Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2014 N 11АП-500/2014 ПО ДЕЛУ N А55-19523/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N А55-19523/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Закрытого акционерного общества "Уралвторчермет" - Стариков В.А., доверенность от 26.12.2013 г. N 612/юр, Соскинд К.Э., доверенность от 09.09.2013 г. N 575/юр;
- от Территориального управления Росимущества в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-19523/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Уралвторчермет", (ОГРН 1036605232927), г. Екатеринбург,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,

установил:

Закрытое акционерное общество "Уралвторчермет" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 31.07.2013 N 8984 об отказе в предоставлении ЗАО "Уралвторчермет" в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:07420002:31, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 6 площадью 34166,50 кв. м, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ЗАО "Уралвторчермет" в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:07420002:31, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 6 площадью 34166,50 кв. м и направления в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду ЗАО "Уралвторчермет" земельного участка с кадастровым номером 63:01:07420002:31, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 6 площадью 34166,50 кв. м, проекта договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Росимущества в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе указывает, что Территориальное управление письмом 31.07.2013 г. N 8984 отказало заявителю в предоставлении земельного участка потому что испрашиваемый земельный участок как самостоятельный объект гражданских правоотношений не зарегистрирован.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что земельный участок с условным номером 63:01:073702:0551 (163)//0:0000000:0//0001:08:0835:006:0:0 согласно данным ЕГРП online, размещенным на портале Росреестра в сети "Интернет", не стоит на государственном кадастровом учете, то невозможно установить взаимосвязь земельного участка с условным номером 63:01:073702:0551 (163)//0:0000000:0//0001:08:0835:006:0:0 и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:31.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления Росимущества в Самарской области.
Представители Закрытого акционерного общества "Уралвторчермет" считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Закрытого акционерного общества "Уралвторчермет", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ЗАО "Уралвторчермет" имеет на праве собственности объекты недвижимого имущества: здание административное, здание ремонтного, столярного, токарного цеха, нежилое здание (материальный склад) и здание автомастерской, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 6. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 60, 61, 62, 63, 71 т. 1).
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 34166,5 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0742002:31, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2012 по делу N А55-24030/2012.
Решением заинтересованного лица от 24.05.2013 N 5801 (л.д. 30-31 т. 1) заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок со ссылкой на то, что по запросу заинтересованного лица получено уведомление об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.04.2013 N 01/014/2013-106.
При этом ТУ Росимущества в Самарской области дополнительно сообщило, что Российская Федерация обладает правами собственности на земельный участок по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, 6 площадью 34 416, 00 кв. м с разрешенным использованием "под распределения метростроя" с кадастровым номером 63:01:0737026055Щ63)\\\\0:0000000:0\\\\0001:08:0835:006:0:0 (запись регистрации в ЕГРП 6301/01-4/2002-2600.1 от 26.04.2001).
Заявитель не согласился с указанным отказом заинтересованного лица и 10.06.2013 направил в его адрес письмо с обоснованием неправомочности такого отказа в предоставлении в аренду земельного участка, а также с просьбой выдать доверенность представителю ЗАО "Уралвторчермет" с полномочием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Заявитель повторно 10.07.2013 обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением от 31.07.2013 N 8984 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по тем же основаниям (л.д. 10 т. 1).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления N 11 от 24.03.2005, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Судом верно отмечено в решении, что поскольку заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, то он в силу ч. 5 ст. 36, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ обладает исключительным правом приобретения испрашиваемого земельного участка в аренду.
Судом правомерно отклонена ссылка заинтересованного лица на отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на испрашиваемый в аренду земельный участок как на основание для отказа в предоставлении земельного участка.
Заявитель неоднократно обращался к заинтересованному лицу с просьбой либо самостоятельно обратиться в регистрирующий орган с целью государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок либо выдать представителю заявителя доверенность на осуществление регистрационных действий, однако заинтересованное лицо самостоятельно право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок не оформило, а просьбу заявителя о выдаче доверенности его представителю проигнорировало, о чем свидетельствует письмо ЗАО "Уралвторчермет" от 09.07.2012, ответ ТУ ФАУГИ в Самарской области от 13.08.12 N 25/4864, письмо ЗАО "Уралвторчермет от 10.06.2013 (л.д. 32-34 т. 1).
В соответствии с п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый заявителем для предоставления в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742002:31 образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:01:07370260551 (163), о чем свидетельствует кадастровая выписка от 21.03.2012 N 6300-102/12-92483, уведомление ФГУ "ЗКП по Самарской области" от 14.09.2009 N 21326 (л.д. 49, 53 т. 1).
При этом земельный участок с кадастровым номером 63:01:07370260551 (163) принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации в ЕГРП N 63-01/01-4/2002-2600.1 от 26.04.2002), что не оспаривается заинтересованным лицом в письме исх. N 5801 от 24.05.2013 (л.д. 30-31 т. 1).
С учетом этого судом правильно указано в решении на то, что у Российской Федерации при разделе принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:07370260551 (163) возникло право собственности на испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742002:31. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, под которыми понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Измененные земельные участки не прекращают свое существование в качестве объектов правовых отношений и сохраняются в измененных границах (п. 4 ст. 11.4, п. 1 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ).
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из содержания ст. 11.8 Земельного кодекса РФ следует, что на вновь образуемые земельные участки возникает или сохраняется право собственности у лиц, которые являлись собственниками прежних участков (из которых образовались новые участки).
Согласно пункту 7 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права на образуемый земельный участок может осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права или прекращения права на такой участок, при условии, что земельный участок, из которого был образован отчуждаемый земельный участок, ранее прошел государственную регистрацию в соответствии с названным федеральным законом.
Таким образом, преобразование (разделение) земельного участка с кадастровым номером 63:01:07370260551 (163), на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, возникновение нового земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:31, испрашиваемого заявителем, и отсутствие зарегистрированного права Российской Федерации на такой участок, не препятствуют заинтересованному лицу распоряжаться таким участком.
Заявителем были представлены документы -решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 03.12.1992 N 937, свидетельство о праве постоянного пользования на землю от 12.10.1992 N 1872, акт оценки стоимости зданий и сооружений на 01.07.1992, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, как возникшее независимо от его регистрации в ЕГРП (л.д. 42-43, 44, 45 т. 1).
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, представлены заинтересованному лицу все необходимые и достаточные документы, а заинтересованное лицо в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, не приняло соответствующего решения и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками, относящимся к федеральной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Однако указанная норма материального права не применима к настоящему спору, так как право собственности Российской Федерации на первоначальный земельный участок с условным номером 63:01:07370260551 (163) зарегистрировано в установленном порядке (запись регистрации в ЕГРП N 63-01/01-4/2002-2600.1 от 26.04.2013 г.).
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный, основанный на нормах материального права вывод, что разделение земельного участка с кадастровым номером 63:01:07370260551 (163), на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, возникновение нового земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742001:31, испрашиваемого заявителем, и отсутствие зарегистрированного права Российской Федерации на такой участок, не препятствует заинтересованному лицу распоряжаться таким участком.
Государственная регистрация права на образуемый земельный участок может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права или прекращения права на такой участок, при условии, что земельный участок, из которого был образован отчуждаемый земельный участок, ранее прошел государственную регистрацию в установленном порядке (п. 7 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав).
Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на испрашиваемый заявителем земельный участок может быть осуществлена при государственной регистрации прекращения права на первоначальный земельный участок, который прошел государственную регистрацию в установленном порядке, так как в силу положений п. 1 ст. 11.4. Земельного кодекса РФ при образовании нескольких земельных участков при разделе изначального земельного участка последний прекращает свое существование.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием государственной регистрации права на испрашиваемый заявителем в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742001:31 невозможно установить его взаимную связь с первоначальным земельным участком с условным номером 63:01:07370260551 (163) противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Так, в материалы дела представлены уведомление ФГУ "ЗКП по Самарской области" от 14.09.2009 г. N 21326, кадастровая выписка от 21.03.2012 г. N 63-00-102/12-92483, которыми подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок образован путем раздела первоначального участка. Следовательно, существует непосредственная связь испрашиваемого заявителем земельного участка (нового), образованного в результате разделения первоначального земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-19523/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)