Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.10.2014 N 33-4986/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. N 33-4986/2014


Судья Вепрова А.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя Ленинградской межрайонной природоохранной прокуроры - Лакота В.С., поддержавшего доводы представления, возражения представителя администрации муниципального образования "Советское городское поселение" - Х.,

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Выборгский городской суд с заявлением об обязании администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в 29 выделе 33 квартала Советского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (вдоль проселочной дороги от <адрес>, координаты: 60.647317?N, 28.750783?E), путем вывоза отходов на лицензированный полигон, а также о взыскании с администрации муниципального образования "Советское городское поселение" в пользу Российской Федерации суммы ущерба, нанесенного земельному участку лесного фонда Российской Федерации в размере <...> руб.
В основание требований указал на то, что на указанном участке территории лесного фонда, не находящегося у кого-либо на правах аренды, расположена свалка отходов, собственника которых установить невозможно. Обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора по закону относится к вопросам местного значения, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории на которых эти отходы находятся. Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования обязанности по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Согласно справке расчета ущерба по лесонарушению, сумма ущерба, нанесенного лесному фонду составляет <...> руб.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя прокурора.
Представитель администрации муниципального образования "Советское городское поселение" в суде требования прокурора не признал, указав, что свалка находится на землях лесного фонда, вне границ поселения, которыми администрация не распоряжается.
Представитель третьего лица - Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области в суде требования прокурора поддержал.
07 августа 2014 года Выборгским городским судом постановлено решение, которым в удовлетворении заявления Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора отказано.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него представление, в котором просит решение суда отменить.
В основание представления указал доводы аналогичные изложенным в заявлении, а также на несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного (факсимильной связью) о месте и времени судебного заседания и не представившего доказательства уважительности причин неявки в суд.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит основания для отмены решения суда.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда не отвечает.
Согласно акту рейдовой проверки Государственного инспектора Ленинградской области по охране природы от 30.01.2014, в 29 выделе 33 квартала Советского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (вдоль проселочной дороги от <адрес>, координаты: 60.647317?N, 28.750783?E) выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, представляющая собой бытовой мусор от помещений, доски, строительный мусор, поддоны, элементы мягкой мебели, объемом около 100 куб. м.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора об обязании администрации муниципального образования "Советское городское поселение" ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, суд первой инстанции указал на то, что свалка находится в границах лесного фонда и на отсутствие доказательств вины администрации муниципального образования в ненадлежащей организации деятельности по работе с отходами на территории муниципального образования.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 8 и ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Закона Ленинградской области "Об обращении с отходами в Ленинградской области" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 67-ст, дата введения 01.07.2002 года): - Собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п. 7.8). Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Картографическим описанием границ Советского городского поселения в Выборгском муниципальном районе (приложение N 16 к Закону Ленинградской области от 10.03.2004 N 17-оз), данными акта рейдовой проверки Государственного инспектора Ленинградской области по охране природы от 30.01.2014 и сведениями лесничества достоверно подтверждается, что на территории муниципального образования "Советское городское поселение", на проселочной дороге, расположенной в непосредственной близости с <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения.
Указанный земельный участок лесного фонда не передан кому-либо во владение и пользование (аренду).
Собственник отходов не установлен, несанкционированная свалка не образовалась в результате лесной деятельности, а сведения о том, что проселочная дорога не является дорогой общего пользования, отсутствуют.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, подлежала возложению именно на администрацию муниципального образования "Советское городское поселение" - на территории которого находится свалка.
При этом администрация муниципального образования "Советское городское поселение" не представила в суд доказательств, подтверждающих надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает необходимым решение суда первой инстанции, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также как принятое с нарушением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение в удовлетворении заявления прокурора об обязании администрации муниципального образования "Советское городское поселение" ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия признает необходимым установить разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснениям, данным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2 ст. 78).
По смыслу п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).
Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).
Таким образом, при возложении на администрацию муниципального образования обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, правовые основания для удовлетворения требований прокурора о взыскания с администрации муниципального образования и суммы ущерба, нанесенного земельному участку лесного фонда в размере 14 700 руб., исчисленной от стоимости работ по очистке территории, то есть фактически о применении двойной меры ответственности, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 августа 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в 29 выделе 33 квартала Советского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (вдоль проселочной дороги от <адрес>, координаты: 60.647317?N, 28.750783?E), путем вывоза отходов на лицензированный полигон, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявления Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области в пользу Российской Федерации суммы ущерба, нанесенного земельному участку лесного фонда Российской Федерации в размере <...> руб., отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)