Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 по делу N А07-11273/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Тарасов Юрий Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Тарасов Ю.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо-1), Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, УЗР г. Уфы, заинтересованное лицо-2) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязании в течение двух недель утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612, площадью 1251 кв. м, на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером Ахмадуллиным И.Р. (ООО "Топограф") в координатах:
(л.д. 7-8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 (резолютивная часть оглашена 02.07.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Суд обязал Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий 14 дней после вступления в законную силу настоящего решения, принять решение по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасова Юрия Николаевича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1251 кв. м, расположенного по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612, на кадастровом плане территории, выполненном ООО "Топограф", в координатах:
(л.д. 37-45).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо-2, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 49-51).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что бездействие УЗР г. Уфы было вызвано тем, что в нарушение административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 2984 заявитель обратился не в уполномоченный орган (УЗР г. Уфы), а в Администрацию. Поскольку заявление ИП Тарасова Ю.Н. было подано в неуполномоченный орган, то на момент подачи заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан в Управлении не содержалось сведений об обращении заявителя.
Податель жалобы полагает, что после вступления решения суда в законную силу данное обращение должно быть рассмотрено с самого начала, пройти все предусмотренные регламентом процедуры.
Апеллянт сослался на пункт 2.6 указанного выше регламента, в соответствии с которым срок предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 30 дней со дня приема заявления. Поскольку заявление Тарасова Ю.Н. будет считаться принятым с момента вступления решения суда в законную силу, срок в 14 дней, установленный решением суда, будет недостаточным для рассмотрения заявления по существу. Таким образом, по мнению подателя жалобы, срок рассмотрения заявления ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по решению суда должен совпадать со сроком рассмотрения данного заявления, установленным законом и регламентом, и составлять 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с намерением оформления земельного участка по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612 в аренду сроком на сорок девять лет для размещения временной открытой стоянки для легковых автомобилей, ИП Тарасов Ю.Н. обратился с в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка по правилам ст. 34 ЗК РФ (л. д. 11-12).
Данное заявление получено Администрацией 23.04.2014, о чем свидетельствует имеющийся на заявлении штамп входящей корреспонденции (л. д. 11).
В сроки, предусмотренные законом, письменного ответа на свое обращение предприниматель не получил.
Заявитель, полагая, что допущенное уполномоченным органом бездействие по нерассмотрению заявления о предоставлении земельного участка незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация в установленный регламентом трехдневный срок не направила копии заявления и приложенных документов для рассмотрения в УЗР г. Уфы, а Управление, соответственно, в установленном законом порядке не разрешила вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Установив, что такое бездействие нарушает право предпринимателя на предоставление ему земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ, суд удовлетворил заявленные требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 ЗК РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого, в порядке статьи 34 ЗК РФ, земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю и является необходимым этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях отсутствия формирования земельного участка, что имеет место в рассматриваемом случае. В рамках названного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Администрация в установленный регламентом трехдневный срок не направила копии заявления и приложенных документов для рассмотрения в УЗР г. Уфы, а Управление, соответственно, в установленном законом порядке не выдало предпринимателю утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обстоятельств, препятствующих совершению регламентированных законом действий, ни Администрацией, ни Управлением приведено не было.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Администрации не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы ИП Тарасова Ю.Н. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что бездействие Управления по неутверждению схемы было вызвано бездействием Администрации, не направившей в его адрес копии заявления и приложенных документов.
Поскольку Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, обязанность по утверждению схемы возложена на Управление, являющееся структурным подразделением Администрации, суд первой инстанции, усмотрев бездействие органа местного самоуправления, обоснованно в качестве меры восстановления нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал Управление принять решение по заявлению ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в срок, не превышающий 14 дней после вступления в законную силу решения.
Довод подателя жалобы о том, что срок рассмотрения заявления ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по решению суда должен совпадать со сроком рассмотрения данного заявления, установленным законом и регламентом, и составлять 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
По смыслу указанной нормы такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом лиц, участвующих в деле. Более того, прерогатива определения выбора способа восстановления, нарушенных прав принадлежит суду, именно судом устанавливается способ восстановления прав, соответствующий характеру допущенного нарушения.
Учитывая то обстоятельство, что судебное разбирательство по заявлению предпринимателя с учетом пересмотра решения суда в апелляционном порядке длится более четырех месяцев, доводов о наличии объективных препятствий для рассмотрения Управлением заявления предпринимателя не приведено, апелляционный суд полагает, что обязание суда первой инстанции принять соответствующее решение по заявлению предпринимателя в срок, не превышающий 14 дней не может расцениваться в качестве нарушении прав Управления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, является основанием для отсрочки его исполнения в порядке ст. 324 АПК РФ по соответствующему заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Управления от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 по делу N А07-11273/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2014 N 18АП-9942/2014 ПО ДЕЛУ N А07-11273/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. N 18АП-9942/2014
Дело N А07-11273/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 по делу N А07-11273/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Тарасов Юрий Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Тарасов Ю.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо-1), Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, УЗР г. Уфы, заинтересованное лицо-2) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязании в течение двух недель утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612, площадью 1251 кв. м, на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером Ахмадуллиным И.Р. (ООО "Топограф") в координатах:
(л.д. 7-8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 (резолютивная часть оглашена 02.07.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Суд обязал Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий 14 дней после вступления в законную силу настоящего решения, принять решение по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасова Юрия Николаевича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1251 кв. м, расположенного по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612, на кадастровом плане территории, выполненном ООО "Топограф", в координатах:
(л.д. 37-45).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо-2, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 49-51).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что бездействие УЗР г. Уфы было вызвано тем, что в нарушение административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 2984 заявитель обратился не в уполномоченный орган (УЗР г. Уфы), а в Администрацию. Поскольку заявление ИП Тарасова Ю.Н. было подано в неуполномоченный орган, то на момент подачи заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан в Управлении не содержалось сведений об обращении заявителя.
Податель жалобы полагает, что после вступления решения суда в законную силу данное обращение должно быть рассмотрено с самого начала, пройти все предусмотренные регламентом процедуры.
Апеллянт сослался на пункт 2.6 указанного выше регламента, в соответствии с которым срок предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 30 дней со дня приема заявления. Поскольку заявление Тарасова Ю.Н. будет считаться принятым с момента вступления решения суда в законную силу, срок в 14 дней, установленный решением суда, будет недостаточным для рассмотрения заявления по существу. Таким образом, по мнению подателя жалобы, срок рассмотрения заявления ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по решению суда должен совпадать со сроком рассмотрения данного заявления, установленным законом и регламентом, и составлять 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с намерением оформления земельного участка по адресу г. Уфа, д. Зинино, в кадастровом квартале 02:55:040612 в аренду сроком на сорок девять лет для размещения временной открытой стоянки для легковых автомобилей, ИП Тарасов Ю.Н. обратился с в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка по правилам ст. 34 ЗК РФ (л. д. 11-12).
Данное заявление получено Администрацией 23.04.2014, о чем свидетельствует имеющийся на заявлении штамп входящей корреспонденции (л. д. 11).
В сроки, предусмотренные законом, письменного ответа на свое обращение предприниматель не получил.
Заявитель, полагая, что допущенное уполномоченным органом бездействие по нерассмотрению заявления о предоставлении земельного участка незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация в установленный регламентом трехдневный срок не направила копии заявления и приложенных документов для рассмотрения в УЗР г. Уфы, а Управление, соответственно, в установленном законом порядке не разрешила вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Установив, что такое бездействие нарушает право предпринимателя на предоставление ему земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ, суд удовлетворил заявленные требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 ЗК РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого, в порядке статьи 34 ЗК РФ, земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю и является необходимым этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях отсутствия формирования земельного участка, что имеет место в рассматриваемом случае. В рамках названного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Администрация в установленный регламентом трехдневный срок не направила копии заявления и приложенных документов для рассмотрения в УЗР г. Уфы, а Управление, соответственно, в установленном законом порядке не выдало предпринимателю утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обстоятельств, препятствующих совершению регламентированных законом действий, ни Администрацией, ни Управлением приведено не было.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Администрации не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы ИП Тарасова Ю.Н. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что бездействие Управления по неутверждению схемы было вызвано бездействием Администрации, не направившей в его адрес копии заявления и приложенных документов.
Поскольку Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, обязанность по утверждению схемы возложена на Управление, являющееся структурным подразделением Администрации, суд первой инстанции, усмотрев бездействие органа местного самоуправления, обоснованно в качестве меры восстановления нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал Управление принять решение по заявлению ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в срок, не превышающий 14 дней после вступления в законную силу решения.
Довод подателя жалобы о том, что срок рассмотрения заявления ИП Тарасова Ю.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по решению суда должен совпадать со сроком рассмотрения данного заявления, установленным законом и регламентом, и составлять 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
По смыслу указанной нормы такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом лиц, участвующих в деле. Более того, прерогатива определения выбора способа восстановления, нарушенных прав принадлежит суду, именно судом устанавливается способ восстановления прав, соответствующий характеру допущенного нарушения.
Учитывая то обстоятельство, что судебное разбирательство по заявлению предпринимателя с учетом пересмотра решения суда в апелляционном порядке длится более четырех месяцев, доводов о наличии объективных препятствий для рассмотрения Управлением заявления предпринимателя не приведено, апелляционный суд полагает, что обязание суда первой инстанции принять соответствующее решение по заявлению предпринимателя в срок, не превышающий 14 дней не может расцениваться в качестве нарушении прав Управления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, является основанием для отсрочки его исполнения в порядке ст. 324 АПК РФ по соответствующему заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Управления от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.07.2014 по делу N А07-11273/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)