Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33А-8966/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Повторно обратившись в орган местного самоуправления со всеми документами истец получил отказ в предоставлении земельного участка, хотя заявление и все документы им были представлены до вступления в силу поправок в Земельный кодекс РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N 33А-8966


Судья: Полонская А.Б.
Докладчик: Пронченко И.Е.

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Пронченко И.Е.,
судей: Шалагиной О.В., Быковой С.В.,
при секретаре: Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. апелляционную жалобу С. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 10 июня 2015 года по делу по заявлению С. о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа в предоставлении земельного участка,

установила:

С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа в предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что в декабре 2014 г. он обратился в КУМИ г. Полысаево с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство гаража, расположенного по адресу: <адрес>
В письменном ответе от 26.01.2015 г. на его заявление, ему было разъяснено, что на заседании межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам г. Полысаево было принято решение о предоставлении ему земельного участка. Также Администрацией Полысаевского городского округа было вынесено Постановление от 25.03.2015 г. N об утверждении ему акта N выбора земельного участка гаража, расположенного по адресу: <адрес>
Однако, обратившись в КУМИ г. Полысаево со всеми документами в апреле 2015 г., ему было указано на изменения в Земельном кодексе РФ, в связи с чем отказано в предоставлении земельного участка, хотя заявление и все документы им были представлены до 01.03.2015 г., то есть до вступления в силу поправок в ЗК РФ. Статья 30 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объектов и с предварительным согласованием места размещения объектов.
Новая редакция Земельного кодекса РФ не разграничивает порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения и без предварительного согласования. Однако, закон N 171-ФЗ предусматривает ряд переходных положений, позволяющих реализовать возможность предоставления без проведения торгов земельного участка лицу, по заявлению которого до 01.03.2015 г. были начаты соответствующие процедуры (например, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, или в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании заявления гражданина опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства).
Согласно ст. 39.3 ч. 2 п. 10 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего кодекса. По смыслу ст. 39 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании - 2 года. Решение о предварительном согласовании является достаточным основанием для последующего предоставления участка в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
Просит признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> принятый по заявлению С. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа закончить оформление документов на передачу земельного участка и произвести передачу земельного участка под строительство индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению С.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований С. отказано.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, указывая, что объяснения представителя Администрации Полысаевского городского округа Я. о том, что постановление от 25.03.2015 года об утверждении акта выбора земельного участка принято ошибочно, не соответствовало требованиям закона на момент согласования и подписания указанного постановления, что послужило поводом для отмены постановления N 523 от 25.03.2015 г. постановлением N 1033 от 09.06.2015 г. ставит под сомнение компетентность сотрудников Полысаевского городского округа, потому как вступившие изменения в ЗК РФ не отменили ст. 30. ЗК РФ и так же в силе ст. 4 ГК РФ.
Так же суд не учел, что согласно ст. 34 ЗК РФ Решение о предоставлении земельного участка, уже сформированного с присвоенным адресом было вынесено в январе 2015 г., что подтверждается письменным ответом от 26.01.2015 г. так же 26.01.2015 г. был утвержден и выдан акт выбора земельного участка для согласования строительства гаража. Все указанные документы были получены им до 1 марта 2015 года, что не противоречит ст. 34 ЗК РФ и позволяет ему закончить процедуру оформления прав на земельный участок.
Также неучтенным и не разъясненным ни представителем КУМИ, ни представителем Администрации является тот факт, что согласно вступившим в законную силу изменениям в ЗК РФ с 1 марта 2015 года из новой редакции Земельного кодекса РФ исключили акт выбора и сбор согласований в отношении земельного участка, а срок рассмотрения заявления гражданина органами муниципальной власти сократили до 14 дней, таким образом следует исчислять дату принятия решения КУМИ Полысаевского городского округа по предоставлению ему земельного участка с 11 декабря 2014 года, таким образом 25 декабря 2014 года КУМИ обязаны были ему предоставить земельный участок. Ссылается на то, что гражданские правоотношения между ним и КУМИ Полысаевского городского округа по документальному оформлению и передаче земельного участка сложились до 1 марта 2015.
Считает, что суд неверно истолковал указанное в статье 4 ГК РФ разъяснение отсутствием прямого указания в Федеральном законе от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" как основание для отказа в удовлетворении требований, напротив статья 4 ГК РФ определяет возможность изменения ранее сложившихся гражданских правоотношений вновь вступившим в законную силу законодательным актом, только в том случае, если в нем есть прямое указание на эти изменения. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит таких указаний, следовательно ранее сложившиеся правоотношения по оформлению и передаче спорного земельного участка должны быть закончены по тем нормам и положениям ЗК РФ, которые действовали до вступления в силу указанного Закона, то есть до 1 марта 2015 года.
Заместитель председателя КУМИ г. Полысаево К. представила возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса (в применимой к спорным отношениям редакции), в которых детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа в связи с заявлением заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства по указанной процедуре. Уполномоченный орган обеспечивает выбор участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31).
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (п. 1 ст. 34).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 11 декабря 2014 г. заявитель обратился в КУМИ г. Полысаево с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство гаража, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ года, проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
26.01.2015 года, согласно Акту N 05, утвержденного главой г. Полысаево, был осуществлен выбор земельного участка для сбора согласований и получения технических условий для проектирования и строительства гаража.
26.01.2015 года, председателем КУМИ Полысаевского городского округа заявителю дан ответ, что на заседании межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам г. Полысаево было принято решение о предоставлении ему земельного участка, для оформления документов необходимо получить акт выбора земельного участка.
Таким образом, с учетом изменений действующего законодательства, по процедуре предварительного согласования предоставляются земельные участки, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в данном случае акт выбора был выдан заявителю в январе 2015 года, что следует из протокола судебного заседания и КУМИ Полысаевского городского округа принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта было подано 11.12.2014 года, к спорным правоотношениям применимы нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства по делу и необоснованно принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом установленных по делу обстоятельств решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения, об признании незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> принятый по заявлению С.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 10 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение:
признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> принятый по заявлению С.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа устранить допущенные нарушения путем завершения процедуры оформления земельного участка в соответствии с требованиями закона.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)