Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием:
от заявителя - Журавлев С.И., доверенность от 01 октября 2014 г.,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары - не явился, извещен,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и индивидуального предпринимателя Марцева Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2015 года по делу N А55-30094/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Марцева Андрея Владимировича, (ОГРНИП 312631232100028), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Марцев Андрей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и Администрации городского округа Самара (далее - Администрация), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, с привлечением в качестве третьих лиц Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары и Департамента управления имуществом городского округа Самара, о признании незаконным отказа Министерства, оформленного уведомлением от 28 ноября 2014 года N 12-1/2471/14, о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем предоставления ему в собственность земельного участка с учетом преимущественного права.
Решением суда заявление предпринимателя удовлетворено частично. Суд признал отказ Министерства, содержащийся в уведомлении от 28.11.2014 г. N 12-1/2471/14 в предоставлении предпринимателю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, незаконным, и обязал Министерство передать в Администрацию заявление предпринимателя от 24.09.2014 г. N 12-1/2471/14 с приложениями к нему, а также обязал Администрацию по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже данного земельного участка, в порядке, действующего законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт о полном отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель заявителя.
Администрация, апелляционную жалобу предпринимателя отклонила, а апелляционную жалобу Министерства поддержала, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Кутузовым А.В. и Министерством имущественных отношений по Самарской области был заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер 63:01:0217002:7, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Самара, Кировский р-н, ул. Стара-Загора, 182, пл. 66,76 кв. м, занимаемого мини-магазином, а 28.11.2014 г. ИП Марцев А.В. и Министерство заключили дополнительное соглашение к указанному договору в связи с государственной регистрацией передачи прав и обязанностей арендатора по данному договору аренды на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 06.08.2012 г.
24.09.2014 г. ИП Марцев А.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а уведомлением от 28.11.2014 N 12-1/2471/14 Министерство сообщило заявителю о своем решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В качестве оснований для отказа Министерство указало, что в случае предоставления бюджет Самарской области лишится стабильного источника дохода в виде арендной платы, и размещение ИП Марцевым А.В. на участке временного объекта противоречит принципу устойчивого развития территории, а также на несоответствие цели использования земельного участка основным видам разрешенного использования территориальной зоны, на которой расположен земельный участок.
Считая отказ незаконным, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные предпринимателем требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На момент обращения заявителя за предоставлением в собственность за выкуп спорного земельного участка полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в п. 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Довод Министерства о том, что земельный участок не может быть предоставлен, так как предполагаемая цель его использования противоречит градостроительному регламенту, суд считает несостоятельным и не подтверждающимся материалами дела.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Доказательств того, что использование земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Министерством не представлено.
Кроме того, к основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4 - Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей, относятся магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м. Мини-магазин заявителя подпадает под указанные критерии и может размещаться в зоне Ж-4.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни ЗК РФ не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, а поэтому данный довод Министерства судом отклоняется.
В соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно п. 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами, путем проведения торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в Министерство вместе с заявлением от 24.09.2014 г., в связи с чем, в соответствии с п. 2.11 Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка для целей дальнейшего принятия решения о проведении торгов в форме аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит п. 2.11 - 2.13 Порядка, ст. 34 ЗК РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Заявитель просит обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, предоставить ему в собственность земельный участок с учетом преимущественного права.
Однако принимая во внимание вышеизложенное и необходимость проведения аукциона, суд правильно указал, что не находит заявление в данной части обоснованным.
Ссылка заявителя на наличие преимущественного права не может быть принята судом, поскольку при проведении аукциона следует руководствоваться действующим законодательством. При этом п. 8 ст. 22 ЗК РФ утратил силу с 01.03.2015 г.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, а также учитывая имеющие место изменения в законодательстве, регулирующем спорные отношения - принятый Самарской Губернской Думой 25.12.2014 г. Закон Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 г. Закон Самарской области 26.02.2015 г. N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также принятое Администрацией городского округа Самара Постановление от 01.04.2015 г. N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", суд с учетом имеющего место между сторонами спора - именно оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого заинтересованным лицом - Министерством имущественных отношений Самарской области, пришел к правильному выводу, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности будет обязание Министерства передать в Администрацию заявление предпринимателя от 24.09.2014 г. N 12-1/2471/14 с приложениями к нему, и обязании Администрации по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, в порядке, установленном действующим законодательством.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Положенные в основу апелляционных жалоб другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2015 года по делу N А55-30094/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2015 N 11АП-11160/2015 ПО ДЕЛУ N А55-30094/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. по делу N А55-30094/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием:
от заявителя - Журавлев С.И., доверенность от 01 октября 2014 г.,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары - не явился, извещен,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и индивидуального предпринимателя Марцева Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2015 года по делу N А55-30094/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Марцева Андрея Владимировича, (ОГРНИП 312631232100028), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Марцев Андрей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и Администрации городского округа Самара (далее - Администрация), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, с привлечением в качестве третьих лиц Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары и Департамента управления имуществом городского округа Самара, о признании незаконным отказа Министерства, оформленного уведомлением от 28 ноября 2014 года N 12-1/2471/14, о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем предоставления ему в собственность земельного участка с учетом преимущественного права.
Решением суда заявление предпринимателя удовлетворено частично. Суд признал отказ Министерства, содержащийся в уведомлении от 28.11.2014 г. N 12-1/2471/14 в предоставлении предпринимателю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, незаконным, и обязал Министерство передать в Администрацию заявление предпринимателя от 24.09.2014 г. N 12-1/2471/14 с приложениями к нему, а также обязал Администрацию по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже данного земельного участка, в порядке, действующего законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт о полном отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель заявителя.
Администрация, апелляционную жалобу предпринимателя отклонила, а апелляционную жалобу Министерства поддержала, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Кутузовым А.В. и Министерством имущественных отношений по Самарской области был заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер 63:01:0217002:7, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Самара, Кировский р-н, ул. Стара-Загора, 182, пл. 66,76 кв. м, занимаемого мини-магазином, а 28.11.2014 г. ИП Марцев А.В. и Министерство заключили дополнительное соглашение к указанному договору в связи с государственной регистрацией передачи прав и обязанностей арендатора по данному договору аренды на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 06.08.2012 г.
24.09.2014 г. ИП Марцев А.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а уведомлением от 28.11.2014 N 12-1/2471/14 Министерство сообщило заявителю о своем решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В качестве оснований для отказа Министерство указало, что в случае предоставления бюджет Самарской области лишится стабильного источника дохода в виде арендной платы, и размещение ИП Марцевым А.В. на участке временного объекта противоречит принципу устойчивого развития территории, а также на несоответствие цели использования земельного участка основным видам разрешенного использования территориальной зоны, на которой расположен земельный участок.
Считая отказ незаконным, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные предпринимателем требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На момент обращения заявителя за предоставлением в собственность за выкуп спорного земельного участка полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в п. 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Довод Министерства о том, что земельный участок не может быть предоставлен, так как предполагаемая цель его использования противоречит градостроительному регламенту, суд считает несостоятельным и не подтверждающимся материалами дела.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Доказательств того, что использование земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Министерством не представлено.
Кроме того, к основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4 - Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей, относятся магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м. Мини-магазин заявителя подпадает под указанные критерии и может размещаться в зоне Ж-4.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни ЗК РФ не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, а поэтому данный довод Министерства судом отклоняется.
В соответствии с п. 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно п. 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами, путем проведения торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в Министерство вместе с заявлением от 24.09.2014 г., в связи с чем, в соответствии с п. 2.11 Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка для целей дальнейшего принятия решения о проведении торгов в форме аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит п. 2.11 - 2.13 Порядка, ст. 34 ЗК РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Заявитель просит обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, предоставить ему в собственность земельный участок с учетом преимущественного права.
Однако принимая во внимание вышеизложенное и необходимость проведения аукциона, суд правильно указал, что не находит заявление в данной части обоснованным.
Ссылка заявителя на наличие преимущественного права не может быть принята судом, поскольку при проведении аукциона следует руководствоваться действующим законодательством. При этом п. 8 ст. 22 ЗК РФ утратил силу с 01.03.2015 г.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, а также учитывая имеющие место изменения в законодательстве, регулирующем спорные отношения - принятый Самарской Губернской Думой 25.12.2014 г. Закон Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 г. Закон Самарской области 26.02.2015 г. N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также принятое Администрацией городского округа Самара Постановление от 01.04.2015 г. N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", суд с учетом имеющего место между сторонами спора - именно оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого заинтересованным лицом - Министерством имущественных отношений Самарской области, пришел к правильному выводу, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности будет обязание Министерства передать в Администрацию заявление предпринимателя от 24.09.2014 г. N 12-1/2471/14 с приложениями к нему, и обязании Администрации по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217002:7 площадью 66,76 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, 182, в порядке, установленном действующим законодательством.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Положенные в основу апелляционных жалоб другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2015 года по делу N А55-30094/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)