Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2015 N 10АП-15918/2014 ПО ДЕЛУ N А41-15349/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N А41-15349/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства: Прискарь А.А. по доверенности от 25.12.2014,
от ЗАО "Лонмади": Климкин А.А. по доверенности от 24.09.2014,
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности от 22.05.2014,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 года по делу N А41-15349/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ЗАО "Лонмади" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", ФГУП "Рослесинфорг", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Лонмади" (далее также - ответчик, ЗАО "Лонмади", общество) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 площадью 57975+/-75 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Елино, в части пересечения его границ с землями государственного лесного фонда квартала 30 выделов 30, 42 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" площадью 12 407 кв. м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ЗАО "Лонмади" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237 площадью 57975+/-75 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Елино, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.10.2013 (т. 1, л.д. 31).
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок общей площадью 3588 га, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Клинское участковое сельское лесничество, в том числе квартал 30, выдел 1-42, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009 (т. 1, л.д. 32).
При сопоставлении материалов лесоустройства 2005-2008 гг. Клинского сельского участкового лесничества с данными публичной кадастровой карты обнаружено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 на земли государственного лесного фонда Клинского сельского участкового лесничества в кв. 30 выделах 30,42, общая площадь наложения - 17,9748 га, что следует из акта осмотра территории от 13.09.2013 ГКУ МО "Мособллес" (т. 1, л.д. 33).
Как следует из заключения филиала ФГУП "Рослесинформ" "Центрлеспроект" от 04.02.2014 N 13/134, при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Клинского лесничества, установлено, что участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237 частично находится на землях лесного фонда Клинского сельского участкового лесничества (кв. 30, выд. 30,42, площадь 12407 кв. м) (т. 1, л.д. 37).
Ссылаясь на наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 на земли лесного фонда, Комитет лесного хозяйства обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал свое право собственности на имущество, находящееся в законном владении ответчика.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет ссылается на то, что по данным материалов лесоустройства спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Клинского сельского участкового лесничества кварталы 30 выделы 30,42, а право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал правовую позицию Комитета, просил обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, картотеке дел.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как следует из пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28, что подтверждается кадастровым паспортом от 28.02.2013 (л.д. 85, т. 1).
Право собственности за ООО "Кантри" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого впоследствии образован спорный земельный участок, было зарегистрировано на основании протокола общего собрания учредителей ООО "Агро-Центр" от 30.07.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2008.
Между ООО "Кантри" (продавец) и Зеленым Э.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 от 04.04.2013.
Между Зеленым Э.М. (продавец) и ЗАО "Лонмади" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 от 26.04.2013 N 2 (т. 1, л.д. 81 - 84).
В настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237, площадью 57975 +/- 75 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сп. Луневское, д. Елино принадлежит ЗАО "Лонмади", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2013 (л.д. 27, т. 1).
Следовательно, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237, было зарегистрировано в установленном порядке еще в 2008 году.
Как следует из представленных выписки, кадастрового паспорта, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237 не имеет пересечений с границами иных земельных участков, его границы установлены, о чем в государственном кадастре недвижимости содержатся соответствующие сведения (л.д. 85, т. 1).
При этом ни в суд первой инстанции, на в суд апелляционной инстанции, истцом не представлено доказательств оспаривания или признания недействительными сделок, на основании которых общество приобрело право собственности на спорный земельный участок, либо доказательств признания незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 от 30.11.2005 вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство (т. 3, л.д. 90)
Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Муниципального образования сельского поселения Луневское от 26.01.2010 N 21 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 было изменено с "сельскохозяйственного производства" на "размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов".
Изменение вида разрешенного использования и категории земель осуществлено на основании публичных слушаний, что подтверждается протоколом N 02 от 18.01.2010, с учетом заключения Министерства сельского хозяйства и природопользования Московской области от 23.10.2007 N от-1/1182-7, справки Федерального агентства по недропользованию от 20.02.2008 N 02пи/64 (т. 2, л.д. 70).
В соответствии со статьями 23, 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения лесоустройство не проводится.
При этом апелляционный суд учитывает, что Комитет лесного хозяйства Московской области действия кадастрового органа по кадастровому учету спорных земельных участков, в том числе в части указания их категории и вида разрешенного использования, не оспаривал.
При установленных обстоятельствах, а также учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью зарегистрировано 30.04.2009, а право собственности на конкретный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237, зарегистрировано в установленном порядке в 2008 году, принимая во внимание, что границы лесничества, в которое, по мнению истца, входит спорный земельный участки, были сформированы после образования земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, истцом не доказана незаконность возникновения права истца на спорный земельный участок.
Апелляционным судом не может быть принят довод истца о том, что судом первой инстанции не исследованы представленные доказательства отнесения спорного участка к землям лесного фонда, в числе которых план лесных участков Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества ГКУ МО "Мособллес", таксационное описание, заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 18.03.2014 N 13/401, заключение специалиста от 10.09.2013, выполненное НП "Федерация судебных экспертов" АНО "Центр экологических экспертиз".
Согласно представленному в дело плану лесных участков Солнечногорского района Клинского сельского участкового лесничества план не содержит данных о местоположении границ земель лесного фонда в виде координат в системе координат МСК-50. Доказательств того, что сведения об установленных границах земель лесного фонда кв. 30, выд. 30, 42 содержатся в ГКН, ЕГРП и Лесном реестре не имеется (т. 1, л.д. 34).
Как следует из заключения филиала ФГУП "Рослесинформ" "Центрлеспроект" от 18.03.2014 N 13/401, при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237 с планово-картографическими материалами лесоустройства, установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества в связи с технической ошибкой, при этом наложения на земли государственного лесного фонда отсутствуют (т. 1, л.д. 47 - 48).
В данном заключении также указано, что для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда были использованы несогласованные материалы полевых работ.
При этом ФГУП "Рослесинформ" "Центрлеспроект" в связи с выявлением технической ошибки, связанной с неправомочным включением в состав земель лесного фонда части спорного земельного участка рекомендовал обратиться в орган государственной власти в области лесных отношений по Московской области для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра в части согласования границ этого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 года по делу N А41-15349/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)