Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением требований федерального законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф/судья: Джалалов Д.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А.К., судей Хираева Ш.М. и Магомедовой А.М., при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства юстиции РД и СНТ "им. Гаджиали Даниялова" на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 24 июля 2014 года, которым постановлено: заявление прокурора РД удовлетворить.
Признать распоряжение Правительства РД от 25.03.2013 N 54-р незаконным, обязать Правительство РД отменить его.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., представителя прокуратуры РД ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, представителя Правительства РД и Министерства юстиции РД ФИО7 (доверенность N от <дата> и N от 01.08.2014) и представителя СНТ "им. Гаджиали Даниялова" ФИО8 (доверенность N <адрес>6 от 15.10.2014), просивших решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
установила:
прокуратура РД в интересах Российской Федерации, Республики Дагестан и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Правительству РД о признании распоряжения Правительства РД от 25.03.2013 за N 54 противоречащим федеральному законодательству и отмене его.
Из заявления следует, что Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р садоводческому некоммерческому товариществу "им. Гаджиали Даниялова" предоставлен земельный участок площадью 468,4 га с кадастровым номером N, расположенный на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", с изменением статуса земель отгонного животноводства и вида разрешенного использования земельного участка на цели ведения садоводства. Указанное распоряжение принято с нарушением требований федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. При этом расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. При таких обстоятельствах с учетом этих положений закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками должно осуществляться органами местного самоуправления по месту их жительства. Причем возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрена.
Кроме того, при предоставлении земельного участка СНТ "Гаджиали Даниялов" Правительством Республики Дагестан нарушен порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В нарушение требований ст. ст. 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при предоставлении указанного земельного участка уполномоченными органами разработка вариантов предоставления участков на основании потребности в земельных участках, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также с учетом пожеланий граждан осуществлена не была. До предоставления земельного участка расчет потребности товарищества в садовых земельных участках на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых участков, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, а также с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, не осуществлен, а среди документов, послуживших основанием для издания распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, отсутствует персональный состав членов садоводческого некоммерческого объединения, сформированный органом местного самоуправления на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров.
Несмотря на эти положения закона надлежащее обоснование размера земельного участка, предоставленного СНТ "Гаджиали Даниялов" распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, не приведено. Соответственно, предоставление земельного участка садовому некоммерческому товариществу без утвержденного в установленном порядке органами местного самоуправления списка граждан - членов товарищества, изъявивших желание получить садовые участки в пределах выделяемого земельного участка, а также расчета потребности товарищества в участках, не соответствует определенному Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядку ведения садоводства и предоставляет органам управления товарищества возможность самостоятельно распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности. При этом из распоряжения Правительства Республики Дагестан и пояснительной записки к проекту распоряжения не усматривается, кому и на основании каких критериев СНТ "Гаджиали Даниялов" вправе предоставлять садовые участки из участка, предоставленного товариществу.
Указанными действиями Правительством Республики Дагестан нарушены права и интересы Российской Федерации по соблюдению принципа верховенства федерального законодательства на всей территории Российской Федерации, Республики Дагестан - по эффективному использованию земельных ресурсов, находящихся в собственности республики, а также, в результате нарушения принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, права и интересы неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На это решение представителем Правительства РД, Министерством юстиции РД подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора РД по тем основаниям, что прокуратурой РД пропущен срок на обращение в суд за защитой права, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба подана и СНТ "им. Гаджиали Даниялова", где также содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора РД в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой права, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р садоводческому некоммерческому товариществу "Гаджиали Даниялов" предоставлен земельный участок площадью 468,4 га с кадастровым номером N, расположенный на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", с изменением статуса земель отгонного животноводства и вида разрешенного использования земельного участка на цели ведения садоводства.
Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Правительства РД незаконным.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. При этом расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
С учетом приведенных положений закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками должно осуществляться органами местного самоуправления по месту их жительства. При этом возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрена.
Помимо этого, при предоставлении земельного участка СНТ "Гаджиали Даниялов" Правительством Республики Дагестан нарушен порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, на основании ходатайства органа местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок такому объединению предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В нарушение требований ст. ст. 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, при предоставлении указанного земельного участка уполномоченными органами разработка вариантов предоставления участков на основании потребности в земельных участках, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также с учетом пожеланий граждан осуществлена не была. До предоставления земельного участка расчет потребности товарищества в садовых земельных участках на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых участков, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, а также с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, не осуществлен, а среди документов, послуживших основанием для издания распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, отсутствует персональный состав членов садоводческого некоммерческого объединения, сформированный органом местного самоуправления на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров. Надлежащее обоснование размера земельного участка, предоставленного СНТ "им. Гаджиали Даниялов" распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, не приведено.
Довод о пропуске срока на обращение в суд судом первой инстанции отклонен, как необоснованный.
Судебная коллегия находит приведенные в решении суда выводы правильными по следующим основаниям.
Согласно требованиям Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовые земельные участки должны предоставляться гражданам, а в собственности (либо на ином праве) садоводческих некоммерческих объединений должно находится лишь имущество общего пользования - земельные участки и иное имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого объединения потребностей самих членов некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, снабжении, теплоснабжении, охране и т.п.
Предоставление земельного участка садовому некоммерческому товариществу без утвержденного в установленном порядке органами местного самоуправления списка граждан - членов товарищества, изъявивших желание получить садовые участки в пределах выделяемого земельного участка, а также расчета потребности товарищества в участках, не соответствует определенному Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядку ведения садоводства, и предоставляет органам управления товарищества возможность самостоятельно распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности. При этом из распоряжения Правительства Республики Дагестан и пояснительной записки к проекту распоряжения не усматривается, кому и на основании каких критериев СНТ "им. Гаджиали Даниялов" должны предоставляться садовые участки из участка, предоставленного товариществу.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого названные органы обязаны, помимо прочего, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Правительством Республики Дагестан при предоставлении указанного земельного участка СНТ "им. Гаджиали Даниялов" информация о предоставлении данного земельного участка и об условиях его предоставления заблаговременно опубликована не была.
Доводы апелляционных жалоб представителя Правительства РД и СНТ "им. Гаджиали Даниялов" о том, что прокурором превышены полномочия при обращении в суд являются необоснованными, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Несоблюдение требований законодательства по эффективному использованию земельных ресурсов, находящихся в собственности республики приводит к нерациональному их использованию и нарушает права и законные интересы Республики Дагестан как собственника земельных ресурсов, а нарушение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, - права и интересы неопределенного круга лиц.
Заявление прокурора Республики Дагестан направлено на защиту и восстановление прав Республики Дагестан и неопределенного круга лиц и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. N 4-П, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Таким образом, заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске срока на обращение в суд за защитой права также не обоснованы.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление предъявлено прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности, и направлено на прекращение негативных последствий от нерационального использования земельных ресурсов, и в связи с нарушением принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки 11.06.2013 года прокуратурой РД в Правительство РД принесен протест за N 7/2-27-2013 на распоряжение от 25.03.2013 года за N 54-р о предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Гаджиали Даниялов" земельного участка площадью <.> га с кадастровым номером 05:50:000020:49, расположенного на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", для ведения садоводства.
Заместителем председателя Правительства РД ФИО9 письмом от <дата> N сообщено, что протест направлен в органы исполнительной власти для внесения предложений в Правительство РД.
О принятом решении прокуратуре РД будет сообщено.
Письмом от 11.09.2013 года Правительство РД протест прокурора РД об отмене распоряжения Правительства РД от 25.03.2013 года за N 54-р отклонило.
С заявлением Прокурор РД обратился в суд 24.10.2013 года, то есть в пределах сроков, установленных ст. 256 ГПК РФ.
В апелляционных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от суда Республики Дагестан от 24.07.2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства юстиции Республики Дагестан и СНТ "им. Гаджиали Даниялов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3289/2014Г
Требование: О признании распоряжения противоречащим федеральному законодательству и его отмене.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением требований федерального законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N 33-3289/2014г
Ф/судья: Джалалов Д.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А.К., судей Хираева Ш.М. и Магомедовой А.М., при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства юстиции РД и СНТ "им. Гаджиали Даниялова" на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 24 июля 2014 года, которым постановлено: заявление прокурора РД удовлетворить.
Признать распоряжение Правительства РД от 25.03.2013 N 54-р незаконным, обязать Правительство РД отменить его.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., представителя прокуратуры РД ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, представителя Правительства РД и Министерства юстиции РД ФИО7 (доверенность N от <дата> и N от 01.08.2014) и представителя СНТ "им. Гаджиали Даниялова" ФИО8 (доверенность N <адрес>6 от 15.10.2014), просивших решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
установила:
прокуратура РД в интересах Российской Федерации, Республики Дагестан и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Правительству РД о признании распоряжения Правительства РД от 25.03.2013 за N 54 противоречащим федеральному законодательству и отмене его.
Из заявления следует, что Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р садоводческому некоммерческому товариществу "им. Гаджиали Даниялова" предоставлен земельный участок площадью 468,4 га с кадастровым номером N, расположенный на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", с изменением статуса земель отгонного животноводства и вида разрешенного использования земельного участка на цели ведения садоводства. Указанное распоряжение принято с нарушением требований федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. При этом расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. При таких обстоятельствах с учетом этих положений закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками должно осуществляться органами местного самоуправления по месту их жительства. Причем возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрена.
Кроме того, при предоставлении земельного участка СНТ "Гаджиали Даниялов" Правительством Республики Дагестан нарушен порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В нарушение требований ст. ст. 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при предоставлении указанного земельного участка уполномоченными органами разработка вариантов предоставления участков на основании потребности в земельных участках, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также с учетом пожеланий граждан осуществлена не была. До предоставления земельного участка расчет потребности товарищества в садовых земельных участках на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых участков, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, а также с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, не осуществлен, а среди документов, послуживших основанием для издания распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, отсутствует персональный состав членов садоводческого некоммерческого объединения, сформированный органом местного самоуправления на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров.
Несмотря на эти положения закона надлежащее обоснование размера земельного участка, предоставленного СНТ "Гаджиали Даниялов" распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, не приведено. Соответственно, предоставление земельного участка садовому некоммерческому товариществу без утвержденного в установленном порядке органами местного самоуправления списка граждан - членов товарищества, изъявивших желание получить садовые участки в пределах выделяемого земельного участка, а также расчета потребности товарищества в участках, не соответствует определенному Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядку ведения садоводства и предоставляет органам управления товарищества возможность самостоятельно распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности. При этом из распоряжения Правительства Республики Дагестан и пояснительной записки к проекту распоряжения не усматривается, кому и на основании каких критериев СНТ "Гаджиали Даниялов" вправе предоставлять садовые участки из участка, предоставленного товариществу.
Указанными действиями Правительством Республики Дагестан нарушены права и интересы Российской Федерации по соблюдению принципа верховенства федерального законодательства на всей территории Российской Федерации, Республики Дагестан - по эффективному использованию земельных ресурсов, находящихся в собственности республики, а также, в результате нарушения принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, права и интересы неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На это решение представителем Правительства РД, Министерством юстиции РД подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора РД по тем основаниям, что прокуратурой РД пропущен срок на обращение в суд за защитой права, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба подана и СНТ "им. Гаджиали Даниялова", где также содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора РД в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой права, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р садоводческому некоммерческому товариществу "Гаджиали Даниялов" предоставлен земельный участок площадью 468,4 га с кадастровым номером N, расположенный на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", с изменением статуса земель отгонного животноводства и вида разрешенного использования земельного участка на цели ведения садоводства.
Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Правительства РД незаконным.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. При этом расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
С учетом приведенных положений закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками должно осуществляться органами местного самоуправления по месту их жительства. При этом возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрена.
Помимо этого, при предоставлении земельного участка СНТ "Гаджиали Даниялов" Правительством Республики Дагестан нарушен порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, на основании ходатайства органа местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок такому объединению предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В нарушение требований ст. ст. 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, при предоставлении указанного земельного участка уполномоченными органами разработка вариантов предоставления участков на основании потребности в земельных участках, схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также с учетом пожеланий граждан осуществлена не была. До предоставления земельного участка расчет потребности товарищества в садовых земельных участках на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садовых участков, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, а также с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, не осуществлен, а среди документов, послуживших основанием для издания распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, отсутствует персональный состав членов садоводческого некоммерческого объединения, сформированный органом местного самоуправления на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров. Надлежащее обоснование размера земельного участка, предоставленного СНТ "им. Гаджиали Даниялов" распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.03.2013 N 54-р, не приведено.
Довод о пропуске срока на обращение в суд судом первой инстанции отклонен, как необоснованный.
Судебная коллегия находит приведенные в решении суда выводы правильными по следующим основаниям.
Согласно требованиям Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовые земельные участки должны предоставляться гражданам, а в собственности (либо на ином праве) садоводческих некоммерческих объединений должно находится лишь имущество общего пользования - земельные участки и иное имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого объединения потребностей самих членов некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, снабжении, теплоснабжении, охране и т.п.
Предоставление земельного участка садовому некоммерческому товариществу без утвержденного в установленном порядке органами местного самоуправления списка граждан - членов товарищества, изъявивших желание получить садовые участки в пределах выделяемого земельного участка, а также расчета потребности товарищества в участках, не соответствует определенному Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядку ведения садоводства, и предоставляет органам управления товарищества возможность самостоятельно распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности. При этом из распоряжения Правительства Республики Дагестан и пояснительной записки к проекту распоряжения не усматривается, кому и на основании каких критериев СНТ "им. Гаджиали Даниялов" должны предоставляться садовые участки из участка, предоставленного товариществу.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого названные органы обязаны, помимо прочего, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Правительством Республики Дагестан при предоставлении указанного земельного участка СНТ "им. Гаджиали Даниялов" информация о предоставлении данного земельного участка и об условиях его предоставления заблаговременно опубликована не была.
Доводы апелляционных жалоб представителя Правительства РД и СНТ "им. Гаджиали Даниялов" о том, что прокурором превышены полномочия при обращении в суд являются необоснованными, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Несоблюдение требований законодательства по эффективному использованию земельных ресурсов, находящихся в собственности республики приводит к нерациональному их использованию и нарушает права и законные интересы Республики Дагестан как собственника земельных ресурсов, а нарушение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, - права и интересы неопределенного круга лиц.
Заявление прокурора Республики Дагестан направлено на защиту и восстановление прав Республики Дагестан и неопределенного круга лиц и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. N 4-П, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Таким образом, заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске срока на обращение в суд за защитой права также не обоснованы.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление предъявлено прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской или иной экономической деятельности, и направлено на прекращение негативных последствий от нерационального использования земельных ресурсов, и в связи с нарушением принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки 11.06.2013 года прокуратурой РД в Правительство РД принесен протест за N 7/2-27-2013 на распоряжение от 25.03.2013 года за N 54-р о предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Гаджиали Даниялов" земельного участка площадью <.> га с кадастровым номером 05:50:000020:49, расположенного на территории Кумторкалинского района в местности "Караман-2", для ведения садоводства.
Заместителем председателя Правительства РД ФИО9 письмом от <дата> N сообщено, что протест направлен в органы исполнительной власти для внесения предложений в Правительство РД.
О принятом решении прокуратуре РД будет сообщено.
Письмом от 11.09.2013 года Правительство РД протест прокурора РД об отмене распоряжения Правительства РД от 25.03.2013 года за N 54-р отклонило.
С заявлением Прокурор РД обратился в суд 24.10.2013 года, то есть в пределах сроков, установленных ст. 256 ГПК РФ.
В апелляционных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от суда Республики Дагестан от 24.07.2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства юстиции Республики Дагестан и СНТ "им. Гаджиали Даниялов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)