Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 06.03.2014 N 3-12/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N 3-12/2014


Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре З.Н.З.,
с участием: представителя потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" З.С.Ю., представителя Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Г.Э.С., прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Д.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части,

установил:

потребительский кооператив по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части. Заявление мотивировано тем, что потребительский кооператив по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
По договорам аренды задолженности по арендной плате у потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" не имелось.
Ссылаясь на оспариваемое постановление Правительства УР, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска произвело перерасчет арендной платы за период с 2009 по 2013 годы и направило в адрес потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" уведомление о пересчете арендной платы, приложив к нему соответствующие счета. Кроме того, письмом от 13 мая 2013 года Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска уведомило потребительский кооператив по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" об отказе в продлении договора аренды в связи с наличием задолженности по арендной плате в размере <данные изъяты>. Указанная задолженность возникла исключительно в связи с принятием Правительством УР постановления N 211.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
В соответствии с первоначальной редакцией приложения N 1 к указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляла <данные изъяты>. (п. 51705 приложения N 1 к постановлению Правительства УР N 275).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 в указанное выше постановление внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> стала составлять <данные изъяты>.
Пунктом 4 постановления N 211 установлено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
В результате изменения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является потребительский кооператив по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" увеличился размер арендной платы за период 2009 - 2013 годов.
При этом, Правительством УР была нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли.
В судебном заседании представитель заявителя З.С.Ю. на удовлетворении заявления настаивал по доводам, изложенным в нем.
Представитель Правительства УР Ч.О.Ю. против удовлетворения заявления возражал, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Г.Э.С. против удовлетворения заявления возражала, основывая свою позицию на письменных пояснениях.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Д.Д.С., давшего заключение об обоснованности заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 года N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, согласно приложению <данные изъяты> 18:26:050992:0002, кадастровая стоимость которого составляла 2 086 454 руб. 52 коп.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 N RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 года N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. N 211 (далее - постановление Правительства УР N 211) были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> стала составлять <данные изъяты>.
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 N RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 N 41.
Потребительский кооператив по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" является арендатором указанного земельного участка, что следует из объяснений участников процесса и представленных письменных доказательств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76) вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее в тексте - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Анализ перечисленных норм законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в пределах компетенции.
Давая оценку соблюдению процедуры принятия, оспариваемого акта, суд учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике принято постановление Правительства УР от 24.11.2008 года N 275, которое утвердило кадастровую стоимость земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
На основании ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом на основании материалов дела и объяснений участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01.01.2007 года, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
При этом, протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались.
Последние обстоятельства не оспариваются участниками процесса и следуют из письма Управления Росреестра по УР N 12-27/327 от 27.01.2014 года.
Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050992:0002 допущена ошибка и имелась необходимость ее устранения.
Позицию представителей Правительства УР и Управления Росреестра о том, что в данном случае, возможно было исправление сведений о кадастровой стоимости земельных участков без принятия об этом решения, суд разделить не может, поскольку она не основана на законе.
Порядок исправления органами кадастрового учета определен в статье 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к непоколебимому выводу о том, что Правительство Удмуртской Республики, принимая оспариваемое заявителем постановление, нарушило процедуру его принятия.
Также, у суда не остается сомнений, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт в части, нарушает права потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40", поскольку в связи с его принятием увеличились его расходы по выплате арендных платежей.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащих заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, то есть, в противоречие с федеральным законодательством.
Суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части не соответствует положениям ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, в связи с чем, является недействующим в части пункта 1 в части изменения цифры "2086454,52" (кадастровая стоимость земельного участка 18:26:050992:0002 в рублях) на цифру "5870320,20" подпункта 10 в разделе "Город Ижевск" в пункте 51705 приложения 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.
С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так же, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Правительства УР в пользу заявителя подлежат взысканию, расходы, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины при подаче заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

заявление потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части пункта 1 в части изменения цифры "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> в рублях) на цифру "<данные изъяты>" подпункта 10 в разделе "город Ижевск" в пункте 51705 приложения 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу потребительского кооператива по эксплуатации стоянки для автомобилей "Механик-40" расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 11 марта 2014 года.
Председательствующий
А.И.БУРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)