Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Широкова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Варовой Л.Н., судей: Позолотиной Н.Г., Панковой Т.В., при секретаре Ц.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года, которым постановлено: исковые требования Ц.С. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенное в Письме от 2 октября 2013 года в форме отказа в предоставлении Ц.С. земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Ц.С. земельный участок площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: <...> в аренду за плату под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона на 10 лет. Отказать Ц.С. в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения (согласия) на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, в выдаче разрешения (согласия) на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет за счет Ц.С.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения представителя Ц.С. - Д., просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ц.С. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений от 2 октября 2013 года об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, возложении обязанности на Департамент земельных отношений устранить нарушение его прав путем предоставления в аренду за плату вышеуказанного земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет, выдаче разрешения на формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет за свой счет. В обоснование заявленных требований указал на то, что он обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду первой группы, в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также с просьбой сформировать указанный участок, утвердить и выдать для этого схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо предоставить возможность в формировании схемы и постановки на кадастровый учет, дать согласие на формирование схемы и постановки на кадастровый учет земельного участка. Письмом департамента земельных отношений от 02 октября 2013 года ему было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован. Считает данный отказ не законным и не обоснованным, нарушающим его права. Он является инвалидом первой группы бессрочно, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку количество проживающих в жилом помещении по адресу: <...> составляет шесть человек, общая площадь квартиры 14,90 кв. м, из них жилая 11,70 кв. м, на долю каждого проживающего в указанной квартире приходится 2,48 кв. м. что значительно меньше учетной нормы предоставления жилого помещения, иного жилого помещения на праве собственности он не имеет.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации Мотовилихинского района г. Перми, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми, указывая в апелляционной жалобе на то, что земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 607 ГК РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108 об утверждении Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Департамент земельных отношений администрации г. Перми осуществляет утверждение и выдачу схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству. Действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке Схем, только обязанность по их утверждению и выдаче. Просит решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24.12.2013 года отменить. В требованиях истцу отказать.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждено справкой ФКУ "ГБ МСЗ" от 18 сентября 2013 года. 03 сентября 2013 года истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о формировании схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <...> на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Истцу было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, в утверждении и выдаче схемы в отношении спорного земельного участка по тем основаниям, что отсутствует информация о формировании и постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, отсутствуют основания для утверждения и выдачи схемы земельного участка, отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что заявитель относится к категории граждан, предусмотренной ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в связи с тем, что специального порядка предоставления инвалидам земельных участков земельное законодательство не содержит, что следует из письма Департамента земельных отношений за N И-21-01-09-18 804 от 02 октября 2013 года. Кроме того, отмечают, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Мотовилихинскому райисполкому под индивидуальное жилищное строительство и объектов соцкультбытового назначения.
Удовлетворяя требования в части возложения обязанности на ответчика предоставить истцу земельный участок в аренду за плату под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона на 10 лет, суд исходил из того, что семья истца является нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), следовательно, имеет право на гарантии, предусмотренные ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в частности, на первоочередное предоставление земельного участка для жилищного строительства и без проведения торгов.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение.
Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
При этом судом было установлено, что истец является инвалидом первой группы бессрочно, он и члены его семьи в количестве пяти человек зарегистрированы по адресу: <...>. Общая площадь указанного жилого помещения составляет 14,90 кв. м, то есть на долю каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится менее учетной нормы площади жилого помещения. Иного жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности ни истец, ни члены его семьи не имеют.
При указанных обстоятельствах, семья истца является нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий).
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 607 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что истребуемый земельный участок расположен в кадастровом квартале <...>, (категория земель - земли населенных пунктов), расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, предусматривает нахождение в этой зоне, в соответствии с основными видами разрешенного использования - отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. Границы земельного участка определены с учетом границ смежных земельных участков, требования земельного, градостроительного законодательства, с учетом красных линий, территориальных зон, площадь земельного участка 2000 кв. м.
Согласно заключения ООО "ГЕОМАТИКА" от 2 сентября 2013 года формирование и постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка осуществить возможно при наличии согласия собственника земельного участка - Департамента земельных отношений г. Перми.
При этом отсутствие закрепленных на местности границ земельного участка не является препятствием для его предоставления в аренду, поскольку кадастровые работы могут быть проведены после заключения договора аренды.
Таким образом, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, относительно них суд высказал свои суждения, которые должным образом, доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, для которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, поэтому отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу по указанному основанию не является законным.
Не могут рассматриваться как основания к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, только обязанность по их утверждению и выдаче.
Указанные доводы на выводы суда и законность принятого решения не влияют, поскольку судом было отказано в удовлетворении требований истца о выдаче разрешения на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет за счет средств истца.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Судом первой инстанции были верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и верно применены нормы материального права к спорным правоотношениям.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2279
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N 33-2279
Судья Широкова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Варовой Л.Н., судей: Позолотиной Н.Г., Панковой Т.В., при секретаре Ц.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года, которым постановлено: исковые требования Ц.С. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенное в Письме от 2 октября 2013 года в форме отказа в предоставлении Ц.С. земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Ц.С. земельный участок площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: <...> в аренду за плату под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона на 10 лет. Отказать Ц.С. в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения (согласия) на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, в выдаче разрешения (согласия) на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет за счет Ц.С.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения представителя Ц.С. - Д., просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ц.С. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений от 2 октября 2013 года об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, возложении обязанности на Департамент земельных отношений устранить нарушение его прав путем предоставления в аренду за плату вышеуказанного земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет, выдаче разрешения на формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет за свой счет. В обоснование заявленных требований указал на то, что он обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду первой группы, в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также с просьбой сформировать указанный участок, утвердить и выдать для этого схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо предоставить возможность в формировании схемы и постановки на кадастровый учет, дать согласие на формирование схемы и постановки на кадастровый учет земельного участка. Письмом департамента земельных отношений от 02 октября 2013 года ему было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован. Считает данный отказ не законным и не обоснованным, нарушающим его права. Он является инвалидом первой группы бессрочно, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку количество проживающих в жилом помещении по адресу: <...> составляет шесть человек, общая площадь квартиры 14,90 кв. м, из них жилая 11,70 кв. м, на долю каждого проживающего в указанной квартире приходится 2,48 кв. м. что значительно меньше учетной нормы предоставления жилого помещения, иного жилого помещения на праве собственности он не имеет.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации Мотовилихинского района г. Перми, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми, указывая в апелляционной жалобе на то, что земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 607 ГК РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108 об утверждении Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Департамент земельных отношений администрации г. Перми осуществляет утверждение и выдачу схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству. Действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке Схем, только обязанность по их утверждению и выдаче. Просит решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24.12.2013 года отменить. В требованиях истцу отказать.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждено справкой ФКУ "ГБ МСЗ" от 18 сентября 2013 года. 03 сентября 2013 года истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о формировании схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <...> на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Истцу было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, в утверждении и выдаче схемы в отношении спорного земельного участка по тем основаниям, что отсутствует информация о формировании и постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, отсутствуют основания для утверждения и выдачи схемы земельного участка, отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что заявитель относится к категории граждан, предусмотренной ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в связи с тем, что специального порядка предоставления инвалидам земельных участков земельное законодательство не содержит, что следует из письма Департамента земельных отношений за N И-21-01-09-18 804 от 02 октября 2013 года. Кроме того, отмечают, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Мотовилихинскому райисполкому под индивидуальное жилищное строительство и объектов соцкультбытового назначения.
Удовлетворяя требования в части возложения обязанности на ответчика предоставить истцу земельный участок в аренду за плату под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона на 10 лет, суд исходил из того, что семья истца является нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), следовательно, имеет право на гарантии, предусмотренные ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в частности, на первоочередное предоставление земельного участка для жилищного строительства и без проведения торгов.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение.
Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
При этом судом было установлено, что истец является инвалидом первой группы бессрочно, он и члены его семьи в количестве пяти человек зарегистрированы по адресу: <...>. Общая площадь указанного жилого помещения составляет 14,90 кв. м, то есть на долю каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится менее учетной нормы площади жилого помещения. Иного жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности ни истец, ни члены его семьи не имеют.
При указанных обстоятельствах, семья истца является нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий).
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 607 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что истребуемый земельный участок расположен в кадастровом квартале <...>, (категория земель - земли населенных пунктов), расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, предусматривает нахождение в этой зоне, в соответствии с основными видами разрешенного использования - отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками. Границы земельного участка определены с учетом границ смежных земельных участков, требования земельного, градостроительного законодательства, с учетом красных линий, территориальных зон, площадь земельного участка 2000 кв. м.
Согласно заключения ООО "ГЕОМАТИКА" от 2 сентября 2013 года формирование и постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка осуществить возможно при наличии согласия собственника земельного участка - Департамента земельных отношений г. Перми.
При этом отсутствие закрепленных на местности границ земельного участка не является препятствием для его предоставления в аренду, поскольку кадастровые работы могут быть проведены после заключения договора аренды.
Таким образом, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, относительно них суд высказал свои суждения, которые должным образом, доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, для которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, поэтому отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу по указанному основанию не является законным.
Не могут рассматриваться как основания к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, только обязанность по их утверждению и выдаче.
Указанные доводы на выводы суда и законность принятого решения не влияют, поскольку судом было отказано в удовлетворении требований истца о выдаче разрешения на проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет за счет средств истца.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Судом первой инстанции были верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и верно применены нормы материального права к спорным правоотношениям.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)