Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания" Кузнецовой Т.А. по доверенности от 01.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 августа 2014 года по делу N А05-6411/2014 (судья Болотов Б.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (ОГРН 1022900520807, ИНН 2901010706; город Архангельск, улица Добролюбова, дом 1, корпус 1; далее - ОАО "Соломбальский ЛДК") обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 07.02.2014 N 204-04-32/729, об отказе в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 обществу с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания" (далее - ООО "СЛК").
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют ООО "СЛК" и открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Министерство не согласилось с этим решением суда и подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "СЛК" просит решение суда оставить без изменений.
ОАО "Соломбальский ЛДК", Министерство, ОАО "Сбербанк России" извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя ООО "СЛК", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Борецкий леспромхоз" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 (том 1, лист 24). Соглашением от 28.04.2010 к этому договору арендодатель изменен на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области, а арендатор - на общество с ограниченной ответственностью "Октанта" (том 1, лист 37).
По соглашению от 08.10.2012, заключенному на основании распоряжения Министерства от 01.10.2012 N 658р о выдаче согласия арендодателя на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка (том 1, лист 122), общество с ограниченной ответственностью "Октанта" передало ОАО "Соломбальский ЛДК" права и обязанности арендатора по данному договору (том 1, лист 42).
ОАО "Соломбальский ЛДК" письмом от 24.01.2014 N 01-140 обратилось в Министерство с просьбой дать согласие на переход к ООО "СЛК" прав и обязанностей по рассматриваемому договору (том 1, лист 23). В ответ Министерство письмом от 07.02.2014 N 204-04-32/729 (том 1, лист 44) в даче такого согласия оказало со ссылкой на подпункт "ж" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп (далее - Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп), ввиду неисполнения договорных обязательств по выполнению противопожарных работ за 2012 год.
Не согласившись с этим отказом, ОАО "Соломбальский ЛДК" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии со стороны ОАО "Соломбальский ЛДК" фактов неисполнения договорных обязательств по выполнению противопожарных работ за 2012 год.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено этим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено этим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Выдача согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, осуществляется на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп Министерством.
Исходя из приведенных норм права, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отказ Министерства выдать согласие на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка носит гражданско-правовой характер, несмотря на то, что в этом отказе присутствуют публично-правовые элементы.
В связи с этим признается необоснованным довод Министерства о том, что выдача такого согласия является его исключительным правом.
Министерство выдает такое согласие не произвольно, а на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп.
Так, данный Порядок, согласно преамбуле к утвердившему его постановлению правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп, издан в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лиц, использующих леса, охраны окружающей среды и соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
С учетом названных целей Министерство, в силу пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп, обязано отказать в выдаче согласия только в случаях, прямо им предусмотренных, в остальных случаях Министерство обязано выдать такое согласие.
В рассматриваемом деле основанием для отказа в выдаче испрашиваемого согласия Министерством указан подпункт "ж" пункта 7 данного Порядка - существенные или неоднократные нарушения договора аренды, которые выразились в неполном выполнении ОАО "Соломбальский ЛДК" ухода за минерализованными полосами.
Однако в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды (том 1, лист 133) уход за минерализованными полосами осуществляется в срок до 15 мая, следовательно в 2012 году такой уход должен был быть осуществлен до 15.05.2012 (том 1, лист 145).
Вместе с тем к ОАО "Соломбальский ЛДК" перешли права и обязанности арендатора лишь 08.10.2012 (соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка заключено 08.10.2012; том 1, лист 42). Согласие на этот переход дано Министерством 01.10.2012 (том 1, лист 122). Таким образом, к ОАО "Соломбальский ЛДК" права и обязанности арендатора перешли после установленного проектом освоения лесов срока ухода за минерализованными полосами (после 15 мая 2012 года).
Об отсутствии такого ухода на момент издания распоряжения от 01.10.2012 N 658р о выдаче согласия арендодателя на совершение сделки по передаче к ОАО "Соломбальский ЛДК" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка Министерство не могло не знать, следовательно, по состоянию на 01.10.2012 отсутствие такого ухода не признавалось Министерством как существенное нарушение договора, препятствующее переходу прав и обязанностей по договору.
Согласно плану на 2013 год ОАО "Соломбальский ЛДК" обязано было осуществить уход за минерализованными полосами на двух километрах. По информации о выполнении арендатором договорных обязательств ОАО "Соломбальский ЛДК" свою обязанность исполнило в полном объеме.
Также в период с 03.07.2013 по 26.07.2013 на основании распоряжения от 21.06.2013 N 461р (том 1, лист 45) Министерством проводилась проверка соблюдения ОАО "Соломбальский ЛДК" требований лесного законодательства и государственного пожарного надзора в лесах. Каких либо нарушений лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности в лесах на лесных участках, арендуемых по рассматриваемому договору, установлено не было, и предписание Министерства от 26.07.2013 N 19 выдано в отношении иных участков (том 1, лист 47).
При таких обстоятельствах, поскольку на момент издания распоряжения от 01.10.2012 N 658р неполный уход за минерализованными полосами не был признан существенным нарушением договора, а в июле 2013 года каких-либо нарушений, в том числе неисполнения обязанности по уходу за минерализованными полосами, установлено не было, то суд первой инстанции пришел в правомерному выводу об отсутствии в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" такого основания к отказу в переходе от него прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, как существенные или неоднократные нарушения договора аренды.
Являются необоснованными доводы Министерства о том, что оно учитывало неисполнение обязательств комплексно, то есть не по одному договору, а по шести. Комплексное рассмотрение нарушений не предусмотрено Порядком выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
На момент принятия Министерством оспариваемого решения (07.02.2014) в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" была введена такая процедура банкротства, как наблюдение (определение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2013 по делу N А05-11303/2013).
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
- - связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- - связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Рассматриваемая сделка по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка связана не только с отчуждением имущества должника, но также и с уступкой прав требования, переводом долга по данному договору аренды. Поэтому органы управления ОАО "Соломбальский ЛДК" (его директор) могут совершать данную сделку исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Это согласие является документом, подтверждающим полномочия директора ОАО "Соломбальский ЛДК" на совершение данной сделки.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп к заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) прилагаются нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком (арендными правами) (в случае необходимости).
Данная необходимость в рассматриваемом случае установлена Законом о банкротстве - согласно пункту 2 его статьи 64 к заявлению директора ОАО "Соломбальский ЛДК" в Министерство о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежало приложению в качестве документа, подтверждающего полномочия этого директора на подачу данного заявления, письменное согласие временного управляющего на совершение этой сделки.
Однако данное согласие временного управляющего отсутствует. К заявлению директора ОАО "Соломбальский ЛДК" в Министерство оно не прилагалось (том 1, лист 23).
В силу подпункта "а" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдается в случае, если арендатор не представил все необходимые документы.
Рассматриваемая сделка не была одобрена также и в последующем собранием кредиторов (в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" в последующем были введены процедуры внешнего управления и конкурсного производства определением Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2014 и решением от 15.01.2015 по делу N А05-11303/2013).
Таким образом, рассматриваемый отказ Министерства в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка является в целом законным. Заявление ОАО "Соломбальский ЛДК" удовлетворению не подлежит. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Архангельской области от 5 августа 2014 года по делу N А05-6411/2014 отменить.
Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании недействительным решения, выраженного в письме от 07.02.2014 N 204-04-32/729, об отказе в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 обществу с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2015 ПО ДЕЛУ N А05-6411/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N А05-6411/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания" Кузнецовой Т.А. по доверенности от 01.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 августа 2014 года по делу N А05-6411/2014 (судья Болотов Б.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (ОГРН 1022900520807, ИНН 2901010706; город Архангельск, улица Добролюбова, дом 1, корпус 1; далее - ОАО "Соломбальский ЛДК") обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 07.02.2014 N 204-04-32/729, об отказе в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 обществу с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания" (далее - ООО "СЛК").
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют ООО "СЛК" и открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Министерство не согласилось с этим решением суда и подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "СЛК" просит решение суда оставить без изменений.
ОАО "Соломбальский ЛДК", Министерство, ОАО "Сбербанк России" извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя ООО "СЛК", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Борецкий леспромхоз" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 (том 1, лист 24). Соглашением от 28.04.2010 к этому договору арендодатель изменен на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области, а арендатор - на общество с ограниченной ответственностью "Октанта" (том 1, лист 37).
По соглашению от 08.10.2012, заключенному на основании распоряжения Министерства от 01.10.2012 N 658р о выдаче согласия арендодателя на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка (том 1, лист 122), общество с ограниченной ответственностью "Октанта" передало ОАО "Соломбальский ЛДК" права и обязанности арендатора по данному договору (том 1, лист 42).
ОАО "Соломбальский ЛДК" письмом от 24.01.2014 N 01-140 обратилось в Министерство с просьбой дать согласие на переход к ООО "СЛК" прав и обязанностей по рассматриваемому договору (том 1, лист 23). В ответ Министерство письмом от 07.02.2014 N 204-04-32/729 (том 1, лист 44) в даче такого согласия оказало со ссылкой на подпункт "ж" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп (далее - Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп), ввиду неисполнения договорных обязательств по выполнению противопожарных работ за 2012 год.
Не согласившись с этим отказом, ОАО "Соломбальский ЛДК" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии со стороны ОАО "Соломбальский ЛДК" фактов неисполнения договорных обязательств по выполнению противопожарных работ за 2012 год.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено этим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено этим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Выдача согласия на сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) в Архангельской области в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области, осуществляется на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп Министерством.
Исходя из приведенных норм права, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отказ Министерства выдать согласие на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка носит гражданско-правовой характер, несмотря на то, что в этом отказе присутствуют публично-правовые элементы.
В связи с этим признается необоснованным довод Министерства о том, что выдача такого согласия является его исключительным правом.
Министерство выдает такое согласие не произвольно, а на основании Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп.
Так, данный Порядок, согласно преамбуле к утвердившему его постановлению правительства Архангельской области от 14.07.2009 N 22-пп, издан в целях повышения эффективности управления лесами, защиты прав лиц, использующих леса, охраны окружающей среды и соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
С учетом названных целей Министерство, в силу пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп, обязано отказать в выдаче согласия только в случаях, прямо им предусмотренных, в остальных случаях Министерство обязано выдать такое согласие.
В рассматриваемом деле основанием для отказа в выдаче испрашиваемого согласия Министерством указан подпункт "ж" пункта 7 данного Порядка - существенные или неоднократные нарушения договора аренды, которые выразились в неполном выполнении ОАО "Соломбальский ЛДК" ухода за минерализованными полосами.
Однако в соответствии с проектом освоения лесов по договору аренды (том 1, лист 133) уход за минерализованными полосами осуществляется в срок до 15 мая, следовательно в 2012 году такой уход должен был быть осуществлен до 15.05.2012 (том 1, лист 145).
Вместе с тем к ОАО "Соломбальский ЛДК" перешли права и обязанности арендатора лишь 08.10.2012 (соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка заключено 08.10.2012; том 1, лист 42). Согласие на этот переход дано Министерством 01.10.2012 (том 1, лист 122). Таким образом, к ОАО "Соломбальский ЛДК" права и обязанности арендатора перешли после установленного проектом освоения лесов срока ухода за минерализованными полосами (после 15 мая 2012 года).
Об отсутствии такого ухода на момент издания распоряжения от 01.10.2012 N 658р о выдаче согласия арендодателя на совершение сделки по передаче к ОАО "Соломбальский ЛДК" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка Министерство не могло не знать, следовательно, по состоянию на 01.10.2012 отсутствие такого ухода не признавалось Министерством как существенное нарушение договора, препятствующее переходу прав и обязанностей по договору.
Согласно плану на 2013 год ОАО "Соломбальский ЛДК" обязано было осуществить уход за минерализованными полосами на двух километрах. По информации о выполнении арендатором договорных обязательств ОАО "Соломбальский ЛДК" свою обязанность исполнило в полном объеме.
Также в период с 03.07.2013 по 26.07.2013 на основании распоряжения от 21.06.2013 N 461р (том 1, лист 45) Министерством проводилась проверка соблюдения ОАО "Соломбальский ЛДК" требований лесного законодательства и государственного пожарного надзора в лесах. Каких либо нарушений лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности в лесах на лесных участках, арендуемых по рассматриваемому договору, установлено не было, и предписание Министерства от 26.07.2013 N 19 выдано в отношении иных участков (том 1, лист 47).
При таких обстоятельствах, поскольку на момент издания распоряжения от 01.10.2012 N 658р неполный уход за минерализованными полосами не был признан существенным нарушением договора, а в июле 2013 года каких-либо нарушений, в том числе неисполнения обязанности по уходу за минерализованными полосами, установлено не было, то суд первой инстанции пришел в правомерному выводу об отсутствии в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" такого основания к отказу в переходе от него прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, как существенные или неоднократные нарушения договора аренды.
Являются необоснованными доводы Министерства о том, что оно учитывало неисполнение обязательств комплексно, то есть не по одному договору, а по шести. Комплексное рассмотрение нарушений не предусмотрено Порядком выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
На момент принятия Министерством оспариваемого решения (07.02.2014) в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" была введена такая процедура банкротства, как наблюдение (определение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2013 по делу N А05-11303/2013).
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
- - связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- - связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Рассматриваемая сделка по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка связана не только с отчуждением имущества должника, но также и с уступкой прав требования, переводом долга по данному договору аренды. Поэтому органы управления ОАО "Соломбальский ЛДК" (его директор) могут совершать данную сделку исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Это согласие является документом, подтверждающим полномочия директора ОАО "Соломбальский ЛДК" на совершение данной сделки.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп к заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками (арендными правами) прилагаются нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком (арендными правами) (в случае необходимости).
Данная необходимость в рассматриваемом случае установлена Законом о банкротстве - согласно пункту 2 его статьи 64 к заявлению директора ОАО "Соломбальский ЛДК" в Министерство о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежало приложению в качестве документа, подтверждающего полномочия этого директора на подачу данного заявления, письменное согласие временного управляющего на совершение этой сделки.
Однако данное согласие временного управляющего отсутствует. К заявлению директора ОАО "Соломбальский ЛДК" в Министерство оно не прилагалось (том 1, лист 23).
В силу подпункта "а" пункта 7 Порядка выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками N 22-пп согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдается в случае, если арендатор не представил все необходимые документы.
Рассматриваемая сделка не была одобрена также и в последующем собранием кредиторов (в отношении ОАО "Соломбальский ЛДК" в последующем были введены процедуры внешнего управления и конкурсного производства определением Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2014 и решением от 15.01.2015 по делу N А05-11303/2013).
Таким образом, рассматриваемый отказ Министерства в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка является в целом законным. Заявление ОАО "Соломбальский ЛДК" удовлетворению не подлежит. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Архангельской области от 5 августа 2014 года по делу N А05-6411/2014 отменить.
Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании недействительным решения, выраженного в письме от 07.02.2014 N 204-04-32/729, об отказе в выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.06.2008 N 290 обществу с ограниченной ответственностью "Соломбальская лесная компания".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)