Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2015 N 10АП-8058/2015 ПО ДЕЛУ N А41-29954/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. по делу N А41-29954/15


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Домальгаут" (ИНН: 5042113750; ОГРН: 1105042003241) - Трофимчук Р.В. - представитель по доверенности от 20 февраля 2015 года,
от заинтересованного лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Ермоленко С.В. представитель по доверенности от 02 февраля 2015 года N 14-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N А41-29954/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Домальгаут" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении в аренду ООО "Домальгаут" земельного участка с кадастровым номером 50:05:0050402:1722

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домальгаут" (далее - истец, ООО "Домальгаут") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - ответчик, администрация), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ООО "Домальгаут" от 19 марта 2015 года N 5 о предоставлении в аренду земельного участка;
- - обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в аренду ООО "Домальгаут" земельного участка с кадастровым номером 50:05:0050402:1722, площадью 1 404 +/- 13 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки и павильона", расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Майолик и направить в адрес ООО "Домальгаут" подписанный договор аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года заявленные требования ООО "Домальгаут" удовлетворены (л.д. 51).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2013 года ООО "Домальгаут" обратилось к Главе Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 500 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Майолик для размещения автостоянки и павильона (л.д. 8).
На заседании Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района 16 апреля 2013 года было принято решение о согласовании предоставления земельного участка в соответствии с законодательством (л.д. 9).
ООО "Домальгаут" была изготовлена и согласована с администрацией района схема планировочной организации, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и акт выбора земельного участка (л.д. 10 - 11).
В выпуске газеты "Вперед" от 03 июля 2013 года N 24с (1490с) было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 500 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Майолик для размещения автостоянки и павильона (л.д. 27).
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29 ноября 2013 года N 2810-ПГ утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории земельного участка площадью 1 404 кв. м по адресу: Московская область, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Майолик для размещения автостоянки и павильона (л.д. 12).
Данным постановлением также ООО "Домальгаут" поручено произвести оформление землеустроительного дела в части межевания земель в установленном законом порядке.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0050402:1722, площадью 1 404 +/- 13 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки и павильона", расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Майолик, был поставлен на кадастровый учет 11 марта 2014 года, что подтверждается кадастровым паспортом от 11 марта 2014 года N МО-14/3В-342359 (л.д. 13).
В связи с тем, что Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области не приняла решения о предоставлении земельного участка в аренду и не направила заявителю проект договора аренды, ООО "Домальгаут" 19 марта 2015 года повторно обратилось к Главе Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0050402:1722, площадью 1 404 кв. м (л.д. 15).
Поскольку администрацией не были совершены предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия по предоставлению земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшему в период предоставления обществу земельного участка и утратившему силу с 01 марта 2015 года) устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом.
Вместе с тем, решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято не было, соответствующий договор не заключен.
При данных обстоятельствах Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области допущено бездействие по нерассмотрению заявления ООО "Домальгаут" о предоставлении в аренду земельного участка и принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду такого участка.
Довод администрации, изложенный в апелляционной жалобе о том, что при принятии Постановления от 29 ноября 2013 года N 2180-ПГ не было учтено наличие действовавшего на тот момент Постановления Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03 апреля 2008 года N 290, в соответствии с которым предоставление в собственность или аренду вновь выделяемых земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области осуществлялось только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), не принимается по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В отношении предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательного условия по предоставлению таких земельных участков исключительно на торгах.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В ходе процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка Главой Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято Постановление от 29 ноября 2013 года N 2180-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта для размещения автостоянки и павильона.
Вместе с тем, администрацией в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29 ноября 2013 года N 2180-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта было отменено и является недействующим.
Также несостоятелен довод администрации о не привлечении к участию в деле Министерства имущественных отношений Московской области в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Вместе с тем, указанный Закон от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ вступил в силу лишь с 01 января 2015 года, то есть на момент возникновения спорных правоотношений наличие согласия Министерства имущественных отношений Московской области не требовалось.
Таким образом, у апелляционного суда отсутствовали основания для привлечения к участию в деле Министерства имущественных отношений Московской области.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание требования к законности судебного акта и к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N А41-55742/14, А41-52519/14, в том числе постановление Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-52519/14).
Довод Администрации о том, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка размещено в неустановленной для этих целей газете не соответствует законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган местного самоуправления опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования.
В соответствии со статьей 2 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Постановлением Главы Администрация Сергиево-Посадского муниципального района от 16 марта 2010 года N 336-ПГ официальным печатным изданием Сергиево-Посадского муниципального района, осуществляющим опубликование информации о предоставлении земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах), а также сообщений о приеме заявлений о предоставлении земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района определена муниципальная общественно-политическая газета "Вперед" (л.д. 43).
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка размещено в муниципальной общественно-политической газете Сергиево- Посадского района "Вперед". Данная газета была представлена на обозрение суда. Помимо распространений по организациям и физическим лицам, направляется в библиотеки муниципального образования, в которые заинтересованные лица имеют свободный доступ, а также распространяется по подписке.
Таким образом, издание - муниципальная общественно-политическая газета Сергиево- Посадского района "Вперед" - является периодическим печатным изданием, имеющим постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; зарегистрировано в Московском региональном управлении Комитета Российской Федерации по печати, регистрационное свидетельство N А-5343; с изданием Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района заключен договор на публикацию нормативных актов муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области", заказчиком публикации явилась Администрация Сергиево-Посадского муниципального района; в издании размещаются нормативные и ненормативные акты муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район".
Ссылка Администрации на пункт 4.5 Решения Сергиево-Посадского муниципального района от 08 октября 2009 года N 168-МЗ "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области" является несостоятельной, поскольку данная норма регулирует порядок публикации извещений о проведении торгов, а не сообщения о предоставлении в аренду земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка является надлежащей публикацией (в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации) в периодическом издании.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N А41-29954/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)