Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Т.Л.Зелениной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - ООО "Металлон": Козлова Е.А., доверенность от 17.07.2013; Куликова М.Н., доверенность от 17.07.2013,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2014 года
по делу N А50-1287/2014,
принятое судьей Н.В.Гусельниковой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металлон" (ОГРН 1065906033247, ИНН 5906069530)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Металлон" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.12.2013 N 21-01-09-24355 об отказе в выборе земельного участка площадью 2 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7, под строительство аптеки, незаконным; обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка под строительство аптеки и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Также общество с ограниченной ответственностью "Металлон" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.12.2013 N 21-01-09-25490 об отказе в выборе земельного участка площадью 6 761 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, восточнее дома N 13 по ул. Ивдельской, под строительство выставочного зала, незаконным; обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
Определением от 03.02.2014 в одно производство объединены дела N А50-1287/2014 и N А50-1288/2014, делу присвоен номер А50-1287/2014.
Решением суда от 15.04.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения от 13.12.2013 N И-21-01-09-24355, от 30.12.2013 N И-21-01-09-25490 Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказах в оформлении актов выбора земельных участков: примерной площадью 2 960 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7 под строительство аптеки; примерной площадью 6 761 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь Мотовилихинский район, восточнее дома N 13 по ул. Ивдельской под строительство выставочного зала. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Металлон" путем рассмотрения заявлений в соответствии со ст. 30-31 Земельного кодекса РФ. В удовлетворении остальной части отказано. С Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металлон" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Заинтересованное лицо с решением суда от 15.04.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Департамент указывает, что оснований для оформления акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов не имеется, поскольку в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее также Положение от 28.10.2008 N 315), предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен выбор земельных участков для строительства, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), строительство аптеки и выставочного зала в указанном перечне не предусмотрено. Для испрашиваемых целей земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах. Для определения значимости предполагаемых для строительства объектов необходимо определить расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах г. Перми, с учетом показателей, установленных Постановлением Администрации г. Перми от 26.12.2012 N 104-П. Поскольку заявителем данные показатели не определены, определить социальную значимость предполагаемых к строительству объектов не представляется возможным.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Также в ходатайстве заинтересованным лицом указано на то, что ООО "Металлон" злоупотребляет своими правами.
Представители заявителя в суде апелляционной инстанции пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, ссылаясь на п. 4.2 Положения, утвержденного решением Пермского городской Думы N 315, п. 3.6 ст. 52 Правил землепользования и застройки города Перми, а также ст. 31 ЗК РФ, указал на несостоятельность и необоснованность доводов апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков для строительства выставочного зала и аптеки возможно исключительно на торгах и о том, что заявителем не представлены расчеты в потребности строительства объектов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.11.2013 обществом с ограниченной ответственностью "Металлон" в Департамент земельных отношений администрации г. Перми подано заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7 площадью 2 960 кв. м для строительства аптеки.
16.12.2013 данным обществом в Департамент подано заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь Мотовилихинский район, восточнее дома 13 по ул. Ивдельской площадью 6 761 кв. м для строительства выставочного зала.
Письмами от 13.12.2013 N И-21-01-09-24355, от 30.12.2013 N И-21-01-09-25490 Департамент земельных отношений администрации г. Перми указал о невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства, так как п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, установлено, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется для строительства, в том числе объектов здравоохранения, культуры, имеющих общественное значение для городского округа. В представленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, так же не указано расчетное обоснование в потребности строительства аптеки, выставочного зала в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования г. Перми СП, СНиП, СанПиН.
Полагая, что отказы в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Металлон" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. 3.1 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 10 календарных дней с даты регистрации заявления устанавливает наличие (отсутствие) прав третьих лиц на земельные участки, расположенные в границах территории, являющейся местом размещения объекта, указанного в заявлении, наличие (отсутствие) задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель. В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент земельных отношений администрации города Перми соответствующие запросы в функциональные органы не направлял.
Таким образом, отказы Департаментом приняты с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления, в отсутствие соответствующих заключений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что заявления общества в установленном порядке уполномоченным органом не рассмотрены, возложение судом на заинтересованное лицо обязанности рассмотреть заявления общества в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, соответствует п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии в представленных заявителем документах характеристик подлежащих размещению объектов, расчетного обоснования потребности в строительстве выставочного зала и аптеки в соответствии с требованиями нормативов градостроительного проектирования города Перми, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку возможность выбора участков подлежит оценке при принятии соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления общества в порядке, установленном законодательством.
Ссылка заинтересованного лица на злоупотребление правом со стороны заявителя, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 следует, что отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (статья 10), в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам.
Злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом права и законные интересы других лиц.
Доказательств того, что требования заявителя направлены на причинение вреда заинтересованному лицу, не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Каких-либо доводов, которые явились бы основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явились бы основанием для отмены либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда от 15.04.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2014 по делу N А50-1287/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 N 17АП-7161/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-1287/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. N 17АП-7161/2014-ГК
Дело N А50-1287/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Т.Л.Зелениной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - ООО "Металлон": Козлова Е.А., доверенность от 17.07.2013; Куликова М.Н., доверенность от 17.07.2013,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2014 года
по делу N А50-1287/2014,
принятое судьей Н.В.Гусельниковой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металлон" (ОГРН 1065906033247, ИНН 5906069530)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Металлон" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.12.2013 N 21-01-09-24355 об отказе в выборе земельного участка площадью 2 960 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7, под строительство аптеки, незаконным; обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка под строительство аптеки и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - аптеки.
Также общество с ограниченной ответственностью "Металлон" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13.12.2013 N 21-01-09-25490 об отказе в выборе земельного участка площадью 6 761 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, восточнее дома N 13 по ул. Ивдельской, под строительство выставочного зала, незаконным; обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка под строительство выставочного зала и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала.
Определением от 03.02.2014 в одно производство объединены дела N А50-1287/2014 и N А50-1288/2014, делу присвоен номер А50-1287/2014.
Решением суда от 15.04.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения от 13.12.2013 N И-21-01-09-24355, от 30.12.2013 N И-21-01-09-25490 Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказах в оформлении актов выбора земельных участков: примерной площадью 2 960 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7 под строительство аптеки; примерной площадью 6 761 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь Мотовилихинский район, восточнее дома N 13 по ул. Ивдельской под строительство выставочного зала. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Металлон" путем рассмотрения заявлений в соответствии со ст. 30-31 Земельного кодекса РФ. В удовлетворении остальной части отказано. С Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металлон" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Заинтересованное лицо с решением суда от 15.04.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Департамент указывает, что оснований для оформления акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов не имеется, поскольку в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее также Положение от 28.10.2008 N 315), предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен выбор земельных участков для строительства, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), строительство аптеки и выставочного зала в указанном перечне не предусмотрено. Для испрашиваемых целей земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах. Для определения значимости предполагаемых для строительства объектов необходимо определить расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах г. Перми, с учетом показателей, установленных Постановлением Администрации г. Перми от 26.12.2012 N 104-П. Поскольку заявителем данные показатели не определены, определить социальную значимость предполагаемых к строительству объектов не представляется возможным.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Также в ходатайстве заинтересованным лицом указано на то, что ООО "Металлон" злоупотребляет своими правами.
Представители заявителя в суде апелляционной инстанции пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, ссылаясь на п. 4.2 Положения, утвержденного решением Пермского городской Думы N 315, п. 3.6 ст. 52 Правил землепользования и застройки города Перми, а также ст. 31 ЗК РФ, указал на несостоятельность и необоснованность доводов апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков для строительства выставочного зала и аптеки возможно исключительно на торгах и о том, что заявителем не представлены расчеты в потребности строительства объектов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.11.2013 обществом с ограниченной ответственностью "Металлон" в Департамент земельных отношений администрации г. Перми подано заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь Мотовилихинский район, через дорогу от жилого дома по ул. Старцева, 7 площадью 2 960 кв. м для строительства аптеки.
16.12.2013 данным обществом в Департамент подано заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь Мотовилихинский район, восточнее дома 13 по ул. Ивдельской площадью 6 761 кв. м для строительства выставочного зала.
Письмами от 13.12.2013 N И-21-01-09-24355, от 30.12.2013 N И-21-01-09-25490 Департамент земельных отношений администрации г. Перми указал о невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства, так как п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, установлено, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется для строительства, в том числе объектов здравоохранения, культуры, имеющих общественное значение для городского округа. В представленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, так же не указано расчетное обоснование в потребности строительства аптеки, выставочного зала в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования г. Перми СП, СНиП, СанПиН.
Полагая, что отказы в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Металлон" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. 3.1 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 10 календарных дней с даты регистрации заявления устанавливает наличие (отсутствие) прав третьих лиц на земельные участки, расположенные в границах территории, являющейся местом размещения объекта, указанного в заявлении, наличие (отсутствие) задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель. В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент земельных отношений администрации города Перми соответствующие запросы в функциональные органы не направлял.
Таким образом, отказы Департаментом приняты с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления, в отсутствие соответствующих заключений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что заявления общества в установленном порядке уполномоченным органом не рассмотрены, возложение судом на заинтересованное лицо обязанности рассмотреть заявления общества в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, соответствует п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии в представленных заявителем документах характеристик подлежащих размещению объектов, расчетного обоснования потребности в строительстве выставочного зала и аптеки в соответствии с требованиями нормативов градостроительного проектирования города Перми, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку возможность выбора участков подлежит оценке при принятии соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления общества в порядке, установленном законодательством.
Ссылка заинтересованного лица на злоупотребление правом со стороны заявителя, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 следует, что отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (статья 10), в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам.
Злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом права и законные интересы других лиц.
Доказательств того, что требования заявителя направлены на причинение вреда заинтересованному лицу, не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Каких-либо доводов, которые явились бы основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явились бы основанием для отмены либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда от 15.04.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2014 по делу N А50-1287/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)