Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11826/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юлия и К" (ОГРН 1025500534916, ИНН 5501038519)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827)
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Усько Максим Петрович (удостоверение, по доверенности N 34-Д от 15.01.2014 сроком действия по 31.12.2014);
- от общества с ограниченной ответственностью "Юлия и К" - Черкашина Ольга Николаевна (паспорт, по доверенности N 17 от 08.07.2014 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юлия и К" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юлия и К") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление Росимущества в Омской области) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, ООО "Юлия и К" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и об обязании Территориального управления Росимущества в Омской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по данному делу принять решение о предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, и направить в адрес ООО "Юлия и К" проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 требования ООО "Юлия и К" удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Омской области в предоставлении в аренду ООО "Юлия и К" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, в порядке статьи 36 ЗК РФ, а также обязал Территориальное управление Росимущества в Омской области в месячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9549/2014 принять решение о предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, и направить в адрес ООО "Юлия и К" проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Этим же решением суд взыскал с Территориального управления Росимущества в Омской области в пользу ООО "Юлия и К" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.
Судебный акт мотивирован тем, что Территориальным управлением Росимущества в Омской области не доказаны обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607, что также является препятствием для предоставления спорного земельного участка в аренду.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указал, что на испрашиваемом земельном участке расположены здания (сооружения), документы на которые ООО "Юлия и К" не представило и не указало их в заявлении. Следовательно, в случае предоставления ООО "Юлия и К" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 будут нарушены права третьих лиц (собственников объектов недвижимости, не указанных в заявлении). Из чего следует, что оснований предоставить в порядке статьи 36 ЗК РФ данный земельный участок Обществу не имеется.
До начала судебного заседания от ООО "Юлия и К" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании, представитель Территориального управления Росимущества в Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Юлия и К" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2014 ООО "Юлия и К" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Завертяева, дом 3, для размещения производственных и административных зданий. При этом ООО "Юлия и К" указало на наличие на испрашиваемом земельном участке принадлежащих Обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества: нежилое двухэтажное здание, инвентарный номер 614008, литера А; нежилое двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой, инвентарный номер 614024, литера В, В1; нежилое одноэтажное здание, инвентарный номер 614016, литера Б, расположенные по адресу: город Омск, улица Завертяева, дом 3. Объекты недвижимости, находящиеся в пользовании иных лиц, по сообщению ООО "Юлия и К", на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:36 отсутствуют.
В ответ на указанное обращение Территориальное управление Росимущества в Омской области направило ООО "Юлия и К" письмо N 14-02/4976 от 23.06.2014, в котором указало на отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607, что, по мнению, заинтересованного лица, является препятствием для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Также Территориальное управление Росимущества в Омской области указало, что в результате обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, установлено, что на земельном участке размещены здания, как задекларированные в заявлении ООО "Юлия и К", так и здания (сооружения), не указанные в заявлении Общества - три одноэтажных кирпичных гаража, КПП, автомойка, трехэтажное кирпичное здание. Таким образом, указано в вышеназванном письме, в обращении Общества, направленном в Территориальное управление, содержится заведомо недостоверная информация.
Полагая, что основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка отсутствовали, ООО "Юлия и К" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
03.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Территориальным управлением Росимущества в Омской области в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу положений пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как было выше сказано, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:36, ООО "Юлия и К" обратилось в Территориальное управления Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Однако, Территориальное управления Росимущества в Омской области отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607.
Кроме того, в результате обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, установлено, что на земельном участке размещены здания, как задекларированные в заявлении ООО "Юлия и К", так и здания (сооружения), не указанные в заявлении Общества - три одноэтажных кирпичных гаража, КПП, автомойка, трехэтажное кирпичное здание.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, Территориальным управлением Росимущества в Омской области в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные им в качестве оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка в письме N 14-02/4976 от 23.06.2014.
Как верно указал суд первой инстанции, ссылка заинтересованного лица на преобразование земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, несостоятельна, поскольку в результате преобразования земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 не был снят с кадастрового учета и согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.05.2014 числится в государственном кадастре недвижимости с площадью 28 130 кв. м.
Что касается доводов подателя апелляционной жалобы о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным лицам, то в нарушение части 4 статьи 200 АПК РФ доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
В письме от 23.06.2014 N 14-02/4976 Территориальное управление Росимущества в Омской области ссылается на результаты обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, в то время как вопрос о предоставлении земельного участка рассматривался в июне 2014 года, то есть, как верно указал суд первой инстанции, спустя более одного года.
Кроме того, каких-либо документов, подтверждающих результаты указанного обследования, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, в связи с тем, что Территориальным управлением Росимущества в Омской области не доказаны обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, требования ООО "Юлия и К" о признании незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Омской области в предоставлении в аренду ООО "Юлия и К" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, помимо изложенных в письме от 23.06.2014, Территориального управления Росимущества в Омской области не приведено, требования ООО "Юлия и К" в части восстановления нарушенных прав и интересов заявителя также подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на исковое заявление и верно оценены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае заинтересованным лицом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2014 N 08АП-11826/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9549/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. N 08АП-11826/2014
Дело N А46-9549/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11826/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юлия и К" (ОГРН 1025500534916, ИНН 5501038519)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827)
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Усько Максим Петрович (удостоверение, по доверенности N 34-Д от 15.01.2014 сроком действия по 31.12.2014);
- от общества с ограниченной ответственностью "Юлия и К" - Черкашина Ольга Николаевна (паспорт, по доверенности N 17 от 08.07.2014 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юлия и К" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юлия и К") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление Росимущества в Омской области) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, ООО "Юлия и К" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и об обязании Территориального управления Росимущества в Омской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по данному делу принять решение о предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, и направить в адрес ООО "Юлия и К" проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 требования ООО "Юлия и К" удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Омской области в предоставлении в аренду ООО "Юлия и К" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, в порядке статьи 36 ЗК РФ, а также обязал Территориальное управление Росимущества в Омской области в месячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9549/2014 принять решение о предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, и направить в адрес ООО "Юлия и К" проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Этим же решением суд взыскал с Территориального управления Росимущества в Омской области в пользу ООО "Юлия и К" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.
Судебный акт мотивирован тем, что Территориальным управлением Росимущества в Омской области не доказаны обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в предоставлении ООО "Юлия и К" в аренду земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607, что также является препятствием для предоставления спорного земельного участка в аренду.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указал, что на испрашиваемом земельном участке расположены здания (сооружения), документы на которые ООО "Юлия и К" не представило и не указало их в заявлении. Следовательно, в случае предоставления ООО "Юлия и К" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 будут нарушены права третьих лиц (собственников объектов недвижимости, не указанных в заявлении). Из чего следует, что оснований предоставить в порядке статьи 36 ЗК РФ данный земельный участок Обществу не имеется.
До начала судебного заседания от ООО "Юлия и К" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании, представитель Территориального управления Росимущества в Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Юлия и К" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2014 ООО "Юлия и К" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Завертяева, дом 3, для размещения производственных и административных зданий. При этом ООО "Юлия и К" указало на наличие на испрашиваемом земельном участке принадлежащих Обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества: нежилое двухэтажное здание, инвентарный номер 614008, литера А; нежилое двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой, инвентарный номер 614024, литера В, В1; нежилое одноэтажное здание, инвентарный номер 614016, литера Б, расположенные по адресу: город Омск, улица Завертяева, дом 3. Объекты недвижимости, находящиеся в пользовании иных лиц, по сообщению ООО "Юлия и К", на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:36 отсутствуют.
В ответ на указанное обращение Территориальное управление Росимущества в Омской области направило ООО "Юлия и К" письмо N 14-02/4976 от 23.06.2014, в котором указало на отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607, что, по мнению, заинтересованного лица, является препятствием для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Также Территориальное управление Росимущества в Омской области указало, что в результате обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, установлено, что на земельном участке размещены здания, как задекларированные в заявлении ООО "Юлия и К", так и здания (сооружения), не указанные в заявлении Общества - три одноэтажных кирпичных гаража, КПП, автомойка, трехэтажное кирпичное здание. Таким образом, указано в вышеназванном письме, в обращении Общества, направленном в Территориальное управление, содержится заведомо недостоверная информация.
Полагая, что основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка отсутствовали, ООО "Юлия и К" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
03.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Территориальным управлением Росимущества в Омской области в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу положений пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как было выше сказано, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:36, ООО "Юлия и К" обратилось в Территориальное управления Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Однако, Территориальное управления Росимущества в Омской области отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 преобразован путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:080101:3072 и 55:36:080101:3073, земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3072 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:7607.
Кроме того, в результате обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, установлено, что на земельном участке размещены здания, как задекларированные в заявлении ООО "Юлия и К", так и здания (сооружения), не указанные в заявлении Общества - три одноэтажных кирпичных гаража, КПП, автомойка, трехэтажное кирпичное здание.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, Территориальным управлением Росимущества в Омской области в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные им в качестве оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка в письме N 14-02/4976 от 23.06.2014.
Как верно указал суд первой инстанции, ссылка заинтересованного лица на преобразование земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36, несостоятельна, поскольку в результате преобразования земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:36 не был снят с кадастрового учета и согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.05.2014 числится в государственном кадастре недвижимости с площадью 28 130 кв. м.
Что касается доводов подателя апелляционной жалобы о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным лицам, то в нарушение части 4 статьи 200 АПК РФ доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
В письме от 23.06.2014 N 14-02/4976 Территориальное управление Росимущества в Омской области ссылается на результаты обследования земельного участка, проведенного 15.02.2013, в то время как вопрос о предоставлении земельного участка рассматривался в июне 2014 года, то есть, как верно указал суд первой инстанции, спустя более одного года.
Кроме того, каких-либо документов, подтверждающих результаты указанного обследования, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, в связи с тем, что Территориальным управлением Росимущества в Омской области не доказаны обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, требования ООО "Юлия и К" о признании незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Омской области в предоставлении в аренду ООО "Юлия и К" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:36 площадью 28 130 кв. м, местоположение которого установлено: город Омск, улица Завертяева, дом 3, подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, помимо изложенных в письме от 23.06.2014, Территориального управления Росимущества в Омской области не приведено, требования ООО "Юлия и К" в части восстановления нарушенных прав и интересов заявителя также подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на исковое заявление и верно оценены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае заинтересованным лицом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2014 по делу N А46-9549/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Основные сведения:
Р РЋР ТвЂВВВВВелкРцСЃ Р·РµРСВВВВВВлей
- Купля-РїСЂРѕРТвЂВВВВВажа
- Р—РµРСВВВВВВлепользованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ (аренРТвЂВВВВВР В Р’В°)
- ДаренРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- НаслеРТвЂВВВВВованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Рента
- Р В Р’ВВВВВВпотека
- РџСЂРµРТвЂВВВВВоставленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Р В Р’ВВВВВВР·СЉСЏС‚РСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- РџСЂРСвЂВВВВВватРСвЂВВВВВзацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- НотарРСвЂВВВВВальное СѓРТвЂВВВВВостоверенРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- ФорРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВрованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ, госрегРСвЂВВВВВстрацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
Р В Р’ВВВВВВРєРѕРЅРѕРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРєР° РцуправленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- НалогообложенРСвЂВВВВВР В Р’Вµ
- Плата Р В Р’В·Р В Р’В° Р·РµРСВВВВВВлю
- Оценка
- Охрана
- СтрахованРСвЂВВВВВР В Р’Вµ Р·РµРСВВВВВВР»РСвЂВВВВВ
Р—РµРСВВВВВВельные правоотношенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- СоставзеРСВВВВВВель
- Права Р Р…Р В° Р·РµРСВВВВВВлю
- СельхоззеРСВВВВВВР»РСвЂВВВВВ
- Р—РµРСВВВВВВР»РцпоселенРСвЂВВВВВР в„–
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРїСЂРѕРСВВВВВВышленностРСвЂВВВВВ
- Р—РµРСВВВВВВР»Рцлесного фонРТвЂВВВВВР В Р’В°, РІРѕРТвЂВВВВВРЅРѕРіРѕ фонРТвЂВВВВВР В Р’В° РцР·РµРСВВВВВВР»Рцзапаса
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРѕСЃРѕР±Рѕ охраняеРСВВВВВВых террРСвЂВВВВВторРСвЂВВВВВР в„–
- Р—РµРСВВВВВВР»РцРТвЂВВВВВля РЅРµРТвЂВВВВВропользованРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
- УправленРСвЂВВВВВР В Р’Вµ Рцохрана. Р—РµРСВВВВВВлеустройство
- Ответственность Р В Р’В·Р В Р’В° правонарушенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ
РќРѕРІРѕСЃС‚РСвЂВВВВВ
РћС„РСвЂВВВВВС†РСвЂВВВВВальные Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВВВРѕРєСѓРСВВВВВВенты
- Законы РФ
- ПостановленРСвЂВВВВВР РЋР РЏ ПравРСвЂВВВВВтельства Р В Р’В Р В Р’В¤
- РџСЂРСвЂВВВВВказы Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВР Р…Р СвЂВВВВВстерствРцРІРµРТвЂВВВВВРѕРСВВВВВВСЃС‚РРвЂВВВВВ
- Р В Р’В Р РЋРЎСџР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРЎРѓРЎРЉР СВВВВВВР В Р’В° Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВР Р…Р СвЂВВВВВстерствРцРІРµРТвЂВВВВВРѕРСВВВВВВСЃС‚РРвЂВВВВВ
РџСѓР±Р»РСвЂВВВВВкацРСвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВ
- СтатьРСвЂВВВВВ
- Образцы Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВВВРѕРєСѓРСВВВВВВентов, бланкРСвЂВВВВВ
- Вопросы-ответы
- Справочная Р В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВнфорРСВВВВВВацРСвЂВВВВВР РЋР РЏ, станРТвЂВВВВВарты
- ТерРСВВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРЅС‹
- Р В Р’ВВВВВВнструкцРСвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВ, Р В Р’В Р РЋР’ВВВВВетоРТвЂВВВВВР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВРєРСвЂВВВВВ
- РЎСѓРТвЂВВВВВебные решенРСвЂВВВВВР РЋР РЏ, арбРСвЂВВВВВтраж