Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2014 N Ф05-5640/2014 ПО ДЕЛУ N А41-32301/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N А41-32301/13


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.,
судей Волкова С.В., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ОГРН-1025000658099) Смирнова С.В. дов. от 10.01.2014 N 04
от ответчиков: 1. Администрации Ленинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000661421) - не явился, извещен.
2. Аракелова Арсена Семеновича - Колесников М.Н. дов от 13.08.2013 N 50АА 3773213
3. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757) - не явился, извещен.
От третьих лиц:
Администрация муниципального образования сельское поселения Ленинского муниципального района Московской области (ОГРН-1055011354485) - не явился, извещено.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области (ОГРН-1047796940465)
рассмотрев 09 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Совхоз имени Ленина"
на решение от 23 декабря 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гринева А.В.
на постановление от 11 марта 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А.
по иску закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина"
к администрации Ленинского муниципального района Московской области, Аракелову Арсену Семеновичу, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
при участии в качестве третьих лиц администрации муниципального образования сельское поселение Развилковское Ленинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
о признании недействительным договора аренды, применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" (далее - истец, общество, ЗАО "Совхоз имени Ленина") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация), Аракелову Арсену Семеновичу, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) с иском о:
- - признании недействительным договора аренды от 19.04.2013 N 70-2013/Ф, заключенным между администрацией Ленинского муниципального района Московской области и Аракеловым Арсеном Семеновичем;
- - применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Аракелова Арсена Семеновича возвратить администрации Ленинского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 общей площадью 2 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Развилкинское, д. Картинно;
- - обязать кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 общей площадью 2 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Развилкинское, д. Картино.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация муниципального образования сельское поселение Развилковское Ленинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 решение арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО "Совхоз имени Ленина-"без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами. ЗАО "Совхоз имени Ленина" подана кассационная жалоба, в которой истец просит отменить решение арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 г. по основаниям несоответствия выводов, содержащихся я в решении, постановлении имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что вследствие заключенного между Администрацией Ленинского района Московской области и Аракеловым Арсеном Семеновичем договора аренды земельного участка для размещения складского помещения, он утратил право на реализацию преимущественного права на приобретение земельного участка в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вывод судов о том, что земельный участок истца не сформирован и его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не сформированы является ошибочным и не соответствующим представленным в дело доказательствам и части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района N 3822 от 16.07.2012 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка с адресом расположения: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, в районе д. Картино" были утверждены координаты границ земельного участка в соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления истцом его постановки на кадастровый учет.
Указанное постановление было вынесено на основании обращения ЗАО "Совхоз имени Ленина" от 15 декабря 2011 года в Администрацию Ленинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4 135,00 кв. м, расположенного под объектом недвижимого имущества, нежилым зданием - склад (зернохранилище), общей площадью 1174,80 кв. м, ннв. N 10614, лит. А, объект N 1 на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ. Склад принадлежит Истцу по праву собственности на основании Решения Видновского районного (городского) народного суда от 26 мая 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (бланк серия 50 АГ N 189073), выданным Московской областной регистрационной палатой 09 апреля 2001 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 апреля 2001 года сделана запись регистрации N 50-01.21-7.2001-255.
На основании Постановления Администрации Ленинского муниципального района N 3822 от 16.07.2012 г.года истцом был оформлен межевой план.
Истец находит ошибочным вывод судов о том, что он не оспаривает само выделение земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности и предоставления его на праве аренды физическому лицу, а оспаривает расположение спорного земельного участка.
В исковом заявлении, в апелляционной жалобе и в судебных заседаниях истец неоднократно указывал на то, что при предоставлении земельного участка Аракелову Арсену Семеновичу были существенно нарушены нормы ЗК РФ.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Земельные участки для строительства могут быть предоставлены в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию участка;
3) государственный кадастровый учет участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в представлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
На стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления, на основании указанного заявления, отвечающему требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ, обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный ЗК РФ срок (абзац 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, законодатель исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Только после проведения анализа указанной информации соответствующий муниципальный орган в силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ оформляет результаты актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Названный акт является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
В нарушение положений статей 31, 32 ЗК РФ акт выбора земельного участка для предоставления его Аракелову А.С. содержит недостоверные сведения о земельном участке, в нем отсутствуют сведения, что данный земельный участок входит в уже сформированный земельный участок, схема расположения которого утверждена ранее для продажи в собственность владельцу объекта недвижимости - истцу.
Из акта выбора не следует, что при его составлении комиссией администрации Ленинского муниципального района запрашивалась, получалась и исследовалась информация, указанная в абзаце 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ.
Следовательно, акт выбора подготовлен с нарушением процедуры формирования испрашиваемого земельного участка, в связи с чем он не мог являться основанием для принятия постановления от 27.12.2012 N 5275 "Об утверждении акта комиссии по выбору и схемы расположения земельного участка с адресом местоположения: Московская область. Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское. д. Картино" и постановления от 18.04.2013 г. N 754.
В установленном порядке информирования населения о возможном и (или) предстоящем предоставлении земельного участка не производилось, что лишило истца возможности своевременно заявить возражения относительно выделения земельного участка Аракелову А.С.
Согласно подпункта 21 пункта 4 статьи 6 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" информационное сообщение, предусмотренное пунктом 3 статьи 31, включено в перечень документов, наличие которых является обязательным для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство.
Постановка на кадастровый учет осуществлена на основании Постановления N 5275 от 27 декабря 2012 года, принятого с нарушением закона и оформленного на его основании межевого плана.
Ссылка суда первой инстанции на то, что сообщение о предстоящем аукционе было опубликовано в газете "Видновские вести" N 14 (11522) от 26 февраля 2013 года не подтверждается представленными в дело доказательствами.
Ответчиком представлен экземпляр приложения к указанному номеру газеты "Видновские вести" N 14 (11522) от 26 февраля 2013. Однако, в представленном Истцом экземпляре отсутствует информация о приложении к номеру.
На официальном сайте газеты "Видновские вести" опубликована электронная версия газеты за N 14 (11522) от 26 февраля 2013 года, в которой представленное приложение отсутствует.
Газета "Видновские вести" N 14 (11522) от 26 Февраля 2013 года была выпущена тиражом 10 060 экземпляров. Представленное истцом Приложение выпущено тиражом в количестве 500 экземпляров.
Опубликование о предстоящем предоставлении земельного участка в силу требований статьи 31 ЗК РФ должно было быть до 27 декабря 2012 года.
Из вышеуказанного следует, что порядок предоставления земельного участка в аренду Аракелову А.С. был нарушен, что влечет за собой недействительность - ничтожность договора аренды N 70-2013/Ф от 19.04.2013 года, как заключенного в нарушение ст. 447 ГК РФ и ст. 30 ЗК РФ.
Судами оставлено без внимания, что Постановлением N 5275 от 27 декабря 2012 года были утверждены границы земельного участка фактически выделенного истцу Постановлением N 3822 от 16 июля 2012 года в части площади 2 000,00 кв. м, что привело к пересечению границ и наложению земельных участков.
В Постановление N 3822 от 16 июля 2012 года, выданного истцу, изменения не вносились, утвержденная схема расположения земельного участка не изменялась.
Указанными действиями Администрации Ленинского муниципального района Московской области были нарушены права истца, предусмотренные статьей 36 ЗК РФ на преимущественное право приобретения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 создала невозможность постановки на кадастровый учет земельного участка под объектом недвижимости, схема расположения которого была утверждена ранее.
Судами не применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющие право собственника объекта недвижимого имущества на преимущественное право приобретения земельного участка, необходимого для его использования.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства").
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 и 02.10.2012 N 5361/12, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования лицу, не являющемуся собственником данного объекта.
Здание склада (зернохранилища) принадлежит истцу на праве собственности и используется с 1980-х годов прямо по назначению, равно как и земельный участок, занятый и необходимый для обслуживания склада.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Данная схема по заявлению истца Администрацией Ленинского муниципального района Московской области были утверждена.
Договор аренды между Администрацией Ленинского муниципального района Московской области и Аракеловым А.С. заключен с нарушением норм действующего законодательства в связи с чем, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 30, 31 ЗК РФ является недействительным в силу ничтожности и нарушает права истца в сфере предпринимательской деятельности.
При предоставлении земельного участка в аренду Аракелову А.С. Администрацией были нарушены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 ГрК РФ в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, подготавливаются проекты межевания территорий.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке (ч. 6 ст. 43 ГрК РФ).
Основанием для разработки проектов межевания, в соответствии с ч. 9 ст. 42 ГрК РФ является проект планировки территории.
Статьями 45 и 46 ГрК РФ установлена процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, в том числе ее согласование, официальная публикация и обсуждение на публичных слушаниях.
В соответствии с указанными нормами документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация (ч. 12.2 ст. 45 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ), которые проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч. 7 ст. 46 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 24 ст. 46 ГрК РФ).
То есть, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду для целей строительства возможно только при наличии утвержденных в установленном законом порядке проектов планировки и межевания территории, в границах которой он находится.
Генеральный план сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района Московской области не принят, правила землепользования и застройки отсутствуют.
В нарушение названных требований законодательства договор аренды земельного участка заключен Администрацией Ленинского муниципального района Московской области с Аракеловым А.С. без определения в установленном законодательством порядке вида разрешенного использования земельного участка, в отсутствие проектов планировки и межевания территории, подготовленных, утвержденных и согласованных в установленном законом порядке.
Истец находит необоснованными выводы судов о ненадлежащем способе защиты права.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает способы защиты гражданских прав.
Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Причем, из содержания указанной нормы не следует, что обязательным условием для неприменения акта государственного органа или органа местного самоуправления, должно быть вступившее в законную силу решение суда о признании данного акта незаконным.
По мнению истца, в рамках указанной нормы, суд, не выходя за пределы исковых требований, по имеющимся в деле доказательствам, вправе оценить законность указанных актов и сделать соответствующие выводы.
Однако, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции указанные доводы были признаны несостоятельными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Совхоз имени Ленина" поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик, Администрация Ленинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела была извещена, представила отзыв на кассационную жалобу, полагает, что доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Представитель ответчика Аракелова А.С. в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, решение арбитражного суда г. Московской области от 23 декабря 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 г. находит законными и обоснованными.
В обоснование возражений представитель ответчика указал, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 настоящего Кодекса (статья 11.3 ЗК РФ).
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. На основании такой схемы расположения, к которой действующее законодательство не предъявляет требований по определению границ земельного участка, место подлежащего постановке на кадастровый учет земельного участка указывается лишь приблизительно с учетом сведений о наличии существующих смежных земельных участках, а лицо, заинтересованное в формировании земельного участка, обеспечивает проведение кадастровых работ, по результатам которых уже определяются конкретные границы земельного участка, и такой земельный участок ставиться на кадастровый учет.
Таким образом, принятие Администрацией постановления от 16.07.2012 N 3822 "Об утверждении схемы расположения земельного участка с адресом расположения: Московская обл., ленинский район, сельское поселение Развилковское, в районе д. Картино" не свидетельствует о том, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее истцу здание, сформирован в установленном законом порядке.
Суд первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что земельный участок истца не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены.
Судами правильно установлено, что земельный участок Аракелову А.С. был предоставлен с соблюдением норм гражданского и земельного законодательства
Договор аренды от 19.04.2013 N 70-2013\\ф заключен между Администрацией Ленинского муниципального района и Аракеловым А.С. на основании постановления Администрации Ленинского района от 18.04.2013 г. N 754, которое не отменено и не признано незаконным в установленном законом порядке.
Указанный договор аренды земельного участка не лишает истца исключительного права на приватизацию земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. Границы земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу здание, не установлены, факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 на границы смежного земельного участка не доказан.
Судами правильно указано, что ЗАО "Совхоз имени Ленина" не лишено права обратиться в суд с иском об установлении границ земельного участка под принадлежащем ему зданием зернохранилища и в рамках такого спора с учетом требований статьи 35 Земельного Кодекса РФ представлять доказательства, подтверждающие, что для эксплуатации данного здания исходя из его назначения и использования необходим земельный участок площадью 4 135.00 кв. м.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата "Росреестра по Московской области", Администрация муниципального образования сельское поселение Развилковское Ленинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела были извещены, отзывы на жалобу не представили, дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284 - 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 21.07.2011 г. 15.12.2011 ЗАО "Совхоз имени Ленина" обратилось в администрацию Ленинского муниципального района с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4135 кв. м, расположенного под принадлежащем ему объектом недвижимого имущества, нежилым зданием - склад (зернохранилище), общей площадью 1174,80 кв. м, инв. N 10614, лит. А, объект N 1. Право собственности истца на указанное здание согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 АГ N 189073. Зарегистрировано на основании решения Видновского городского суда от 26.05.1997 г. (л.д. 15-18, 41 т. 1).
Рассмотрев указанные заявления, Администрация Ленинского муниципального района Московской области сообщила ЗАО "Совхоз имени Ленина" о необходимости составления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвердить ее в установленном порядке, провести кадастровые работы с целью постановки земельного участка на кадастровый учет (л.д. 25 т. 1).
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района от 16.07.2012 N 3822 утверждена схема расположения земельного участка площадью 4135 кв. м с адресом расположения: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, в районе д. Картино (л.д. 27 т. 1).
20 сентября 2012 г. Администрация сельского поселения Развилковское направило ЗАО "Совхоз имени Ленина" согласованный акт местоположения земельного участка площадью 4135 кв. м. расположенному по адресу: Московская обл. Ленинский район, сельское поселение Развилковское, дер. Картино (л.д. 26 т. 1).
После проведения кадастровых работ ЗАО "Совхоз имени Ленина" 20.03.2013 обратилось в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учет данного земельного участка.
7 ноября 2012 г. и 11 декабря 2012 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии приняты решения об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 4135 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское. В районе д. Картино в связи с отсутствием описания местоположения границ земельного участка, к межевому плану не представлен документ, подтверждающий вид разрешенного использования (л.д. 59-63 т. 1).
Решением от 02.04.2013 кадастровая палата отказала истцу в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по тем основанием, что его границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 (л.д. 65 т. 1).
Из материалов дела усматривается, что данный земельный участок площадью 2000 кв. м предоставлен в аренду Аракелову А.С для размещения складского комплекса и поставлен на государственный кадастровый учет 17.01.2013 на основании Постановления администрации Ленинского муниципального района от 27.12.2012 N 5275 "Об утверждении акта комиссии по выбору и схемы расположения земельного участка с адресом местоположения: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, д. Картино" (л.д. 80 т. 1).
19 апреля 2013 года между администрацией Ленинского муниципального района Московской области и Аракеловым Арсеном Семеновичем заключен договор аренды N 70-2013/Ф земельного участка, кадастровый номер 50:21:0050206:1395 (л.д. 100-103 т. 2).
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 сформирован и предоставлен Аракелову Арсену Семеновичу в аренду в границах земельного участка, обозначенного администрацией в выданной ЗАО "Совхоз имени Ленина" схеме, общество обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Московской области, указывая, что договор аренды от 19.04.2013 N 70-2013/Ф является недействительной (ничтожной) сделкой, нарушающей право истца на реализацию права, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной указали, что земельный участок истца не сформирован, на кадастровый учет не поставлен; границы его в соответствии с требованием земельного законодательства не описаны; факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 на границы смежного земельного участка не доказан; общество не представило доказательств нарушения своих прав оспариваемым договором аренды, кроме того, истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
Суд апелляционной инстанции также указал на то, что ЗАО "Совхоз имени Ленина" не лишен права обратиться в суд с иском об установлении границ земельного участка под принадлежащем ему зданием зернохранилища, и в рамках такого спора с учетом требований статьи 35 Земельного кодекса РФ обосновать необходимость использования земельного участка площадью 4135 кв. м для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции суд кассационной инстанции признает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов является одним из принципов, на котором основывается настоящий Кодекс и изданные с ним иные акты земельного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого эти зданием, строением, сооружением.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275\\11 и от 02.10.2012 N 5361\\12 статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования лицу, не являющемуся собственником данного объекта.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного(бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
ЗАО "Совхоз имени Ленина" в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ обратился в Администрацию Ленинского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 4 135,00 кв. м, расположенного под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества - склад (зернохранилище) общей площадью 1 174,80 кв. м инв. N 10614 лит. А по адресу: Московская обл., Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, д. Картино (л.д. 29 т. 1).
Как следует из решений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 ноября 2012 г., 11 декабря 2012 г., 2 апреля 2013 г. ЗАО "Совхоз имени Ленина" для постановки на кадастровый учет земельного участка был предоставлен схема расположения, межевой план участка(л.д. 59-68 т. 1). Схема расположения земельного участка утверждена Постановлением Администрации Ленинского района N 3822 от 16.07.2012 г.
При постановке на кадастровый учет указанного земельного участка Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии установлено пересечение границ с земельным участком кадастровый номер 50:2160050206:1395, предоставленного в аренду Аракелову А.С. по договору от 19.04.2013 N 70-2013\\Ф (л.д. 100-103 т. 2). Акт выбора N 8\\38 от 20.11.2012 г. земельного участка площадью 2000 кв. м по адресу: Московская обл., Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, д. Картино, предоставленного в аренду Аракелову А.С., схема расположения указанного участка утверждены Постановлением администрации Ленинского муниципального района Московской области N 5275 от 27.12.2012 г. (л.д. 80 т. 1).
При этом, не был учтен межевой план и утвержденная Администрацией Ленинского муниципального района 16.07.2012 г. схема расположения земельного участка площадью 4135 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Развилковское, д. Картино, испрашиваемый ЗАО "Совхоз имени Ленина" для передачи в собственность для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
По утверждению истца, предоставление земельного участка площадью 200 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Развилковское, д. Картино в аренду Аракелову А.С. для размещения складского комплекса, постановка его на кадастровый учет N 50:216005020661395 препятствует постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен принадлежащее ему на праве собственности здание - склад и нарушает его преимущественное право на приобретение земельного участка в собственности в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
Таким образом, необоснованными являются выводы судов о том, что истец оспаривает не выделение спорного земельного участка Аракелову А.С., а границы указанного участка, а факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 на границы земельного участка, который он просит передать в собственность для эксплуатации объекта недвижимости, не доказан.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса, а именно, для целей, не указанных в пунктах 1 и 2-1 ст. 33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной экспертизы.
Судами не устанавливалось, какой размер земельного участка необходим для использования принадлежащего ЗАО "Совхоз имени Ленина" здания склада общей площадью 1174,80 кв. м.
Истцом представлено заключение землеустроительной экспертизы, выполненной ООО "Эксперт Оценка Плюс", согласно которому площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации принадлежащего ЗАО "Совхоз имени Ленина" складского здания зернохранилища должна составлять 4158 кв. м. На основании планов взаимного положения спорных земельных участков экспертом сделан вывод о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050206:1395 на границы земельного участка ЗАО "Совхоз имени Ленина",утвержденные Постановлением N 3822 от 16.07.2012 (л.д. 24 т. 1). Указанное экспертное заключение приобщено к материалам дела судом первой инстанции (л.д. 56 т. 2), однако в нарушение ст. 71 АПК РФ оценки ему не дано.
В силу п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. В соответствии со ст. 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу ч. 1 ст. 196 ГПК РФ или ч. 1 ст. 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, оценить доказательства в их совокупности, правильно применить нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2013 года по делу N А41-32301/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.

Председательствующий судья
Н.С.ЧУЧУНОВА

Судьи
С.В.ВОЛКОВ
О.И.КОМАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)