Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14818

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-14818


Судья: Лутохина Р.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Павловой И.П., Катковой Г.В.,
при секретаре О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой И.П. дело по апелляционным жалобам представителя Департамента городского имущества города Москвы У., ответчика Ж.И. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 28 июня 2013 года, которым постановлено:
Признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: *****, за Ж.С., Ж.Е., Ж.Г., Ж.И. - по 1/4 (одной четвертой) доли,
установила:

Истцы Ж.С., Ж.Г., Ж.Е. обратились в суд с иском к Ж.И. о признании права собственности на земельный участок. В обоснование своих требований указали, что они являются собственниками долей жилого дома, расположенного по адресу: *****, который находится на земельном участке площадью 2 521 кв. м. Земельный участок предоставлен Ж.А., дедушке истцов. В настоящее время истцы, ввиду отказа ответчика от обращения в земельный комитет для решения вопроса оформления права собственности на земельный участок и недостаточности документов, лишены возможности оформить права собственности на земельный участок. Просили признать за Ж.С., Ж.Е., Ж.Г., Ж.И. право собственности на указанный выше земельный участок.
Истец Ж.Г., представитель истцов, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по тем же основаниям.
Ответчик Ж.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ранее в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представители третьих лиц - Московский земельный комитет города Москвы по СЗАО, Управление Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Ж.И., ссылаясь на то, что судом при вынесении решения неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Также с указанным решением не согласен представитель Департамента городского имущества города Москвы У., ссылаясь на то, что решением суда затронуты права лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно п. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Собственность на землю в Российской Федерации подразделяется на государственную и частную.
Согласно ст. 3, и 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ Москва распоряжается земельными участками, принадлежащими ей на праве собственности, а также земельными участками, находящимися на ее территории, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, а также предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В связи с тем, что право на земельный участок, расположенный по адресу: *****, до настоящего времени не оформлено, следовательно, к участию в деле должен был быть привлечен Департамент городского имущества города Москвы, как уполномоченный орган исполнительной власти, собственник земельных участков.
Определением от 26 мая 2014 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
В связи с указанным, судебная коллегия, руководствуясь п. 4 ст. 330 ГПК РФ, считает решение суда подлежащим отмене, поскольку суд принял решение о правах и обязанностях Департамента городского имущества города Москвы, собственника земельного участка, без привлечения указанного органа к рассмотрению дела.
Истцы Ж.Г., Ж.С., Ж.Н. и их представитель Б.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, пояснили, что за оформлением земельных правоотношений до вынесения Хорошевским районным судом города Москвы решения, не обращались. Размер земельного участка, на который просят признать право собственности, указали по факту.
Ответчик Ж.И. и его представитель М. в судебное заседание явились, исковые требования не признали. Пояснили, что признание права собственности на земельный участок, за каждым из истцов, по 1\\4 доле не соответствует требованиям закона.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Т. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истцы и ответчик являются собственниками: Ж.Е. - 1\\6 доли, Ж.Г. - 3/12 долей, Ж.И. - 1/6 доли, Ж.С. - 3/12 долей домовладения, расположенного по адресу: *****.
Из приказа N 86 от 17 мая 1979 года по Кунцевской птицефабрике следует, что Ж.Л. (дом **) выделен земельный участок площадью 0,08 га (800 кв. м), Ж.А. (дом **) - 0,10 га (л.д. 40).
Из указанного приказа также следует, что Ж.А. скончалась и въехала Б.М.
Каких либо доказательств, подтверждающих факт выделения Ж.А. площади земельного участка, равного 2 521 кв. м материалы дела не содержат, сторонами таких доказательств не представлено.
При этом следует отметить, что согласно справке, полученной ОАО "Промышленный парк Одинцово-1" (до реорганизации ГП "Кунцевская птицефабрика"), в архиве организации документов, подтверждающих факт выделения Ж.А. спорного земельного участка, не имеется.
Ссылка истцов на то, что имеется план БТИ, на котором указано, что площадь участка составляет 2 521 кв. м, что подтверждает право последних на земельный участок, судебной коллегией отклоняется как несостоятельная, поскольку планы БТИ (кальки - л.д. 92 - 96), свидетельствуют о фактической площади, занимаемого истцами земельного участка и не являются, в силу закона, правоустанавливающими либо правоподтверждающими документами.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки.
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Истцами не представлены доказательства, что испрашиваемый земельный участок сформирован с установлением границ и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07,2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу п. 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 той же статьи).
В соответствии с п. 4, п. 5, п. 8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4). Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") (п. 5). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (п. 8).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, при отсутствии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, образование земельных участков возможно только на основании решения суда.
В силу пункта 4 статьи 11.2 и пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, наличие названной процедуры образования (раздела) земельных участков является обязательной в силу закона.
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков установлены ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также предусматривают, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Частью 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, доказательств соблюдения указанной процедуры приобретения права собственности на земельный участок, включая выполнение требований за свой счет, выполнить кадастровые работы в отношении занимаемого земельного участка, истцами не представлено.
В ходе судебного заседания истцами не оспаривался тот факт, что документы, подтверждающие формирование земельного участка, находящегося в пользовании истцов и ответчика, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", ст. 22, ст. 35 - ст. 42 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в частности, межевой план) истцами не получены.
Не представлено истцами и доказательств, свидетельствующих о том, что владельцы рядом расположенных земельных участков отказывается согласовывать границы земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцам и ответчику на праве собственности строение.
В связи с указанным, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции, в соответствии с п. 4 ст. 330 ГПК Ф подлежит отмене, а по делу в силу п. 2 ст. 328 ГК РФ должно быть вынесено решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

решение Хорошевского районного суда города Москвы от 28 июня 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому:
В удовлетворении исковых требований Ж.С., Ж.Е., Ж.Г. о признании права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: ***** - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)