Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 по делу N А07-5392/2014 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" (далее - заявитель, ООО "Тоннельные системы") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация), в котором просило признать незаконным бездействие Администрации по несогласованию проекта постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 общей площадью 18286 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, п. Нагаево, ул. Рощинская, обязать Администрацию в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО "Тоннельные системы" проект договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов (требования изложены с учетом уточнения заявителем их предмета, принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление по земельным ресурсам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 (резолютивная часть оглашена 03.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Тоннельные системы" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об инициировании обществом процедуры предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для проектирования и строительства развлекательного центра, сделанного на основании заявления ООО "Тоннельные системы" от 21.06.2012. Между тем, Администрацией был установлен порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, что следует из информационного сообщения в газете "Вечерняя Уфа" от 12.01.2012. Поскольку заявки потенциальных претендентов на получение земельного участка были отозваны, Администрацией должен быть согласован проект постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 (вх. N 01-02-21135) ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о подготовке градостроительного заключения для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 29).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовило градостроительное заключение, которое утверждено на комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 29-41).
30.12.2011 ООО "Тоннельные системы" обратилось в муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" (далее - МУП "Центр недвижимости") с просьбой опубликовать информационное сообщение в газете "Вечерняя Уфа" о предстоящем предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 42).
12.01.2012 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 44).
Из отчета МУП "Центр недвижимости" усматривается, что 16.01.2012 и 03.02.2012 поступили заявки на участие в торгах от Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" (л.д. 45-47).
28.04.2012 и 27.04.2012 от Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" поступили отказы от участия в торгах со ссылкой на отсутствие финансирования (л.д. 49, 50).
21.06.12 ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 118).
Из приведенных в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 данных, усматривается что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.06.2012 (л.д. 26).
26.08.2013 Администрацией городского округа город Уфа издано постановление N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу: с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа г. Уфа РБ площадью 18 286 кв. м с кадастровым номером 02:55:040616:808, а также утверждены условия аукциона (л. д. 49,66-69).
Постановлением N 4812 от 13.09.2013 Администрацией городского округа город Уфа в постановление N 4542 внесены изменения, обусловленные наличием технической ошибки (л.д. 46).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 08.10.2013 аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок (л.д. 70), о чем 15.10.2013 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о признании аукциона несостоявшимся (л.д. 43).
17 января 2014 года письмом N 27337 Управление по земельным ресурсам сообщило ООО "Тоннельные системы" о подготовке соответствующего проекта постановления Администрации, который проходит необходимые согласования в службах города (л.д. 50). Проект постановления предусматривал предоставление ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 в аренду сроком на три года для проектирования строительства торгово-развлекательного центра на основании обращения общества от 10.01.2012 N 01-02-255/11 (л.д. 51-52).
07.03.2014 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о проведении 08.04.2014 торгов на права заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 в аренду сроком на три года для проектирования строительства торгово-развлекательного центра.
21 марта 2014 года Администрацией в адрес ООО "Тоннельные системы" было направлено приглашение принять участие в торгах и подать заявку на участие в торгах до 07 апреля 2014 года.
Полагая, что предоставление вышеназванного земельного участка должно быть произведено обществу без проведения торгов, в рамках процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных претендентов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с заявлением от 21.06.2012 обществом испрашивался земельный участок для проектирования и строительства развлекательного центра в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Установив, что решение об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления не принималось, а публичное информирование населения о таком предоставлении земельного участка не производилось, суд отказал в удовлетворении заявленных ООО "Тоннельные системы" требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает, в числе прочего, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду обществу "Тоннельные системы" без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, что подлежит выявлению после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод, что изначально ООО "Тоннельные системы" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного центра. Об этом, в частности, свидетельствуют изготовленные по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения объекта, заключение по выбору земельного участка от 16.09.2011 Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостане (л.д. 29-34), а также обращение общества в МУП "Центр недвижимости" с просьбой опубликовать информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 42).
Вместе с тем, такая процедуры не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
Формирование испрашиваемого обществом земельного участка для целей строительства торгово-развлекательного центра также не было произведено, о чем свидетельствует указание в кадастровом паспорте земельного участка от 28.06.2012 с кадастровым номером 02:55:040616:808 на отсутствие установленной категории и вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 26).
Поскольку предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и определение разрешенного использования земельного участка, оснований считать соблюденной процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, несмотря на указание о ней в публикации от 12.01.2012 в газете "Вечерняя Уфа" (л.д. 44), не имеется.
При таких обстоятельствах отказы от участия в торгах Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" (л.д. 49, 50) не влекут для заявителя (как лица подавшего единственную заявку на предоставление земельного участка) правовых последствий, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебной коллегией также учтено, что до принятия 26.08.2013 Администрацией городского округа город Уфа постановления N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу: с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа г. Уфа площадью 18 286 кв. м с кадастровым номером 02:55:040616:808 (л.д. 49), уполномоченным на предоставлении земельных участков органом местного самоуправления не принималось решения о проведении торгов в рамках процедуры предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта (предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поэтому сама по себе публикация от 12.01.2012 о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, осуществленная муниципальным предприятием не в соответствии с заявлением ООО "Тоннельные системы" и проводимой процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не означает принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и не может повлечь возникновение права заявителя на предоставление земельного участка.
Названное исключает наличие нарушений прав ООО "Тоннельные системы", как предусмотренного статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условия удовлетворения заявленных им требование об оспаривании бездействия Администрации по предоставлению обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 для строительства без проведения торгов.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 по делу N А07-5392/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 18АП-13904/2014 ПО ДЕЛУ N А07-5392/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N 18АП-13904/2014
Дело N А07-5392/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 по делу N А07-5392/2014 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" (далее - заявитель, ООО "Тоннельные системы") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация), в котором просило признать незаконным бездействие Администрации по несогласованию проекта постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 общей площадью 18286 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, п. Нагаево, ул. Рощинская, обязать Администрацию в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО "Тоннельные системы" проект договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов (требования изложены с учетом уточнения заявителем их предмета, принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление по земельным ресурсам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 (резолютивная часть оглашена 03.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Тоннельные системы" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об инициировании обществом процедуры предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для проектирования и строительства развлекательного центра, сделанного на основании заявления ООО "Тоннельные системы" от 21.06.2012. Между тем, Администрацией был установлен порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, что следует из информационного сообщения в газете "Вечерняя Уфа" от 12.01.2012. Поскольку заявки потенциальных претендентов на получение земельного участка были отозваны, Администрацией должен быть согласован проект постановления о предоставлении ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 (вх. N 01-02-21135) ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о подготовке градостроительного заключения для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 29).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовило градостроительное заключение, которое утверждено на комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 29-41).
30.12.2011 ООО "Тоннельные системы" обратилось в муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" (далее - МУП "Центр недвижимости") с просьбой опубликовать информационное сообщение в газете "Вечерняя Уфа" о предстоящем предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 42).
12.01.2012 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 44).
Из отчета МУП "Центр недвижимости" усматривается, что 16.01.2012 и 03.02.2012 поступили заявки на участие в торгах от Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" (л.д. 45-47).
28.04.2012 и 27.04.2012 от Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" поступили отказы от участия в торгах со ссылкой на отсутствие финансирования (л.д. 49, 50).
21.06.12 ООО "Тоннельные системы" обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по ул. Рощинской в п. Нагаево Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 118).
Из приведенных в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 данных, усматривается что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.06.2012 (л.д. 26).
26.08.2013 Администрацией городского округа город Уфа издано постановление N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу: с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа г. Уфа РБ площадью 18 286 кв. м с кадастровым номером 02:55:040616:808, а также утверждены условия аукциона (л. д. 49,66-69).
Постановлением N 4812 от 13.09.2013 Администрацией городского округа город Уфа в постановление N 4542 внесены изменения, обусловленные наличием технической ошибки (л.д. 46).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 08.10.2013 аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок (л.д. 70), о чем 15.10.2013 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о признании аукциона несостоявшимся (л.д. 43).
17 января 2014 года письмом N 27337 Управление по земельным ресурсам сообщило ООО "Тоннельные системы" о подготовке соответствующего проекта постановления Администрации, который проходит необходимые согласования в службах города (л.д. 50). Проект постановления предусматривал предоставление ООО "Тоннельные системы" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 в аренду сроком на три года для проектирования строительства торгово-развлекательного центра на основании обращения общества от 10.01.2012 N 01-02-255/11 (л.д. 51-52).
07.03.2014 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано информационное сообщение о проведении 08.04.2014 торгов на права заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 в аренду сроком на три года для проектирования строительства торгово-развлекательного центра.
21 марта 2014 года Администрацией в адрес ООО "Тоннельные системы" было направлено приглашение принять участие в торгах и подать заявку на участие в торгах до 07 апреля 2014 года.
Полагая, что предоставление вышеназванного земельного участка должно быть произведено обществу без проведения торгов, в рамках процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных претендентов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с заявлением от 21.06.2012 обществом испрашивался земельный участок для проектирования и строительства развлекательного центра в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Установив, что решение об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления не принималось, а публичное информирование населения о таком предоставлении земельного участка не производилось, суд отказал в удовлетворении заявленных ООО "Тоннельные системы" требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает, в числе прочего, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенных положений возможность предоставления земельного участка для строительства в аренду обществу "Тоннельные системы" без проведения торгов допускается в рамках реализации процедуры предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, а также в рамках процедуры предоставления без предварительного согласования места размещения объекта при отсутствии иных заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц, что подлежит выявлению после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод, что изначально ООО "Тоннельные системы" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного центра. Об этом, в частности, свидетельствуют изготовленные по заявлению общества градостроительное заключение по условиям размещения объекта, заключение по выбору земельного участка от 16.09.2011 Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостане (л.д. 29-34), а также обращение общества в МУП "Центр недвижимости" с просьбой опубликовать информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 42).
Вместе с тем, такая процедуры не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
Формирование испрашиваемого обществом земельного участка для целей строительства торгово-развлекательного центра также не было произведено, о чем свидетельствует указание в кадастровом паспорте земельного участка от 28.06.2012 с кадастровым номером 02:55:040616:808 на отсутствие установленной категории и вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 26).
Поскольку предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и определение разрешенного использования земельного участка, оснований считать соблюденной процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, несмотря на указание о ней в публикации от 12.01.2012 в газете "Вечерняя Уфа" (л.д. 44), не имеется.
При таких обстоятельствах отказы от участия в торгах Равоткина Максима Евгеньевича и общества с ограниченной ответственностью "Стоун-Медиа" (л.д. 49, 50) не влекут для заявителя (как лица подавшего единственную заявку на предоставление земельного участка) правовых последствий, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебной коллегией также учтено, что до принятия 26.08.2013 Администрацией городского округа город Уфа постановления N 4542 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного центра по адресу: с. Нагаево, ул. Рощинская в Октябрьском районе городского округа г. Уфа площадью 18 286 кв. м с кадастровым номером 02:55:040616:808 (л.д. 49), уполномоченным на предоставлении земельных участков органом местного самоуправления не принималось решения о проведении торгов в рамках процедуры предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта (предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поэтому сама по себе публикация от 12.01.2012 о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, осуществленная муниципальным предприятием не в соответствии с заявлением ООО "Тоннельные системы" и проводимой процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не означает принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и не может повлечь возникновение права заявителя на предоставление земельного участка.
Названное исключает наличие нарушений прав ООО "Тоннельные системы", как предусмотренного статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условия удовлетворения заявленных им требование об оспаривании бездействия Администрации по предоставлению обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:040616:808 для строительства без проведения торгов.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2014 по делу N А07-5392/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тоннельные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)