Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,
заявителя М., представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Ф., действующей на основании доверенностей от 27.10.2014 N **, от 03.09.2014 N **,
рассмотрев 2 сентября 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению М. о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части,
М. обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 года N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части пункта 34357 Приложения 4, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1344,70 кв. м, в размере ** рублей. В обоснование заявленных требований указал, что данным Постановлением определена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, площадью 1344,7 кв. м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****. Полагает, что оспариваемое в части постановление противоречит пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункту 1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2013 N 648 "Об утверждении порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Также в уточненных заявлениях указал на то, что государственный контракт от 11.06.2013 N **, заключенный между Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), является ничтожной сделкой, поскольку противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Также заявитель указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитана неверно, что влияет на его право платить законно установленные налоги, в том числе по сумме платежа.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Ф. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 29-36,125-130).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.
Согласно "в" и "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правительством Российской Федерации 08.04.2000 Постановлением за N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель), пунктом 1 которых предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Под государственной кадастровой оценкой, в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности, понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности установлено, что заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, в том числе согласно пункту 34357 Приложения 4 к Постановлению утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1344,70 кв. м, в размере ** рублей. Кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2013 года и применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 46, 25.11.2013 (Постановление); приложение к N 46, часть 1, 25.11.2013 (Постановление, приложения 1-3, приложение 4 (позиции 1-71363)); приложение к N 46, часть 2, 25.11.2013 (Приложение 4 (позиции 71364-77944), приложения 5-12); приложение к N 46, часть 3, 25.11.2013 (Приложения 13-21); приложение к N 46, часть 4, 25.11.2013 (Приложения 22-29); приложение к N 46, часть 5, 25.11.2013 (Приложения 30-35, приложение 36 (позиции 1-31358)); приложение к N 46, часть 6, 25.11.2013 (Приложение 36 (позиции 31359-79931), приложения 37-43); приложение к N 46, часть 7, 25.11.2013 (Приложения 44-75); приложение к N 46, часть 8, 25.11.2013 (Приложения 76-146). Изменения, внесенные Постановлением Правительства Пермского края от 20.02.2015 N 89-п, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.02.2015.
Указанное постановление является действующим нормативным правовым актом.
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК) постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края является Правительство Пермского края, которое в соответствии с указанным Законом в рамках своих полномочий издает постановления и распоряжения, в том числе в соответствии с п. 14 ст. 17 указанного Закона осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, Правительство Пермского края, являясь исполнительным органом государственности власти, обладало полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушения процедуры принятия оспариваемого в части постановления Правительством Пермского края при рассмотрении дела судом не установлено.
В соответствии со ст. 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края. Порядок подготовки проектов постановлений Правительства Пермского края установлен Постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-п "Об утверждении Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и Председателя Правительства Пермского края". Оспариваемый акт подготовлен в соответствии с указанным Регламентом, имеет установленную форму, проект акта прошел согласование в соответствии с установленным в Регламенте порядке, акт подписан уполномоченным должностным лицом.
Правительством Пермского края соблюдены правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила опубликования, установленные Указом Губернатора Пермского края от 24.07.2008 N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
При рассмотрении дела судом установлено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены уполномоченным органом в соответствии с законодательством, действовавшим на период утверждения.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям была возложена обязанность по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края до 01.12.2013.
Судом установлено, что Министром по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края письмом от 04.12.2012 N ** Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю было предложено сформировать по состоянию на 01.01.2013 перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по следующим категориям земель: 1) земельные участки в составе земель населенных пунктов Пермского края, 2) земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края, что соответствует положениям ст. 24.13 Закона об оценочной деятельности, п. 5.1.25 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, п. 1 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 N **. В связи с чем, довод заявителя о том, что заказчик работ по государственной кадастровой оценке не направлял запрос о формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, признается несостоятельным.
Письмом Управления Росреестра по Пермскому краю от 31.01.2013 N ** перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, направлен заказчику. Указанный перечень был сформирован по состоянию на 01.01.2013, что соответствует требованиям п. 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, согласно которому перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Из материалов дела усматривается, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков проводились за счет бюджета Пермского края Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", на основании заключенного 11.06.2013 государственного контракта N **, в период с 11 июня по 3 октября 2013 года. Основанием для заключения контракта является Протокол оценки и сопоставления заявок от 29.05.2013 N **. Довод заявителя о ничтожности указанного контракта в связи с тем, что в контракте нет указания на заключение его в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, судом отклоняется по следующим основаниям. Как видно из содержания документа, контракт заключен на основании протокола оценки и сопоставления заявок от 29.05.2013 N **. Данный протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе составлен по результатам открытого конкурса Единой комиссией N ** по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг широкого назначения путем проведения конкурсов и аукционов. Указанное свидетельствует о том, что размещение заказа на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков было произведено в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Утверждение заявителя о том, что Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не имело право на заключение государственного контракта на выполнение работ по оценке земельных участком является несостоятельным, равно как и утверждение заявителя о том, что указанный государственный контракт нельзя рассматривать как договор с исполнителем по определению кадастровой стоимости земельных участков, поскольку контракт заключен не в соответствии с решением исполнительного органа власти Пермского края о проведении работ по государственной оценке земельных участков. Возлагая пунктом 4 Постановления Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям обязанность до 1 декабря 2013 года обеспечить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края, Правительство Пермского края тем самым приняло решение о проведении государственной кадастровой оценки указанных земельных участков. Следовательно, указанное Министерство имело право заключить соответствующий государственный контракт на работы по государственной кадастровой оценке земельных участков.
Довод заявителя о том, что Правительство Пермского края не обладало полномочиями поручить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не основано на законе. В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края (ч. 1), возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края (ч. 2), в пределах своих полномочий организует исполнение в том числе федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями. Исходя из анализа указанных правовых норм, Правительство Пермского края правомерно возложило на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность до 1 декабря 2013 года обеспечить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края. Пункт 4 Постановления Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" недействующим не признан.
Утверждение заявителя о том, что государственный контракт заключен на основании решения законодательного органа власти Пермского края, а не решения исполнительного органа власти, как того требует закон, о чем свидетельствует указание в п. 1.1 государственного контракта от 11 июня 2013 года N ** на то, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков выполняются в соответствии с законом Пермского края от 19 декабря 2012 года N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", не свидетельствует о несоблюдении порядка определения и утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Указанным законом предусмотрены расходы на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, а из содержания п. 1.1, 1.4 государственного контракта видно, что стороны договорились о том, что заказчик оплачивает работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с указанным законом, источником финансирования работ является бюджет Пермского края. Таким образом, указание в государственном контракте на то, что работы выполняются на основании данного закона Пермского края, не свидетельствует о том, что решение о проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков принято законодательным, а не исполнительным органом власти Пермского края.
Доводы заявителя о нарушении процедуры проведения конкурса на размещение заказа на работы по государственной кадастровой оценке земельных участков, несоблюдении условий конкурса и противоречии его законодательству о защите конкуренции, не принимаются судом во внимание, поскольку направлены на оспаривание государственного контракта от 11.06.2013 N **, правом на которое заявитель не обладает. Участниками конкурса результаты конкурса не оспорены, решения о размещении заказа недействительным не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что государственный контракт является ничтожной сделкой, результаты исполнения которой Правительство Пермского края не могло использовать как результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, подлежащие утверждению, судом не установлено.
Из материалов дела видно, что по результатам исполнения указанного государственного контракта 03.09.2013 был составлен отчет об определении кадастровой стоимости N **. В установленный ст. 24.16 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) срок исполнитель работ обеспечил проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости. На указанный отчет Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" дано положительное экспертное заключение от 02.10.2013 года N **.
После принятия заказчиком результата выполненных по государственному контракту работ 18.11.2013 по акту N **, в пределах установленного ст. 24.17 Закона об оценочной деятельности срока (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) Правительством Пермского края - 21.11.2013 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и в пределах установленного ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) - 25.11.2013 информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости была опубликована.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении в нарушение положений ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не указан год начала проведения работ по оценке, не может быть признан состоятельным, поскольку редакция закона, содержащая требование об указании в решении сведений о годе начала проведения работ, вступила в действие 22.07.2014.
Не может быть признан судом обоснованным довод М. о том, что при принятии Правительством Пермского края нарушены сроки проведения государственной кадастровой оценки, установленные ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, согласно которой оценка проводится не чаще чем один раз в три года. Согласно редакции ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, действовавшей на момент принятия Правительством Пермского края оспариваемого в части постановления, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитана неверно, является ошибочным. Как видно из содержания оспариваемого в части Постановления Правительства Пермского края, кадастровая оценка принадлежащего заявителю земельного участка установлена в точном выражении на основании Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края для целей государственной кадастровой оценки от 03.09.2013 N **, на которое дано положительное экспертное заключение экспертом Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "***" от 02.10.2013 N **. Расчет, который приведен заявителем в обоснование данного довода - умножение значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка - не применялся при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером ** вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, который был сформирован по состоянию на 01.01.2013, и в отношении данного земельного участка была утверждена кадастровая стоимость, исходя из конкретных характеристик данного земельного участка в соответствии с пп. 2.2-2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Согласно п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. В соответствии с п. 2.5 указанных Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. Таким образом, расчет, который приведен заявителем, применяется для определения кадастровой стоимости в случае образования новых земельных участков, изменения качественных или количественных характеристик земельных участков, выявления не попавших в перечень земельных участков для целей государственной кадастровой оценки. В связи с чем судом отклоняется довод заявителя об арифметической ошибке при расчете кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Доводы заявителя о том, что отсутствуют данные о соблюдении при государственной кадастровой оценке земельных участков положений Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов государственной функции "Организация государственной кадастровой оценки земель", оспариваемое в части постановление противоречит пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, так как из постановления не следует наличие представления кадастрового органа для утверждения результатов оценки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку указанные заявителем акты применяются в части, не противоречащей законодательству об оценочной деятельности. В связи с тем, что на момент проведения на территории Пермского края в 2013 году государственной кадастровой оценки земельных участков была введена в действие глава III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, положения которой не применялись только к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования (26.07.2010) и работы, по проведению которых не завершились в указанный выше срок, государственная кадастровая оценка земельных участков проводилась в соответствии с указанным законом, то не требовалось соблюдение указанных выше заявителем положений.
Суд считает установленным факт утверждения 21 ноября 2013 года результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства. Оспариваемое в части постановление принято с соблюдением процедуры принятия таких актов, опубликовано в установленном законом порядке и федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что в удовлетворении заявления М. о признании постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части пункта 34357 Приложения 4 следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части Приложения 4, номер по порядку 34357 - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.09.2015 ПО ДЕЛУ N 3-155/2015
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N 3-155/2015
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,
заявителя М., представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Ф., действующей на основании доверенностей от 27.10.2014 N **, от 03.09.2014 N **,
рассмотрев 2 сентября 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению М. о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части,
установил:
М. обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 года N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части пункта 34357 Приложения 4, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1344,70 кв. м, в размере ** рублей. В обоснование заявленных требований указал, что данным Постановлением определена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, площадью 1344,7 кв. м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****. Полагает, что оспариваемое в части постановление противоречит пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункту 1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2013 N 648 "Об утверждении порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Также в уточненных заявлениях указал на то, что государственный контракт от 11.06.2013 N **, заключенный между Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), является ничтожной сделкой, поскольку противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Также заявитель указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитана неверно, что влияет на его право платить законно установленные налоги, в том числе по сумме платежа.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Ф. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 29-36,125-130).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.
Согласно "в" и "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правительством Российской Федерации 08.04.2000 Постановлением за N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель), пунктом 1 которых предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Под государственной кадастровой оценкой, в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности, понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности установлено, что заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, в том числе согласно пункту 34357 Приложения 4 к Постановлению утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1344,70 кв. м, в размере ** рублей. Кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2013 года и применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 46, 25.11.2013 (Постановление); приложение к N 46, часть 1, 25.11.2013 (Постановление, приложения 1-3, приложение 4 (позиции 1-71363)); приложение к N 46, часть 2, 25.11.2013 (Приложение 4 (позиции 71364-77944), приложения 5-12); приложение к N 46, часть 3, 25.11.2013 (Приложения 13-21); приложение к N 46, часть 4, 25.11.2013 (Приложения 22-29); приложение к N 46, часть 5, 25.11.2013 (Приложения 30-35, приложение 36 (позиции 1-31358)); приложение к N 46, часть 6, 25.11.2013 (Приложение 36 (позиции 31359-79931), приложения 37-43); приложение к N 46, часть 7, 25.11.2013 (Приложения 44-75); приложение к N 46, часть 8, 25.11.2013 (Приложения 76-146). Изменения, внесенные Постановлением Правительства Пермского края от 20.02.2015 N 89-п, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.02.2015.
Указанное постановление является действующим нормативным правовым актом.
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК) постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края является Правительство Пермского края, которое в соответствии с указанным Законом в рамках своих полномочий издает постановления и распоряжения, в том числе в соответствии с п. 14 ст. 17 указанного Закона осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, Правительство Пермского края, являясь исполнительным органом государственности власти, обладало полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушения процедуры принятия оспариваемого в части постановления Правительством Пермского края при рассмотрении дела судом не установлено.
В соответствии со ст. 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края. Порядок подготовки проектов постановлений Правительства Пермского края установлен Постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-п "Об утверждении Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и Председателя Правительства Пермского края". Оспариваемый акт подготовлен в соответствии с указанным Регламентом, имеет установленную форму, проект акта прошел согласование в соответствии с установленным в Регламенте порядке, акт подписан уполномоченным должностным лицом.
Правительством Пермского края соблюдены правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила опубликования, установленные Указом Губернатора Пермского края от 24.07.2008 N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
При рассмотрении дела судом установлено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены уполномоченным органом в соответствии с законодательством, действовавшим на период утверждения.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям была возложена обязанность по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края до 01.12.2013.
Судом установлено, что Министром по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края письмом от 04.12.2012 N ** Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю было предложено сформировать по состоянию на 01.01.2013 перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по следующим категориям земель: 1) земельные участки в составе земель населенных пунктов Пермского края, 2) земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края, что соответствует положениям ст. 24.13 Закона об оценочной деятельности, п. 5.1.25 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, п. 1 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 N **. В связи с чем, довод заявителя о том, что заказчик работ по государственной кадастровой оценке не направлял запрос о формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, признается несостоятельным.
Письмом Управления Росреестра по Пермскому краю от 31.01.2013 N ** перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, направлен заказчику. Указанный перечень был сформирован по состоянию на 01.01.2013, что соответствует требованиям п. 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, согласно которому перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Из материалов дела усматривается, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков проводились за счет бюджета Пермского края Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", на основании заключенного 11.06.2013 государственного контракта N **, в период с 11 июня по 3 октября 2013 года. Основанием для заключения контракта является Протокол оценки и сопоставления заявок от 29.05.2013 N **. Довод заявителя о ничтожности указанного контракта в связи с тем, что в контракте нет указания на заключение его в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, судом отклоняется по следующим основаниям. Как видно из содержания документа, контракт заключен на основании протокола оценки и сопоставления заявок от 29.05.2013 N **. Данный протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе составлен по результатам открытого конкурса Единой комиссией N ** по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг широкого назначения путем проведения конкурсов и аукционов. Указанное свидетельствует о том, что размещение заказа на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков было произведено в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Утверждение заявителя о том, что Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не имело право на заключение государственного контракта на выполнение работ по оценке земельных участком является несостоятельным, равно как и утверждение заявителя о том, что указанный государственный контракт нельзя рассматривать как договор с исполнителем по определению кадастровой стоимости земельных участков, поскольку контракт заключен не в соответствии с решением исполнительного органа власти Пермского края о проведении работ по государственной оценке земельных участков. Возлагая пунктом 4 Постановления Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям обязанность до 1 декабря 2013 года обеспечить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края, Правительство Пермского края тем самым приняло решение о проведении государственной кадастровой оценки указанных земельных участков. Следовательно, указанное Министерство имело право заключить соответствующий государственный контракт на работы по государственной кадастровой оценке земельных участков.
Довод заявителя о том, что Правительство Пермского края не обладало полномочиями поручить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не основано на законе. В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края (ч. 1), возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края (ч. 2), в пределах своих полномочий организует исполнение в том числе федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями. Исходя из анализа указанных правовых норм, Правительство Пермского края правомерно возложило на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность до 1 декабря 2013 года обеспечить проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края. Пункт 4 Постановления Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" недействующим не признан.
Утверждение заявителя о том, что государственный контракт заключен на основании решения законодательного органа власти Пермского края, а не решения исполнительного органа власти, как того требует закон, о чем свидетельствует указание в п. 1.1 государственного контракта от 11 июня 2013 года N ** на то, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков выполняются в соответствии с законом Пермского края от 19 декабря 2012 года N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", не свидетельствует о несоблюдении порядка определения и утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Указанным законом предусмотрены расходы на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, а из содержания п. 1.1, 1.4 государственного контракта видно, что стороны договорились о том, что заказчик оплачивает работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с указанным законом, источником финансирования работ является бюджет Пермского края. Таким образом, указание в государственном контракте на то, что работы выполняются на основании данного закона Пермского края, не свидетельствует о том, что решение о проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков принято законодательным, а не исполнительным органом власти Пермского края.
Доводы заявителя о нарушении процедуры проведения конкурса на размещение заказа на работы по государственной кадастровой оценке земельных участков, несоблюдении условий конкурса и противоречии его законодательству о защите конкуренции, не принимаются судом во внимание, поскольку направлены на оспаривание государственного контракта от 11.06.2013 N **, правом на которое заявитель не обладает. Участниками конкурса результаты конкурса не оспорены, решения о размещении заказа недействительным не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что государственный контракт является ничтожной сделкой, результаты исполнения которой Правительство Пермского края не могло использовать как результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, подлежащие утверждению, судом не установлено.
Из материалов дела видно, что по результатам исполнения указанного государственного контракта 03.09.2013 был составлен отчет об определении кадастровой стоимости N **. В установленный ст. 24.16 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) срок исполнитель работ обеспечил проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости. На указанный отчет Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" дано положительное экспертное заключение от 02.10.2013 года N **.
После принятия заказчиком результата выполненных по государственному контракту работ 18.11.2013 по акту N **, в пределах установленного ст. 24.17 Закона об оценочной деятельности срока (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) Правительством Пермского края - 21.11.2013 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и в пределах установленного ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель в 2013 году) - 25.11.2013 информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости была опубликована.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении в нарушение положений ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не указан год начала проведения работ по оценке, не может быть признан состоятельным, поскольку редакция закона, содержащая требование об указании в решении сведений о годе начала проведения работ, вступила в действие 22.07.2014.
Не может быть признан судом обоснованным довод М. о том, что при принятии Правительством Пермского края нарушены сроки проведения государственной кадастровой оценки, установленные ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, согласно которой оценка проводится не чаще чем один раз в три года. Согласно редакции ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, действовавшей на момент принятия Правительством Пермского края оспариваемого в части постановления, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитана неверно, является ошибочным. Как видно из содержания оспариваемого в части Постановления Правительства Пермского края, кадастровая оценка принадлежащего заявителю земельного участка установлена в точном выражении на основании Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края для целей государственной кадастровой оценки от 03.09.2013 N **, на которое дано положительное экспертное заключение экспертом Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "***" от 02.10.2013 N **. Расчет, который приведен заявителем в обоснование данного довода - умножение значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка - не применялся при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером ** вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, который был сформирован по состоянию на 01.01.2013, и в отношении данного земельного участка была утверждена кадастровая стоимость, исходя из конкретных характеристик данного земельного участка в соответствии с пп. 2.2-2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Согласно п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. В соответствии с п. 2.5 указанных Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. Таким образом, расчет, который приведен заявителем, применяется для определения кадастровой стоимости в случае образования новых земельных участков, изменения качественных или количественных характеристик земельных участков, выявления не попавших в перечень земельных участков для целей государственной кадастровой оценки. В связи с чем судом отклоняется довод заявителя об арифметической ошибке при расчете кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Доводы заявителя о том, что отсутствуют данные о соблюдении при государственной кадастровой оценке земельных участков положений Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов государственной функции "Организация государственной кадастровой оценки земель", оспариваемое в части постановление противоречит пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, так как из постановления не следует наличие представления кадастрового органа для утверждения результатов оценки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку указанные заявителем акты применяются в части, не противоречащей законодательству об оценочной деятельности. В связи с тем, что на момент проведения на территории Пермского края в 2013 году государственной кадастровой оценки земельных участков была введена в действие глава III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, положения которой не применялись только к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования (26.07.2010) и работы, по проведению которых не завершились в указанный выше срок, государственная кадастровая оценка земельных участков проводилась в соответствии с указанным законом, то не требовалось соблюдение указанных выше заявителем положений.
Суд считает установленным факт утверждения 21 ноября 2013 года результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства. Оспариваемое в части постановление принято с соблюдением процедуры принятия таких актов, опубликовано в установленном законом порядке и федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что в удовлетворении заявления М. о признании постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части пункта 34357 Приложения 4 следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" недействующим в части Приложения 4, номер по порядку 34357 - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
ХРУСТАЛЕВА Л.Е.
ХРУСТАЛЕВА Л.Е.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)