Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11639/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N 33-11639/2014


Судья: Васильева Ю.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года апелляционную жалобу Т. на решение Красногорского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года по делу по заявлению Т. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Т. - Г.,

установила:

Т. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Красногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права; обязать Красногорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании поданного заявителем комплекта документов и выдать свидетельство о государственной регистрации права.
В обоснование заявленных требований Т. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 565 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенной на нем части жилого дома, площадью 62,6 кв. м, по адресу: <данные изъяты>.
В 2012 - 2013 годах заявитель произвела реконструкцию принадлежащей ей на праве собственности части дома, однако она не имеет возможности зарегистрировать право собственности на образованный в результате реконструкции объект, поскольку 09.12.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отказало в государственной регистрации права.
Заявитель полагает, что данное решение противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании представитель Т. - Г., поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года в удовлетворении заявления Т. отказано.
В апелляционной жалобе Т. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Т., представитель Администрации городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Т. - Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 565 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенной на нем части жилого дома, площадью 62,6 кв. м, по адресу: <данные изъяты> (л.д. 13, 14).
В 2012 - 2013 годах заявителем была произведена реконструкция принадлежащей ей на праве собственности части жилого дома, а именно увеличена площадь строения до 109,5 кв. м, изменены конфигурация, объемно-планировочные характеристики объекта недвижимости.
22.10.2013 Т. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРП в подраздел 1 (л.д. 58). К заявлению был приложен кадастровый паспорт помещения, общей площадью 109,5 кв. м (л.д. 51 - 57).
Поскольку согласно данным ЕГРП площадь дома составляет 62,6 кв. м, государственный регистратор направила в Администрацию городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области запрос (исх. N 11/119/2013-60,61 от 13.11.2013) о том, выдавались ли Т. документы, подтверждающие изменение общей площади части жилого дома, а именно документы о вводе объекта в эксплуатацию в установленном порядке, и направить (в случае издания документов) в Красногорский отдел или выдать на руки предъявителю запроса (л.д. 50).
В связи с непредставлением указанных документов ввиду их отсутствия государственная регистрация была приостановлена на срок до 29.11.2013 для устранения выявленных недостатков (л.д. 48 - 49).
09.12.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отказало Т. во внесении изменений в записи ЕГРП в подраздел 1 с повторной выдачей свидетельства на часть жилого дома, так как заявителем не были представлены документы, подтверждающие изменение общей площади жилого дома (документы о вводе объекта в эксплуатацию либо судебное решение о признании права собственности на спорный объект) (л.д. 44 - 45).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно п. 2, п. 2.1. ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, если в течение указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них) запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Согласно п. 3 ст. 48, пп. 1 п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Как указывалось ранее, заявитель Т. является собственником части жилого дома, площадью 62,6 кв. м, в результате реконструкции площадь принадлежащего ей помещения увеличилась до 109,5 кв. м.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, государственный регистратор правомерно отказал Т. во внесении изменений в записи ЕГРП в подраздел 1 с повторной выдачей свидетельства, поскольку в данном случае заявителю необходимо было получить и представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию либо решение суда о признании права собственности на спорный объект.
Доводы апелляционной жалобы Т. не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, постановленного в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)