Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Иванась А.В. по доверенности от 07.10.2014 г.
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.2015 по делу N А32-2495/2015, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Север-Плюс"
к Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
о признании отказа незаконным
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным отказа от 27.10.2014 года исх. N 15-1-2-8275/14 в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м в кадастровом квартале 23:47:01 14 007 в городе Новороссийске по улице Видова в районе дома 79, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей, не связанных строительством, незаконным, обязании администрации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" утвержденную схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда от 30.04.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка Порядок, утвержденный Решением городской Думы МО город Новороссийск от 19.10.2010 N 58, соблюден, обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования г. Новороссийск и Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск обжаловали его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что испрашиваемый обществом участок находится в зоне жилой застройки, в которой не предусмотрены заявленные обществом виды разрешенного использования, на участке проходят инженерные коммуникации - теплотрасса, кабель связи, дренажная канализация, водопровод, силовой кабель.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В дополнении к отзыву общество указывает, что ему выданы технические условия на подключение будущего объекта к инженерным сетям, подготовлены проекты на перенос (вынос) сетей за пределы территории земельного участка.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2005 и определения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2006 по делу А32-24409/2005 между Администрацией города Новороссийск и ООО "Север-Плюс" 01.01.2007 заключен договор аренды N 4700004100 земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0114007:0023 площадью 167 кв. м в городе Новороссийске по улице Видова в районе дома 79 для строительства административно - торгового здания на срок 15 лет.
Договор аренды зарегистрирован 03.03.2007 в установленном законом порядке.
Градостроительный план земельного участка утвержден 24.02.2011 Постановлением Главы Администрации муниципального образования город Новороссийск N 845 и предусматривает 100% застройку предоставленного земельного участка.
Учитывая маломерность предоставленного для строительства земельного участка, ООО "Север-Плюс" 06.10.2014 обратилось в Администрацию муниципального образования город Новороссийск с заявлением исх. N 5 о предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В заявлении ООО "Север-Плюс" просило Администрацию предоставить ООО "Север-Плюс" сроком до 2022 года на праве аренды земельный участок в кадастровом квартале 23:47:0114007 ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенный в городе Новороссийск по улице Видова в районе дома 79, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 23:47:0114007:0023, в целях его благоустройства, размещения на нем парковочных мест, а также производства на указанном земельном участке временных строительных работ. К заявлению приложены копии договора аренды N 4700004100, градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114007:0023, отказа в выдаче разрешения на строительство и схема расположения испрашиваемого участка.
Письмом от 27.10.2014 исх. N 15-1-2-8275/14 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск отказало ООО "Север-Плюс" в утверждении и выдаче схемы, сославшись на невозможность формировании земельного участка ввиду его расположения в зоне Ж-4 (зона комплексного жилищного строительства) и размещения на земельном участке инженерных коммуникаций.
Считая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (статья 9 Кодекса).
Порядок предоставления заинтересованным лицом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован.
В то же время частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закреплено право органов местного самоуправления городского округа участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее также - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом (статья 2 Закона N 210-ФЗ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории МО город Новороссийск утвержден Решением городской Думы МО город Новороссийск от 19.10.2010 N 58.
Данным Порядком определена следующая последовательность действий администрации в рамках процедуры предоставления земельного участка. В случае если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий, утверждает и выдает заявителю расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Уполномоченный орган готовит проект постановления администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Подготовленный проект постановления администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории передается в органы администрации муниципального образования город Новороссийск и подлежит согласованию в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск. Уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления в администрацию муниципального образования город Новороссийск заявления, выдает заявителю постановление с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 2.4, 2.5 Порядка).
Судом установлено, что требования указанного Порядка в части содержания заявления о предоставлении земельного участка и представления необходимых документов заявителем соблюдены. Данное обстоятельство заинтересованными лицами не опровергнуто.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка является незаконным.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в зоне жилой застройки и нахождении на участке инженерных коммуникаций исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен им. Нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения общества в орган местного самоуправления, не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления оценивать возможность предоставления испрашиваемого земельного участка при рассмотрении обращения об утверждении схемы его расположения. Более того, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является лишь этапом предоставления участка, в рамках которого проводится его формирование на основе данных зонирования территорий и иных условий их использования.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции общество представило проекты о выносе сетей водоснабжения и канализации, а также сетей связи за пределы испрашиваемого обществом земельного участка.
В этой связи отказ в выдаче схемы расположения земельного участка по мотивам невозможности дальнейшего предоставления земельного участка обществу правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 по делу N А32-2495/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2015 N 15АП-10438/2015 ПО ДЕЛУ N А32-2495/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. N 15АП-10438/2015
Дело N А32-2495/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Иванась А.В. по доверенности от 07.10.2014 г.
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.2015 по делу N А32-2495/2015, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Север-Плюс"
к Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск
о признании отказа незаконным
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным отказа от 27.10.2014 года исх. N 15-1-2-8275/14 в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м в кадастровом квартале 23:47:01 14 007 в городе Новороссийске по улице Видова в районе дома 79, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей, не связанных строительством, незаконным, обязании администрации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" утвержденную схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда от 30.04.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка Порядок, утвержденный Решением городской Думы МО город Новороссийск от 19.10.2010 N 58, соблюден, обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования г. Новороссийск и Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск обжаловали его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что испрашиваемый обществом участок находится в зоне жилой застройки, в которой не предусмотрены заявленные обществом виды разрешенного использования, на участке проходят инженерные коммуникации - теплотрасса, кабель связи, дренажная канализация, водопровод, силовой кабель.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В дополнении к отзыву общество указывает, что ему выданы технические условия на подключение будущего объекта к инженерным сетям, подготовлены проекты на перенос (вынос) сетей за пределы территории земельного участка.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2005 и определения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2006 по делу А32-24409/2005 между Администрацией города Новороссийск и ООО "Север-Плюс" 01.01.2007 заключен договор аренды N 4700004100 земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0114007:0023 площадью 167 кв. м в городе Новороссийске по улице Видова в районе дома 79 для строительства административно - торгового здания на срок 15 лет.
Договор аренды зарегистрирован 03.03.2007 в установленном законом порядке.
Градостроительный план земельного участка утвержден 24.02.2011 Постановлением Главы Администрации муниципального образования город Новороссийск N 845 и предусматривает 100% застройку предоставленного земельного участка.
Учитывая маломерность предоставленного для строительства земельного участка, ООО "Север-Плюс" 06.10.2014 обратилось в Администрацию муниципального образования город Новороссийск с заявлением исх. N 5 о предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В заявлении ООО "Север-Плюс" просило Администрацию предоставить ООО "Север-Плюс" сроком до 2022 года на праве аренды земельный участок в кадастровом квартале 23:47:0114007 ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенный в городе Новороссийск по улице Видова в районе дома 79, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 23:47:0114007:0023, в целях его благоустройства, размещения на нем парковочных мест, а также производства на указанном земельном участке временных строительных работ. К заявлению приложены копии договора аренды N 4700004100, градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114007:0023, отказа в выдаче разрешения на строительство и схема расположения испрашиваемого участка.
Письмом от 27.10.2014 исх. N 15-1-2-8275/14 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск отказало ООО "Север-Плюс" в утверждении и выдаче схемы, сославшись на невозможность формировании земельного участка ввиду его расположения в зоне Ж-4 (зона комплексного жилищного строительства) и размещения на земельном участке инженерных коммуникаций.
Считая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (статья 9 Кодекса).
Порядок предоставления заинтересованным лицом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован.
В то же время частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закреплено право органов местного самоуправления городского округа участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее также - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом (статья 2 Закона N 210-ФЗ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории МО город Новороссийск утвержден Решением городской Думы МО город Новороссийск от 19.10.2010 N 58.
Данным Порядком определена следующая последовательность действий администрации в рамках процедуры предоставления земельного участка. В случае если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий, утверждает и выдает заявителю расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Уполномоченный орган готовит проект постановления администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Подготовленный проект постановления администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории передается в органы администрации муниципального образования город Новороссийск и подлежит согласованию в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск. Уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления в администрацию муниципального образования город Новороссийск заявления, выдает заявителю постановление с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 2.4, 2.5 Порядка).
Судом установлено, что требования указанного Порядка в части содержания заявления о предоставлении земельного участка и представления необходимых документов заявителем соблюдены. Данное обстоятельство заинтересованными лицами не опровергнуто.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка является незаконным.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в зоне жилой застройки и нахождении на участке инженерных коммуникаций исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен им. Нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения общества в орган местного самоуправления, не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления оценивать возможность предоставления испрашиваемого земельного участка при рассмотрении обращения об утверждении схемы его расположения. Более того, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является лишь этапом предоставления участка, в рамках которого проводится его формирование на основе данных зонирования территорий и иных условий их использования.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции общество представило проекты о выносе сетей водоснабжения и канализации, а также сетей связи за пределы испрашиваемого обществом земельного участка.
В этой связи отказ в выдаче схемы расположения земельного участка по мотивам невозможности дальнейшего предоставления земельного участка обществу правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 по делу N А32-2495/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)