Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Обориной В.М., Селезнева С.С.,
при секретаре судебного заседания Р.Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2014 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления К. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 25 июля 2013 года N 1478 отказать".
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее по тексту администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") N 1478 от 25 июля 2013 года об отмене постановлений от 07 июля 2011 года N 1157 о предварительном согласовании места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани и от 21 февраля 2012 года N 299 о предоставлении земельного участка под строительство бани.
Полагает, что данными действиями администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" были нарушены его права на предоставление земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Оснований для отмены данных постановлений не имелось, поскольку правоотношения возникли до внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", поскольку акт выбора земельного участка датирован 29 октября 2010 года, с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка обратился 21 декабря 2010 года. С его стороны нарушений не имеется, администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") были нарушены сроки принятия решений. Предоставление земельного участка под строительство бани в выбранном им месте не нарушает чьи-либо права.
В судебном заседании заявитель К. требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" надлежащим образом извещенного о слушании дела и не ходатайствовавшего об отложении слушания дела.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился К., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и принять по делу новое решение.
В обоснование своих доводов указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что изменения в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в части исключения индивидуальных бань из перечня основных видов разрешенного использования были внесены решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27 января 2011 года N 203-р после начала процедуры отвода земельного участка под строительство индивидуальной бани - 11 января 2010 года подано заявление о выборе земельного участка, 29 октября 2010 года оформлен акт выбора земельного участка, 21 декабря 2010 года подано заявлении об утверждении акта выбора земельного участка.
Решение Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27 января 2011 года N 203-р не подлежит применению к отношениям, возникшим до вступления в силу данного решения, поскольку закон обратной силы не имеет.
Изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам, что администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля, обоснованно постановлением от 25 июля 2013 года N 1478 отменила постановления N 299 от 21 февраля 2012 года и N 1157 от 07 июля 2011 года, поскольку отсутствовали правовые основания для предоставления К. спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ установлена возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
При этом, в силу положений статьи 1 Земельного кодекса РФ, при принятии решений о предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления обязан соблюдать требования, установленные частью 2 статьи 31, статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30 - 37 Градостроительного кодекса РФ, положениями местных градостроительных нормативов.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 1157 от 07 июля 2011 года "О предварительном согласовании К. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани по <адрес>" утвержден акт выбора земельного участка от 29 октября 2010 года под строительство индивидуальной бани.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 299 от 21 февраля 2012 года К. был предоставлен на праве аренды сроком на 10 лет земельный участок населенного пункта г. Нарьян-Мар по <адрес> с кадастровым номером 83:00:050022:87, площадью 600 кв. м, под строительство индивидуальной бани.
С К. договор аренды земельного участка не заключался и он не является землепользователем, правообладателем земельного участка, объектов капитального строительства на данном участке.
Согласно карте градостроительного зонирования МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" испрашиваемый К. земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденными решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р), в зоне Ж-1 основными видами разрешенного использования земельных участков являются: индивидуальные жилые дома, общественные бани, прачечные, химчистки и т.д.
Индивидуальные бани отнесены к вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков.
В силу положений статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательный вид разрешенного использования допустим только в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемого совместно с ними.
С учетом вышеизложенного, предоставление К. земельного участка в указанном месте под строительство индивидуальной бани влечет нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
Таким образом, у Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" отсутствовали правовые основания для предоставления К. спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 1478 от 25 июля 2013 года на основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", статей 7, 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 299 от 21 февраля 2012 года и N 1157 от 07 июля 2011 года.
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" при принятии оспариваемого постановления действовала в рамках действующего законодательства и в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя на предоставление земельного участка, а также необоснованности применения Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) судебная коллегия находит необоснованными.
Издание Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" оспариваемого постановления не может быть признано нарушающим права и законные интересы К., поскольку постановления об утверждении акта выбора земельного участка и о предоставлении земельного участка приняты с нарушением требований статьи 85 Земельного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р).
Обращение К. в администрацию МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с заявлением о выборе земельного участка под строительство индивидуальной бани 11 января 2010 года, то есть до внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", наличие акта выбора земельного участка от 29 октября 2010 года, не имеют правового значения, поскольку постановления администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" об утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении земельного участка принимались в период действия Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) и, в силу положений части 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, были обязательны для исполнения.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как содержащиеся в ней доводы не опровергают выводов суда, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ГОМОЛА
Судьи
В.М.ОБОРИНА
С.С.СЕЛЕЗНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-109/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N 33-109/2014
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Обориной В.М., Селезнева С.С.,
при секретаре судебного заседания Р.Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2014 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления К. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 25 июля 2013 года N 1478 отказать".
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее по тексту администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") N 1478 от 25 июля 2013 года об отмене постановлений от 07 июля 2011 года N 1157 о предварительном согласовании места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани и от 21 февраля 2012 года N 299 о предоставлении земельного участка под строительство бани.
Полагает, что данными действиями администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" были нарушены его права на предоставление земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Оснований для отмены данных постановлений не имелось, поскольку правоотношения возникли до внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", поскольку акт выбора земельного участка датирован 29 октября 2010 года, с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка обратился 21 декабря 2010 года. С его стороны нарушений не имеется, администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") были нарушены сроки принятия решений. Предоставление земельного участка под строительство бани в выбранном им месте не нарушает чьи-либо права.
В судебном заседании заявитель К. требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" надлежащим образом извещенного о слушании дела и не ходатайствовавшего об отложении слушания дела.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился К., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и принять по делу новое решение.
В обоснование своих доводов указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что изменения в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в части исключения индивидуальных бань из перечня основных видов разрешенного использования были внесены решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27 января 2011 года N 203-р после начала процедуры отвода земельного участка под строительство индивидуальной бани - 11 января 2010 года подано заявление о выборе земельного участка, 29 октября 2010 года оформлен акт выбора земельного участка, 21 декабря 2010 года подано заявлении об утверждении акта выбора земельного участка.
Решение Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27 января 2011 года N 203-р не подлежит применению к отношениям, возникшим до вступления в силу данного решения, поскольку закон обратной силы не имеет.
Изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам, что администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля, обоснованно постановлением от 25 июля 2013 года N 1478 отменила постановления N 299 от 21 февраля 2012 года и N 1157 от 07 июля 2011 года, поскольку отсутствовали правовые основания для предоставления К. спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ установлена возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
При этом, в силу положений статьи 1 Земельного кодекса РФ, при принятии решений о предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления обязан соблюдать требования, установленные частью 2 статьи 31, статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30 - 37 Градостроительного кодекса РФ, положениями местных градостроительных нормативов.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 1157 от 07 июля 2011 года "О предварительном согласовании К. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани по <адрес>" утвержден акт выбора земельного участка от 29 октября 2010 года под строительство индивидуальной бани.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 299 от 21 февраля 2012 года К. был предоставлен на праве аренды сроком на 10 лет земельный участок населенного пункта г. Нарьян-Мар по <адрес> с кадастровым номером 83:00:050022:87, площадью 600 кв. м, под строительство индивидуальной бани.
С К. договор аренды земельного участка не заключался и он не является землепользователем, правообладателем земельного участка, объектов капитального строительства на данном участке.
Согласно карте градостроительного зонирования МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" испрашиваемый К. земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденными решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р), в зоне Ж-1 основными видами разрешенного использования земельных участков являются: индивидуальные жилые дома, общественные бани, прачечные, химчистки и т.д.
Индивидуальные бани отнесены к вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков.
В силу положений статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательный вид разрешенного использования допустим только в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемого совместно с ними.
С учетом вышеизложенного, предоставление К. земельного участка в указанном месте под строительство индивидуальной бани влечет нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
Таким образом, у Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" отсутствовали правовые основания для предоставления К. спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 1478 от 25 июля 2013 года на основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", статей 7, 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 299 от 21 февраля 2012 года и N 1157 от 07 июля 2011 года.
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" при принятии оспариваемого постановления действовала в рамках действующего законодательства и в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя на предоставление земельного участка, а также необоснованности применения Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) судебная коллегия находит необоснованными.
Издание Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" оспариваемого постановления не может быть признано нарушающим права и законные интересы К., поскольку постановления об утверждении акта выбора земельного участка и о предоставлении земельного участка приняты с нарушением требований статьи 85 Земельного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р).
Обращение К. в администрацию МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с заявлением о выборе земельного участка под строительство индивидуальной бани 11 января 2010 года, то есть до внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", наличие акта выбора земельного участка от 29 октября 2010 года, не имеют правового значения, поскольку постановления администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" об утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении земельного участка принимались в период действия Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденных решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) и, в силу положений части 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, были обязательны для исполнения.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как содержащиеся в ней доводы не опровергают выводов суда, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ГОМОЛА
Судьи
В.М.ОБОРИНА
С.С.СЕЛЕЗНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)