Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2466/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (ИНН 5504046540, ОГРН 1025500989865) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014 г.,
об обязании Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия на 1 год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" - Прянзерский С.Н. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\\н от 25.12.2013 сроком действия на 3 года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (далее - ООО "ТД "Мемфис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:
- о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014,
- об обязании Департамента имущественных отношений администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
В обоснование заявленных требований Общество указало на своевременное принятие со своей стороны всех необходимых мер для обеспечения возможности подписания договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9, в то время как заинтересованное лицо от его подписания уклонилось.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014 требования общества удовлетворены: признан незаконным отказ Департамента, выраженный в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014; суд обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Также суд взыскал с Департамента в пользу ООО "ТД "Мемфис" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 N 17 ликвидировано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, на которое постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А46-24780/2012 возложена обязанность принять решение о предоставлении ООО "ТД "Мемфис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе-торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе г. Омска. По мнению подателя жалобы, Департамент не является правопреемником Главного управления по земельным ресурсам Омской области, следовательно, основания для заключения договора аренды у Департамента отсутствуют.
Также Департамент отметил истечение срока действия распоряжения N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:09, площадью 50 кв. м, по ул. 10 лет Октября - 4-я Линия, с видом разрешенного использования "для размещения кафе и торгового комплекса".
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "ТД "Мемфис" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А46-24780/2012 суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе-торгового комплекса по улице 10 лет Октября -улице 4-я Линия в Центральном административном округе г. Омска.
04.02.2013 на основании судебного акта Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было издано распоряжение N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, для строительства кафе и торгового комплекса".
05.02.2013 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 был подписан Управлением, и передан Заявителю для подписания.
07.02.2013 указанный договор был подписан Обществом с протоколом разногласий. Протокол разногласий к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 был направлен ГУЗР по Омской области.
14.02.2013 Управлением в адрес Заявителя было направлено письмо Исх. N 0402/1405, из которого следовало, что с 11.02.2013 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, осуществляет орган местного самоуправления.
29.04.2013 ООО "ТД "Мемфис" обратилось в Администрацию г. Омска с письмом Исх. N 26/13, в котором просило предоставить информацию по поводу рассмотрения протокола разногласий к договору.
Заинтересованное лицо направило в адрес Заявителя ответ Исх-ДИО/11220, из содержания которого следовало, что протокол разногласий к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 в его адрес не поступал.
26.06.2013 и 09.06.2014 от заявителя в адрес Департамента имущественных отношений были направлены письма Исх. N 31/13, Исх. N 42/14 с предложением предоставить необходимое количество экземпляров протокола разногласий, а также рассмотреть вопрос о подписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9.
09.07.2014 Департамент отправил в адрес Общества ответ, согласно которому работа по подготовке договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 им проводится.
Письмом от 19.09.2014 N Исх-ДИО/14836 Департамент сообщил ООО "Торговый дом "Мемфис" об отсутствии возможности предоставить в аренду земельный участок в связи с истечением срока действия распоряжения ГУЗР по Омской области N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:09, площадью 50 кв. м, по ул. 10 лет Октября - 4-я Линия, с видом разрешенного использования "для размещения кафе и торгового комплекса".
Истцы, полагая, что отказ Департамента является противоречащим законодательству Российской Федерации нарушает права ООО "ТД "Мемфис" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
19.01.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Приведенными нормами права разграничиваются полномочия органов федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, в том числе в сфере распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, распоряжение о предоставлении ООО "ТД "Мемфис" в аренду земельного участка Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было издано 04.02.2013. Однако договор аренды испрашиваемого земельного участка до настоящего времени с заявителем не заключен.
Учитывая, что Общество неоднократно обращалось в Департамент с соответствующими заявлениями, а Департамент от заключения договора уклонялся, суд полагает, что ООО "ТД "Мемфис" в установленные сроки выполнило требования распоряжения N 252-р, затягивание исполнения которого в части заключения договора аренды имелось со стороны Департамента.
Выводы суда относительно отсутствия в рассматриваемом случае вины Общества являются обоснованными.
В апелляционной жалобе, как и в суде первой инстанции, Департамент ссылается на отсутствие у него обязательств по заключению договора аренды.
Между тем, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы арбитражного суда, не может согласиться с доводами подателя жалобы в силу следующего.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Пунктом 11 части 2 статьи 6, статьей 71 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов обладают полномочиями по контролю за использованием и распоряжением земельными участками на территории муниципальных образований.
К полномочиям городской администрации в области использования земли и других природных ресурсов отнесены предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
08.02.2006 принят Закон Омской области N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", в соответствии со статьей 6 которого органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области (пункт 6.1 статьи 5 данного закона).
Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-ОЗ "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия. Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
07.02.2013 принят Указ Губернатора Омской области N 17 о ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
Положением о Департаменте, утвержденным решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011, предусмотрено, что полномочиями по распоряжению неразграниченными землями обладает в настоящее время Департамент.
Так, подпунктом 1 пункта 18, подпунктами 4, 21, 21.1 пункта 19 Положения о Департаменте, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 установлено, что Департамент в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, является специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории города Омска; осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением порядка использования земельных участков, ведет учет самовольно занятых земельных участков и земельных участков, используемых не в соответствии с целевым назначением, установленным видом разрешенного использования, проводит проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения.
Более того, согласно подпункту 2 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, именно Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах своей компетенции.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, к Департаменту перешло право на заключение с ООО "ТД "Мемфис" договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование общества о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанный выше отказ Департамента от 19.09.2014 является незаконным, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 08АП-2466/2015 ПО ДЕЛУ N А46-14484/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 08АП-2466/2015
Дело N А46-14484/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2466/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (ИНН 5504046540, ОГРН 1025500989865) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014 г.,
об обязании Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия на 1 год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" - Прянзерский С.Н. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\\н от 25.12.2013 сроком действия на 3 года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (далее - ООО "ТД "Мемфис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:
- о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014,
- об обязании Департамента имущественных отношений администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
В обоснование заявленных требований Общество указало на своевременное принятие со своей стороны всех необходимых мер для обеспечения возможности подписания договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9, в то время как заинтересованное лицо от его подписания уклонилось.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014 требования общества удовлетворены: признан незаконным отказ Департамента, выраженный в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014; суд обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Также суд взыскал с Департамента в пользу ООО "ТД "Мемфис" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 N 17 ликвидировано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, на которое постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А46-24780/2012 возложена обязанность принять решение о предоставлении ООО "ТД "Мемфис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе-торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе г. Омска. По мнению подателя жалобы, Департамент не является правопреемником Главного управления по земельным ресурсам Омской области, следовательно, основания для заключения договора аренды у Департамента отсутствуют.
Также Департамент отметил истечение срока действия распоряжения N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:09, площадью 50 кв. м, по ул. 10 лет Октября - 4-я Линия, с видом разрешенного использования "для размещения кафе и торгового комплекса".
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "ТД "Мемфис" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А46-24780/2012 суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе-торгового комплекса по улице 10 лет Октября -улице 4-я Линия в Центральном административном округе г. Омска.
04.02.2013 на основании судебного акта Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было издано распоряжение N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, для строительства кафе и торгового комплекса".
05.02.2013 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 был подписан Управлением, и передан Заявителю для подписания.
07.02.2013 указанный договор был подписан Обществом с протоколом разногласий. Протокол разногласий к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 был направлен ГУЗР по Омской области.
14.02.2013 Управлением в адрес Заявителя было направлено письмо Исх. N 0402/1405, из которого следовало, что с 11.02.2013 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, осуществляет орган местного самоуправления.
29.04.2013 ООО "ТД "Мемфис" обратилось в Администрацию г. Омска с письмом Исх. N 26/13, в котором просило предоставить информацию по поводу рассмотрения протокола разногласий к договору.
Заинтересованное лицо направило в адрес Заявителя ответ Исх-ДИО/11220, из содержания которого следовало, что протокол разногласий к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 в его адрес не поступал.
26.06.2013 и 09.06.2014 от заявителя в адрес Департамента имущественных отношений были направлены письма Исх. N 31/13, Исх. N 42/14 с предложением предоставить необходимое количество экземпляров протокола разногласий, а также рассмотреть вопрос о подписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9.
09.07.2014 Департамент отправил в адрес Общества ответ, согласно которому работа по подготовке договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 им проводится.
Письмом от 19.09.2014 N Исх-ДИО/14836 Департамент сообщил ООО "Торговый дом "Мемфис" об отсутствии возможности предоставить в аренду земельный участок в связи с истечением срока действия распоряжения ГУЗР по Омской области N 252-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:09, площадью 50 кв. м, по ул. 10 лет Октября - 4-я Линия, с видом разрешенного использования "для размещения кафе и торгового комплекса".
Истцы, полагая, что отказ Департамента является противоречащим законодательству Российской Федерации нарушает права ООО "ТД "Мемфис" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
19.01.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Приведенными нормами права разграничиваются полномочия органов федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, в том числе в сфере распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, распоряжение о предоставлении ООО "ТД "Мемфис" в аренду земельного участка Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было издано 04.02.2013. Однако договор аренды испрашиваемого земельного участка до настоящего времени с заявителем не заключен.
Учитывая, что Общество неоднократно обращалось в Департамент с соответствующими заявлениями, а Департамент от заключения договора уклонялся, суд полагает, что ООО "ТД "Мемфис" в установленные сроки выполнило требования распоряжения N 252-р, затягивание исполнения которого в части заключения договора аренды имелось со стороны Департамента.
Выводы суда относительно отсутствия в рассматриваемом случае вины Общества являются обоснованными.
В апелляционной жалобе, как и в суде первой инстанции, Департамент ссылается на отсутствие у него обязательств по заключению договора аренды.
Между тем, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы арбитражного суда, не может согласиться с доводами подателя жалобы в силу следующего.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Пунктом 11 части 2 статьи 6, статьей 71 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов обладают полномочиями по контролю за использованием и распоряжением земельными участками на территории муниципальных образований.
К полномочиям городской администрации в области использования земли и других природных ресурсов отнесены предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
08.02.2006 принят Закон Омской области N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", в соответствии со статьей 6 которого органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области (пункт 6.1 статьи 5 данного закона).
Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-ОЗ "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия. Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
07.02.2013 принят Указ Губернатора Омской области N 17 о ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
Положением о Департаменте, утвержденным решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011, предусмотрено, что полномочиями по распоряжению неразграниченными землями обладает в настоящее время Департамент.
Так, подпунктом 1 пункта 18, подпунктами 4, 21, 21.1 пункта 19 Положения о Департаменте, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 установлено, что Департамент в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, является специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории города Омска; осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением порядка использования земельных участков, ведет учет самовольно занятых земельных участков и земельных участков, используемых не в соответствии с целевым назначением, установленным видом разрешенного использования, проводит проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения.
Более того, согласно подпункту 2 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, именно Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах своей компетенции.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, к Департаменту перешло право на заключение с ООО "ТД "Мемфис" договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование общества о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме N Исх-ДИО/14836 от 19.09.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанный выше отказ Департамента от 19.09.2014 является незаконным, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "ТД "Мемфис" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:9 для строительства кафе и торгового комплекса по ул. 10 лет Октября- ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2015 по делу N А46-14484/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)