым номером 74:23:0000000:158.
Государственная регистрация права по спорному правоотношению, являющаяся единственным доказательством существования зарегистрированного права, отсутствует. Следовательно, земельный участок используется заявителем с правоустанавливающими документами на землю.
Выдача акта на спорные земельные участки оформлена постановлением Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504 "О выдаче государственного акта пользования землей ГНУ ЧНИИСХ" (т. 3, л.д. 48).
Указанным государственным актом за институтом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки общей площадью 2 195 га.
В периоде выдачи акта администрация действовала в соответствии с законом и в рамках своих полномочий, что сторонами не оспаривается.
В настоящем случае, спорный земельный участок предоставлен ГНУ ЧНИИСХ до введения в действие ЗК РФ, в связи с чем, ограничение, установленное п. 1 ст. 20 ЗК РФ, к спорным правоотношениям не применимо.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии акта на пользование землей, выданного в 1994 году, использование земель, указанных в данном акте без регистрации, является правомерным, а также, что материалы дела не содержат сведений об основаниях (поводах) проведенного раздела земельного участка с образованием трех спорных земельных участков и не дана оценка принятию уполномоченным органом соответствующего требованиям ст. 11.9 ЗК РФ решения об образовании земельных участков.
Из анализа сведений, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (описано выше), следует, что после передачи части лесов (423 га.), выделении участка площадью 17 776 500 кв. м (кадастровый номер 74:23:0000000:158), остальная часть земельного участка (33 500 кв. м), предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование сохранена за ГНУ ЧНИИСХ, причем к данному участку, как и к участку в 17 776 500 кв. м, подлежит применению правовой режим регистрации, предусмотренный п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно установил, что использование земельных участков под объектами недвижимости длительные периоды времени, внесение платы за пользование этими участками и отсутствие иных площадью 33 500 кв. м участков, закрепленных за ГНУ ЧНИИСХ, опровергает незаконное использование земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод управления о том, что материалами дела подтверждено незаконное использование спорных земельных участков, поскольку заявителем указано на фактическое использование только тех участков, которые переданы по акту ЧБО 23-506 на праве бессрочного (постоянного) пользования (иное не установлено). Также заявителем представлены решения Исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета депутатов трудящихся (далее - Исполком) от 13.06.1967 N 371 об отводе земельного участка под семянохранилище и теплицу, решение от 05.07.1983 N 148-6 об утверждении акта выбора земельного участка под строительство зерносклада.
Решением Исполкома от 28.01.1975 отведен земельный участок под строительство зерноочистительного сушильного пункта в складской зоне пос. Опытная; по решению от 05.07.1983 N 148-5 под стоянку на 10 автомашин выделен участок; решением от 26.04.1966 N 263 под строительство вегетационного домика
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что ГНУ ЧНИИСХ является государственным учреждением - правопреемником в силу преобразования опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское", которому и были в свое время выделены участки под строительство спорных объектов. Названные объекты зарегистрированы на праве оперативного управления в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ГНУ ЧНИИСХ.
Также суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем подано 24.05.2012 в Чебаркульский отдел Управления Росреестра заявление на регистрацию права на спорные земельные участки, которое в установленный срок не рассмотрено; доказательств направления ответа или уведомления о результате рассмотрения заявления суду не представлено; о наличии отказа стороне стало известно в судебном заседании; получение ответа заявителем оспорено, что свидетельствует о том, что до принятия постановлений от 13.12.2012 о возбуждении дел об административных правонарушениях прокуратурой заявителем приняты меры к регистрации прав на земельные участки и документы на такую регистрацию находились в Росреестре. Вопрос о законности действий по отказу в регистрации земельных участков выходит за пределы предмета требований, при этом незаконное использование земель должно быть доказано административным органом. Доказательств возведения строений ГНУ ЧНИИСХ на иных, не вошедших в государственный акт земельных участках, последним не представлено. Отказ в регистрации права также не может свидетельствовать о незаконном использовании земельных участков, так как ответ не получен до момента обнаружения правонарушения, что не исключает спора по поводу законности данного отказа.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод управления о том, что заявитель об отказе в государственной регистрации узнал не в ходе судебного разбирательства, поскольку данный довод опровергается материалами дела.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Следовательно, доводы жалобы отклоняются как недоказанные и неподтвержденные материалами дела.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 июля 2013 года по делу N А76-1757/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2013 N 18АП-10789/2013 ПО ДЕЛУ N А76-1757/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. N 18АП-10789/2013
Дело N А76-1757/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 июля 2013 года по делу N А76-1757/2013 (судья Елькина Л.А).
В судебном заседании приняли участия представители:
- Государственного научного учреждения "Челябинский научно- исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" - Карпинская О.Н. (паспорт, доверенность N 1/2012 от 01.06.2012);
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Плюта Ю.В. (служебное удостоверение, доверенность N 64 от 17.01.2013).
Государственное научное учреждение "Челябинский научно- исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - заявитель, ГНУ ЧНИИСН, учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Росреестр) о признании незаконными и отмене постановлений от 22.01.2013 N 51/23-12, 52/23-12, 53/23-12 (три постановления в отношении незаконного использования земельных участков площадью соответственно 5 782 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Труда, 1; площадью 15 829 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Мичурина, 1; площадью 12 223 кв. м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Чайковского, 14) о назначении административного наказания, которыми учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 23 июля 2013 года (резолютивная часть объявлена 16 июля 2013 года) требования заявителя удовлетворены.
Административный орган не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе управление указало, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:23:091104:11, 74:23:091104:22, 74:23:091104:92 в установленном законом порядке не оформлены, поскольку данные земельные участки не образованы из ранее представленного заявителю земельного участка и являются вновь сформированными, что подтверждается материалами кадастровых дел N 74:23:091104:11, 74:23:091104:22, 74:23:091104:92.
По мнению административного органа, государственный акт ЧБО N 23-506, выданный на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994, не свидетельствует о возникновении прав заявителя на спорные земельные участки, поскольку они являются вновь сформированными.
Росреестр считает, что из представленных заявителем документов невозможно установить, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, который ранее представлялся институту на основании государственного акта.
По мнению заинтересованного лица, уплата институтом земельного налога не свидетельствует о возникновении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, а лишь указывает на фактическое использование заявителем спорных земельных участков.
Управление считает, что институт знал о наличии отказа в государственной регистрации прав в отношении спорных земельных участков 30.10.2012, когда Росреестром было отказано ему в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, также копия данного постановления вручена заявителю 25.01.2013, о чем имеется соответствующая отметка о вручении. Также в деле об административном правонарушении N 52/23-12 содержится письмо Чебаркульского отдела Управления Росреестра от 12.12.2012 N 38-1657, направленное Чебаркульскому горпрокурору Соловьеву А.С., в котором указано, что институту отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки (т. 1, л.д. 28, 46).
По мнению управления, вина заявителя заключается в невыполнении требований земельного законодательства о надлежащем оформлении своих прав на земельный участок, что является достаточным для привлечения к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Институт поясняет, что спорными земельными участками пользуется в соответствии с государственным актом ЧБО N 23-506, выданным на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504, на праве постоянного (бессрочного пользования), что исключает в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Также заявитель пояснил, что законность использования земельных участков подтверждена и фактами уплаты заявителем ежегодно земельного налога. По мнению института, об отказе в государственной регистрации прав он узнал только в ходе судебного разбирательства, после представлением управлением мотивированного отказа в государственной регистрации. Дополнительно заявитель пояснил, что у него отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административным органом проверки земельных участков на территории п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области, с кадастровыми номерами 74:23:0911008:22 по ул. Чайковского-14 (12 223 кв. м), 74:23:0911004:11 по ул. Мичурина-1 (15 829 кв. м) и 74:23:09110021:92 по ул. Труда-1 (5 782 кв. м) установлено, что они используются ГНУ ЧНИИСХ для размещения объектов недвижимости на праве оперативного управления без оформленных в надлежащем порядке правоустанавливающих документов. Право постоянного (бессрочного) пользования на участки под недвижимым имуществом учреждением не оформлено.
Россреестр пришел к выводам о том, что указанные участки, согласно номерам кадастровых дел, являются вновь образованными, что подтверждается постановлениями Главы администрации Чебаркульского муниципального района от 17.01.2007 N 26, 27, 28 "Об утверждении границ земельного участка", участки поставлены на государственный кадастровый учет 25.06.2008 по описанию земельных участков, выполненного ООО СПК "Земля" на основании землеустроительного дела (N 571) 2007 года.
Названные факты послужили основанием для вывода о незаконном использовании ГНУ ЧНИИСХ земельных участков в отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
На основании материалов проверки приняты поименованные постановления от 22.01.2013 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. за каждое правонарушение (т. 1, л.д. 14-21, 29-36, 38-45).
Не согласившись с данными постановлениями, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что управлением событие административного правонарушения и состав вмененного правонарушения надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок предоставлен ГНУ ЧНИИСХ до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в связи с чем, ограничение, установленное п. 1 ст. 20 ЗК РФ, к спорным правоотношениям не применимо. Следовательно, при наличии акта на пользование землей, выданного в 1994 году, использование земель, указанных в данном акте без регистрации является правомерным. Опровержением незаконного использования земельных участков является использование земельных участков под объектами недвижимости длительные периоды времени, внесение платы за пользование этими участками и отсутствие иных площадью 33 500 кв. м участков, закрепленных за ГНУ ЧНИИСХ. Также в материалах дела отсутствуют документы об использовании иных участков, кроме тех, на которые ссылается заявитель. Следовательно, при указанных обстоятельствах без проверки и оценки представленных доказательств не может считаться доказанной вина учреждения в незаконном использовании земли. Отказ в регистрации права также не может свидетельствовать о незаконном использовании земельных участков, поскольку ответ не получен до момента обнаружения правонарушения, что не исключает спора по поводу законности данного отказа. Суд первой инстанции не установил в действиях ГНУ ЧНИИСХ пренебрежительного отношения к соблюдению требований законодательства, что свидетельствует об отсутствии угрозы общественным правоотношениям, и в любом случае является самостоятельным основанием для освобождения от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), процессуальных нарушений также не установлено.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ, следовательно, является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении; существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ установлены общие правила назначения административного наказания, согласно которым при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В ст. 11.3 ЗК РФ установлен порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ применительно к спорному правоотношению образование земельных участков могло быть осуществлено лишь на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
В силу п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ.
В п. 1 ст. 20 ЗК РФ определяется круг юридических лиц, которым могут предоставляться земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям реестра Федерального имущества (выписки от 19.01.2011 N 00535, 00536, 00537, от 10.12.2012 N 854/2, 854/3, 854/4) подтверждается факт владения спорными земельными участками площадью 12 223 кв. м, 5 782 кв. м и 15 829 кв. м, согласно которым правообладателем объектами недвижимости земельными участками является учреждение. Законность использования земельных участков подтверждена и фактами уплаты заявителем ежегодно земельного налога.
Спорные земельные участки зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией 19.10.2009, что подтверждается записями о регистрации N 74-74-38/109/2009-366,367,368. Сведения о регистрации иного вещного права в реестре отсутствуют, указано лишь на право постоянного (бессрочного) пользования, основанием возникновения которого является постановление Главы Чебаркульского муниципального района Челябинской области 17.01.2008 N 26-28, также в соответствии с государственным актом ЧБО N 23-506, выданным на основании постановления Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504, на праве постоянного (бессрочного пользования).
Указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ, сохраняется до настоящего времени в силу прямого указания в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Согласно названной статье государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно данному акту ГНУ ЧНИИСХ Главой администрации Чебаркульского района (постановление от 30.05.1994 N 504) предоставлено в пользование 2 195 гектаров земель для сельскохозяйственного пользования. В число земель было включено 1420 га. пашни, 5 га. залежей, 187 га. сенокосов, 4 га. пастбищ, 501 га. лесов и 88 га. других земель. Постановлением Главы Чебаркульского района от 06.02.1998 N 64 "О передаче лесов, лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" из земель ОПХ "Тимирязевское", было передано 2 864 га. лесов, в том числе 423 га. леса, принадлежащих ранее ГНУ ЧНИИСХ.
В государственный кадастр недвижимости земли, предоставленные ГНУ ЧНИИСХ на праве постоянного (бессрочного) пользования, внесены в размере 1 781 га. с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:23:0000000:129, право на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 15.08.2006 (запись N 74-38-38/058/2006-221); в последующем земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 74:23:0000000:158 и 74:23:0905002:20.
Право на первый земельный участок площадью 17 776 500 кв. м зарегистрировано за Российской Федерацией 15.03.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись N 74-38-38/023/2007-66. На указанный земельный участок за ГНУ ЧНИИСХ 12.04.2012 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ из земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:158 образовано несколько земельных участков общей площадью 15 602 831 кв. м. При этом земельный участок площадью 2 173 669 кв. м сохранен с кадастровым номером 74:23:0000000:158.
Государственная регистрация права по спорному правоотношению, являющаяся единственным доказательством существования зарегистрированного права, отсутствует. Следовательно, земельный участок используется заявителем с правоустанавливающими документами на землю.
Выдача акта на спорные земельные участки оформлена постановлением Главы администрации Чебаркульского района от 30.05.1994 N 504 "О выдаче государственного акта пользования землей ГНУ ЧНИИСХ" (т. 3, л.д. 48).
Указанным государственным актом за институтом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки общей площадью 2 195 га.
В периоде выдачи акта администрация действовала в соответствии с законом и в рамках своих полномочий, что сторонами не оспаривается.
В настоящем случае, спорный земельный участок предоставлен ГНУ ЧНИИСХ до введения в действие ЗК РФ, в связи с чем, ограничение, установленное п. 1 ст. 20 ЗК РФ, к спорным правоотношениям не применимо.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии акта на пользование землей, выданного в 1994 году, использование земель, указанных в данном акте без регистрации, является правомерным, а также, что материалы дела не содержат сведений об основаниях (поводах) проведенного раздела земельного участка с образованием трех спорных земельных участков и не дана оценка принятию уполномоченным органом соответствующего требованиям ст. 11.9 ЗК РФ решения об образовании земельных участков.
Из анализа сведений, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (описано выше), следует, что после передачи части лесов (423 га.), выделении участка площадью 17 776 500 кв. м (кадастровый номер 74:23:0000000:158), остальная часть земельного участка (33 500 кв. м), предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование сохранена за ГНУ ЧНИИСХ, причем к данному участку, как и к участку в 17 776 500 кв. м, подлежит применению правовой режим регистрации, предусмотренный п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно установил, что использование земельных участков под объектами недвижимости длительные периоды времени, внесение платы за пользование этими участками и отсутствие иных площадью 33 500 кв. м участков, закрепленных за ГНУ ЧНИИСХ, опровергает незаконное использование земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод управления о том, что материалами дела подтверждено незаконное использование спорных земельных участков, поскольку заявителем указано на фактическое использование только тех участков, которые переданы по акту ЧБО 23-506 на праве бессрочного (постоянного) пользования (иное не установлено). Также заявителем представлены решения Исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета депутатов трудящихся (далее - Исполком) от 13.06.1967 N 371 об отводе земельного участка под семянохранилище и теплицу, решение от 05.07.1983 N 148-6 об утверждении акта выбора земельного участка под строительство зерносклада.
Решением Исполкома от 28.01.1975 отведен земельный участок под строительство зерноочистительного сушильного пункта в складской зоне пос. Опытная; по решению от 05.07.1983 N 148-5 под стоянку на 10 автомашин выделен участок; решением от 26.04.1966 N 263 под строительство вегетационного домика
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что ГНУ ЧНИИСХ является государственным учреждением - правопреемником в силу преобразования опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское", которому и были в свое время выделены участки под строительство спорных объектов. Названные объекты зарегистрированы на праве оперативного управления в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ГНУ ЧНИИСХ.
Также суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем подано 24.05.2012 в Чебаркульский отдел Управления Росреестра заявление на регистрацию права на спорные земельные участки, которое в установленный срок не рассмотрено; доказательств направления ответа или уведомления о результате рассмотрения заявления суду не представлено; о наличии отказа стороне стало известно в судебном заседании; получение ответа заявителем оспорено, что свидетельствует о том, что до принятия постановлений от 13.12.2012 о возбуждении дел об административных правонарушениях прокуратурой заявителем приняты меры к регистрации прав на земельные участки и документы на такую регистрацию находились в Росреестре. Вопрос о законности действий по отказу в регистрации земельных участков выходит за пределы предмета требований, при этом незаконное использование земель должно быть доказано административным органом. Доказательств возведения строений ГНУ ЧНИИСХ на иных, не вошедших в государственный акт земельных участках, последним не представлено. Отказ в регистрации права также не может свидетельствовать о незаконном использовании земельных участков, так как ответ не получен до момента обнаружения правонарушения, что не исключает спора по поводу законности данного отказа.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод управления о том, что заявитель об отказе в государственной регистрации узнал не в ходе судебного разбирательства, поскольку данный довод опровергается материалами дела.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Следовательно, доводы жалобы отклоняются как недоказанные и неподтвержденные материалами дела.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 июля 2013 года по делу N А76-1757/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)