Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А., представитель по доверенности от 04.03.2014 N 12 исх-2617,
от ИП Кравцова А.В. - Исаев С.Б., представитель по доверенности от 24.02.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Раменского муниципального района Московской области- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования Московской области, от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации сельского поселения Софьинское - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" на Арбитражного суда Московской области от 30.05.2014 по делу N А41-13518/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Ип Кравцов А.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
установил:
индивидуальный предприниматель Кравцов Александр Викторович (далее - предприниматель, ИП Кравцов А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) с требованием о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенные 12.12.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20; установления кадастровой стоимости и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: "земли и" населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства" определенные по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном их рыночной стоимости, а именно 140 858 290 (сто сорок миллионов восемьсот пятьдесят восемь тысяч двести девяносто) рублей 00 копеек и 941 (девятьсот сорок один) рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 140 858 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу" (с учетом уточнений) (том 1, л.д. 264).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2014 по делу N А41-13518/14 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, Администрация сельского поселения Софьинское, Министерство имущественных отношений Московской области (том 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.0.2014 по делу N А41-13518/14 заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 279-282).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просили судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, Администрации сельского поселения Софьинское, ФГБУ "ФКП Росреестра", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ИП Кравцов А.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб ФГБУ "ФКП Росреестра" и Министерства имущественных отношений Московской области.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", также поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ИП Кравцов А.В. заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против ходатайства о назначении экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы, с учетом положений пункта 2 статьи 268 АПК РФ и разъяснений, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также того обстоятельства, что в суде первой инстанции не заявлялось ходатайств о назначении экспертизы. Кроме того, ИП Кравцов А.В., не заявил письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы, не представил документы, подтверждающие согласие учреждения на проведение экспертизы, сведения о сроках и стоимости ее проведения, экспертах, а также доказательства внесения денежных средств для проведения экспертизы на депозитный счет суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционных жалоб в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (том 1, л.д. 52).
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в том числе земель категории: земли населенных пунктов.
Указанные работы проводились на основании государственного контракта от 19.08.2013 N 1172-ЗЕМ, заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Центр оценки "Аверс".
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории: земли населенных пунктов утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - распоряжение Минэкологии МО N 566-РМ).
Из Информационного письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 13.01.2014 N И-51-4960 следует, что согласно отчету от 15.10.2013 N 890-5/2013 об определении кадастровой стоимости, подготовленному на основании государственного контракта от 19.08.2013 N 1172-ЗЕМ, датой проведения оценки земель населенных пунктов является дата - 01.01.2013.
Согласно распоряжению Минэкологии МО N 566-РМ кадастровая стоимость для Земельного участка установлена в размере 233 007 454 (двести тридцать три миллиона семь тысяч четыреста пятьдесят четыре) рубля 00 копеек. Удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) квадратного метра для Земельного участка установлен в размере 1 556 (одна тысяча пятьсот пятьдесят шесть) рублей 60 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости Земельного участка отражены в кадастровом паспорте земельного участка от 05.02.2014 N МО-14/ЗВ-142100 (том 1, л.д. 53).
В целях определения рыночной стоимости Земельного участка, между ИП Кравцовым А.В. (заказчик) и ООО "Гипрозем-оценка" (исполнитель) был заключен договор от 28.01.2014 N 15 на проведение оценочных работ.
Отчетом N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 149 690 кв. м с кадастровым номером 23:0040540:20, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" на основании договора от 28.01.2014 N 15 на проведение оценочных работ, определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013, которая составляет 120 051 380 рублей. Рыночная стоимость одного квадратного метра земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 802 рубля (том 1, л.д. 58-129).
Согласно отчету от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости участка, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" по заданию истца, рыночная стоимость земельного участка площадью 149 690 кв. м с кадастровым номером 23:0040540:20 составляет 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 178-246).
В соответствии с представленным экспертным заключением от 31.03.2014 N 832-3/2014, составленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", проведенной в отношении отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении оценки рыночной стоимости земельного участка, установлена рыночная стоимость земельного участка, в размере 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 167-177).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенные 12.12.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере определенном в соответствии с отчетом оценщика от 04.02.2014 N 10/15-01-14.
Суд апелляционной жалобы соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пунктам 5, 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил). Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель (пункт 11 Правил).
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в т.ч. земель категории "земли населенных пунктов".
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли населенных пунктов", утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ).
Из информационного письма Минэкологии МО от 13.01.2014 следует, что согласно отчету от 15.10.2013 N 890-5/2013 об определении кадастровой стоимости, датой проведения оценки земель населенных пунктов является дата - 01 января 2013 года.
В соответствии с распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость для спорного земельного участка установлена в размере 233007454,00 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1556,60 руб./за 1 кв. м.
Сведения об указанной кадастровой стоимости участка внесены в Государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровом паспорте на земельный участок от 05.02.2014.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 13 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно отчету от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости участка, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" по заданию истца, рыночная стоимость спорного участка составляет 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том, л.д. 178-246).
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 31.03.2014 832-3/2014 (том 1, л.д. 167-177).
В соответствии с представленным экспертным заключением от 31.03.2014 N 832-3/2014, составленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", проведенной в отношении отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении оценки рыночной стоимости земельного участка, установлена рыночная стоимость земельного участка, в размере 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 167-177).
Таким образом, довод Министерства имущественных отношений Московской области о том, что отчет от 04.02.2014 N 10/15-01-14 не отвечает требованиям законодательства, отклоняется судебной коллегией.
Министерством имущественных отношений Московской области не представлено доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовал о назначении экспертизы. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что рыночная стоимость подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу, но не ранее, не принимается судебной коллегией, поскольку это следует из содержания решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционных жалоб ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в апелляционных жалобах не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2014 года по делу N А41-13518/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-13518/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А41-13518/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А., представитель по доверенности от 04.03.2014 N 12 исх-2617,
от ИП Кравцова А.В. - Исаев С.Б., представитель по доверенности от 24.02.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Раменского муниципального района Московской области- представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования Московской области, от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации сельского поселения Софьинское - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" на Арбитражного суда Московской области от 30.05.2014 по делу N А41-13518/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Ип Кравцов А.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
установил:
индивидуальный предприниматель Кравцов Александр Викторович (далее - предприниматель, ИП Кравцов А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) с требованием о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенные 12.12.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20; установления кадастровой стоимости и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: "земли и" населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства" определенные по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном их рыночной стоимости, а именно 140 858 290 (сто сорок миллионов восемьсот пятьдесят восемь тысяч двести девяносто) рублей 00 копеек и 941 (девятьсот сорок один) рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в размере 140 858 рублей 00 копеек и 941 рубль 00 копеек за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу" (с учетом уточнений) (том 1, л.д. 264).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2014 по делу N А41-13518/14 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, Администрация сельского поселения Софьинское, Министерство имущественных отношений Московской области (том 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.0.2014 по делу N А41-13518/14 заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 279-282).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просили судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, Администрации сельского поселения Софьинское, ФГБУ "ФКП Росреестра", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ИП Кравцов А.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб ФГБУ "ФКП Росреестра" и Министерства имущественных отношений Московской области.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", также поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ИП Кравцов А.В. заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против ходатайства о назначении экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы, с учетом положений пункта 2 статьи 268 АПК РФ и разъяснений, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также того обстоятельства, что в суде первой инстанции не заявлялось ходатайств о назначении экспертизы. Кроме того, ИП Кравцов А.В., не заявил письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы, не представил документы, подтверждающие согласие учреждения на проведение экспертизы, сведения о сроках и стоимости ее проведения, экспертах, а также доказательства внесения денежных средств для проведения экспертизы на депозитный счет суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционных жалоб в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20 общей площадью 149 690 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: участок находится примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира: деревня Бритово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (том 1, л.д. 52).
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в том числе земель категории: земли населенных пунктов.
Указанные работы проводились на основании государственного контракта от 19.08.2013 N 1172-ЗЕМ, заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Центр оценки "Аверс".
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории: земли населенных пунктов утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - распоряжение Минэкологии МО N 566-РМ).
Из Информационного письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 13.01.2014 N И-51-4960 следует, что согласно отчету от 15.10.2013 N 890-5/2013 об определении кадастровой стоимости, подготовленному на основании государственного контракта от 19.08.2013 N 1172-ЗЕМ, датой проведения оценки земель населенных пунктов является дата - 01.01.2013.
Согласно распоряжению Минэкологии МО N 566-РМ кадастровая стоимость для Земельного участка установлена в размере 233 007 454 (двести тридцать три миллиона семь тысяч четыреста пятьдесят четыре) рубля 00 копеек. Удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) квадратного метра для Земельного участка установлен в размере 1 556 (одна тысяча пятьсот пятьдесят шесть) рублей 60 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости Земельного участка отражены в кадастровом паспорте земельного участка от 05.02.2014 N МО-14/ЗВ-142100 (том 1, л.д. 53).
В целях определения рыночной стоимости Земельного участка, между ИП Кравцовым А.В. (заказчик) и ООО "Гипрозем-оценка" (исполнитель) был заключен договор от 28.01.2014 N 15 на проведение оценочных работ.
Отчетом N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 149 690 кв. м с кадастровым номером 23:0040540:20, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" на основании договора от 28.01.2014 N 15 на проведение оценочных работ, определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013, которая составляет 120 051 380 рублей. Рыночная стоимость одного квадратного метра земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 802 рубля (том 1, л.д. 58-129).
Согласно отчету от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости участка, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" по заданию истца, рыночная стоимость земельного участка площадью 149 690 кв. м с кадастровым номером 23:0040540:20 составляет 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 178-246).
В соответствии с представленным экспертным заключением от 31.03.2014 N 832-3/2014, составленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", проведенной в отношении отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении оценки рыночной стоимости земельного участка, установлена рыночная стоимость земельного участка, в размере 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 167-177).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости, определенные в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013 и внесенные 12.12.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040540:20.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере определенном в соответствии с отчетом оценщика от 04.02.2014 N 10/15-01-14.
Суд апелляционной жалобы соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пунктам 5, 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил). Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель (пункт 11 Правил).
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в т.ч. земель категории "земли населенных пунктов".
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли населенных пунктов", утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ).
Из информационного письма Минэкологии МО от 13.01.2014 следует, что согласно отчету от 15.10.2013 N 890-5/2013 об определении кадастровой стоимости, датой проведения оценки земель населенных пунктов является дата - 01 января 2013 года.
В соответствии с распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость для спорного земельного участка установлена в размере 233007454,00 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1556,60 руб./за 1 кв. м.
Сведения об указанной кадастровой стоимости участка внесены в Государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровом паспорте на земельный участок от 05.02.2014.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 13 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно отчету от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении рыночной стоимости участка, подготовленным ООО "Гипрозем-оценка" по заданию истца, рыночная стоимость спорного участка составляет 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том, л.д. 178-246).
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 31.03.2014 832-3/2014 (том 1, л.д. 167-177).
В соответствии с представленным экспертным заключением от 31.03.2014 N 832-3/2014, составленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", проведенной в отношении отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14 об определении оценки рыночной стоимости земельного участка, установлена рыночная стоимость земельного участка, в размере 140 858 290 рублей, удельный показатель 941 рублей за 1 кв. м (том 1, л.д. 167-177).
Таким образом, довод Министерства имущественных отношений Московской области о том, что отчет от 04.02.2014 N 10/15-01-14 не отвечает требованиям законодательства, отклоняется судебной коллегией.
Министерством имущественных отношений Московской области не представлено доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовал о назначении экспертизы. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 04.02.2014 N 10/15-01-14.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что рыночная стоимость подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу, но не ранее, не принимается судебной коллегией, поскольку это следует из содержания решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционных жалоб ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в апелляционных жалобах не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2014 года по делу N А41-13518/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)