Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5468/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-5468/2014


Судья: Горина Р.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей Клубничкиной А.В., Кандалова П.М.
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 12 марта 2014 года апелляционную жалобу М.
на решение Зарайского городского суда Московской области от 26 декабря 2013 года по делу по иску М. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Клубничкиной А.В.,
объяснения М., ее представителя А.,
установила:

М. обратилась в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:38:0000000:9735 площадью 1200 кв. м из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенного по адресу: <...>.
Свои требования мотивировала тем, что в ответ на ее обращение в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей на праве аренды вышеуказанного земельного участка Глава района издал Постановлением от 06.03.2013 года N 267/3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка М.". Ей предложено обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ и поставить земельный участок на государственный кадастровый учет. Однако, ответчик отказал истцу в передаче в аренду земельного участка в связи с позицией Зарайского городского прокурора.
Истица и ее представитель требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, согласно представленного отзыва исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района не явился, извещен, ранее против удовлетворения иска не возражал.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 26 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, М. обжалует его в апелляционном порядке и просит отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права и предоставленными сторонами доказательствами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что М. в марте 2013 года обратилась в Администрацию Зарайского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 1200 кв. м из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением Главы Зарайского муниципального района Московской области N 267/3 от 06 марта 2013 года была утверждена схема земельного участка площадью 1200 кв. м на кадастровом плане из земель населенных пунктов (сельское поселение Каринское), расположенного по адресу: <...> с видом разрешенного использования для ведения садоводства. 24 апреля 2013 года земельному участку присвоен кадастровый номер 50:38:0000000:9735.
Как усматривается из ответа председателя Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района Московской области Х. от 19.06.2013 г. за N 1303 М. отказано в заключении договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, в связи с позицией Зарайского городского прокурора о возможности предоставления земельных участков для заявленных целей исключительно в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ (п. 1 ст. 29 ЗК РФ).
Положениями ст. 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
По смыслу п. 2 ст. 81 ЗК РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает вариант предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельный участок.
Согласно ст. 12 ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Суд первой инстанции установил, что схема зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами местного самоуправления Зарайского муниципального района не разработана. Регистрация и учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков органами местного самоуправления не осуществляется, очередность предоставления земельных участков не определялась, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединение для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства не установлен.
Земельный участок, который предполагалось предоставить истице в целях использования под ведение садоводства, относится к категории земель населенных пунктов и не входит в состав фонда перераспределения земель.
Суд первой инстанции верно пришел к выводу, что доводы представителя ответчика Администрации Зарайского муниципального района в апелляционной жалобе о том, что ст. 85 ЗК РФ предусматривает наличие в составе земель населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования, что не исключает использования земли под садоводство на землях населенного пункта, несостоятельны, поскольку правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Факт того, что зонирование территории Зарайского муниципального района не проведено, ответчиками не оспаривался.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок, предназначенный истице для садоводства расположен на землях населенного пункта, а не на землях сельскохозяйственного назначения, как это предписано ст. ст. 78, 81 ЗК РФ, в нарушение процедуры предоставления земельных участков для садоводства, предусмотренной Федеральным законом N 66-ФЗ, без утверждения схемы зонирования территории, которая предусматривала бы целевое и разрешенное использование земельных участков, без проведения зонирования территории и формирования списков желающих получить садоводческие участки, не являющихся членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Главой Зарайского муниципального района Московской области об утверждении схемы расположения земельного участка М. с видом разрешенного использования для ведения садоводства, что является нарушением действующего законодательства.
Согласно положениям ст. 78 ЗК РФ для того, чтобы предоставить земельный участок для ведения садоводства, первоначально такой участок должен относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из ст. 80 ЗК РФ в целях создания (перераспределения, ведения, расширения) земель, в том числе, и в связи с осуществлением садоводческой деятельности, из земель для сельскохозяйственного производства создается фонд перераспределения земель. Данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, гражданин не вправе самостоятельно определять зонирование земель для садоводческой деятельности. Спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения подлежащим предоставлению гражданам для ведения садоводства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что удовлетворение данных требований повлекло бы нарушение прав неопределенного круга лиц.
Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а не к землям сельскохозяйственного назначения, не сформирован фонд перераспределения земель, зонирование территории Зарайского муниципального района в настоящее время не проведено, в Зарайском муниципальном районе отсутствует правовой акт, устанавливающий процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, информирование заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка не производилась.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционные жалобы не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Зарайского городского суда Московской области от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)