Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3883/2013Г.

Требование: О признании незаконным акта контроля Министерства строительства за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и предписания об устранении нарушений по данному акту.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 33-3883/2013г.


Судья: Асанидзе Э.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Логинова Д.А. и Федоровой Л.Г.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министра строительства Ульяновской области Б. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2013 года, которым постановлено:
Заявление исполняющего обязанности Главы администрации города Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным акт контроля Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности N *** от 22 мая 2013 года и предписание N *** от 22 мая 2013 года об устранении нарушений по данному акту.
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя администрации г. Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска А.Д., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности главы города Ульяновска Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконными акта контроля Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности N *** от 22.05.2013 и предписания N *** от 22.05.2013 об устранении нарушений по данному акту.
В обоснование заявления указал, что оспариваемым предписанием администрации г. Ульяновска предложено в срок до 30.07.2013 рассмотреть заявление Романовой Л.Н., действующей за А.Л.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного в с. Б***, 150 м северо-западнее дома N *** по ул. Г*** для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, контрольные полномочия Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности не включают в себя контроль в сфере земельного законодательства и в части разрешения обращений граждан.
Данные о площади испрашиваемого земельного участка необходимы для всестороннего рассмотрения заявлений о выделении земельного участка для ИЖС.
Но, при проверке по заявлению Р., действующей за А.Л.Д., не учитывалось то, что градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства - 300 кв. м, что предполагает возможность предоставления земельных участков большей площадью и не отражает потребность заявителей при обращении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 1 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2002 N 77 "О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории г. Ульяновска" установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность и расположенных в границах муниципального образования "Город Ульяновск" в границах населенного пункта "город Ульяновск", для индивидуального жилищного строительства - от 0,03 до 0,10 га. В этой связи, данные о площади испрашиваемого земельного участка необходимы администрации г. Ульяновска для всестороннего рассмотрения заявлений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Просил признать незаконным акта контроля Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности N 46 от 22.05.2013 и предписание об устранении нарушений по акту контроля N 23 от 22.05.2013.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министр строительства Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы со ссылкой на положения Градостроительного кодекса РФ (ч. 1 ст. 6.1, ч. 2 ст. 8.1, ч. 1, 3 ст. 4), а также на п. 2.44 раздела 2 Положения о Министерстве строительства указывает, что министерство строительства Ульяновской области осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Отказ администрации г. Ульяновска от рассмотрения заявления Романовой Л.Н., представляющей интересы А.Л.Д. о выделении земельного участка не обоснован.
Администрация г. Ульяновска не выделила земельный участок в минимальном размере, указав в ответе заявителю о необходимости обосновать размер земельного участка, хотя это не установлено положениями ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Минимальный размер земельного участка установлен в 300 кв. м.
Полагает, что были выявлены нарушения ст. 30.1 и ст. 31 Земельного кодекса РФ. Поскольку испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, необходимо было руководствоваться п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
С учетом выявленных нарушений был составлен акт N 46 и предписание N 23.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Ульяновской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что 18.03.2013 от адвоката Романовой Л.Н., действующей в интересах А.Л.Д. на основании ордера, в адрес Главы администрации г. Ульяновска поступило заявление о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного в г. Ульяновске, 150 метров северо-западнее дома N *** по ул. Г*** в с. Б***.
15.05.2013 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в адрес Романовой Л.Н. и А.Л.Д. направлен ответ о том, что принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку на основании заявления определить место размещения испрашиваемого земельного участка невозможно. Кроме того, в заявлении отсутствует площадь данного земельного участка, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
22.05.2013 по заявлению адвоката Романовой Л.Н., действующей в интересах А.Л.Д., Министерством строительства Ульяновской области на основании распоряжения от 25.04.2013 N 85-од проведены мероприятия по контролю за соблюдением администрацией г. Ульяновска законодательства о градостроительной деятельности.
По результатам проверки составлен акт N 46 и предписание N 23, которым в срок до 30.07.2013 предложено, в соответствии с законодательством, рассмотреть по существу заявление Романовой Л.Н., действующей за А.Л.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного в с. Б***, 150 с северо-западнее дома N *** по ул. Г*** для индивидуального жилищного строительства. 02.07.2013 предписание и акт направлены исполняющему обязанности Главы администрации МО "город Ульяновск".
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности), в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса; 3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Как следует из ч. 2 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ в целях осуществления данного контроля должностным лицам органов, осуществляющих контроль, предоставлено право проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций.
Согласно ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ в случае выявление фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности должностные лица органов, осуществляющих контроль обязаны: направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Как установлено п. 3.1 Положения "О контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области N 381 от 01.11.2007, контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включает: 3.1.1. Контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 3.1.2. Контроль за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; 3.1.3. Контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков; 3.2. Контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности - совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки соответствия муниципальных правовых актов (уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления Ульяновской области) положениям действующего законодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме акта контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее - акт контроля) согласно приложению N 1 к настоящему Положению; 3.3. Контроль за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности - совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме акта контроля; 3.4. Контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков - совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков и закреплением результатов проверки в форме акта контроля.
Принимая во внимание указанные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Министерства строительства Ульяновской области полномочий для проведения проверки по заявлению адвоката Романовой Л.Н., действующей в интересах А.Л.Д.
В оспариваемых акте и предписании со ссылками на ст. 30.1, ст. 31 Земельного кодекса РФ, а также на Правила землепользования и застройки г. Ульяновска указывается на незаконность отказа администрации г. Ульяновска, в связи с тем, что отсутствуют требования по указанию в заявлении площади земельного участка, а кроме того, орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления не выполнил требования ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а также не обеспечил выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как установлено ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результатом кадастровых работ является межевой план, который в соответствии со ст. 38 указанного Закона должен содержать сведения о площади земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, в заявлении гражданина о предоставлении земельного участка для строительства должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
При обращении Романовой Л.Н. в интересах А.Л.Д. не была указана площадь земельного участка, который она просила предоставить для индивидуального жилищного строительства, что не позволило установить место его размещения. Каких-либо обстоятельств, предоставляющих ей право на первоочередное предоставление земельного участка, в ходе рассмотрения дела не установлено.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в заявлении гражданина сведений о площади испрашиваемого земельного участка не позволило принять решение о предоставлении земельного участка.
Кроме того, с заявлениями от имени А.Л.Д. обращалась действующая по ордеру адвокат Романова Л.Н.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ордер на исполнение поручения выдается соответствующим адвокатским образованием в случаях, предусмотренных федеральным законом. Доверенности на представление Романовой Л.Н. интересов А.Л.Д. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, а также при обращении в Министерство строительства Ульяновской области представлено не было.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявления о признании незаконными акта контроля и предписания Министерства строительства Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости выделения земельного участка в минимальном размере (300 кв. м) судебной коллегией отклоняются, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства. Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ примерный размер испрашиваемого земельного участка должен указать гражданин.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В данном случае предметом оспариваемой проверки являлась законность рассмотрения обращения о предоставлении земельного участка.
Как следует из ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулирует земельное законодательство.
При данных обстоятельствах доводы жалобы о том, что Министерство строительства Ульяновской области осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности основанием для отмены оспариваемого решения не являются.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министра строительства Ульяновской области Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)