Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Алексеевой Г.Ю., Косарева И.Э.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 апреля 2014 года, которым ему было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя истца Б., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к ответчику администрации МО "Всеволожский муниципальный район" о признании права собственности на земельный участок N площадью 932 кв. м, расположенный по адресу: Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
В обоснование заявленных требований истец указывал, что с 1995 года он является членом СНТ "Родники-1", где для ведения садоводства ему был выделен земельный участок N по ул. <данные изъяты>. Земельный участок расположен в утвержденных границах садоводческого товарищества; границы участка согласованы со смежными землепользователями. Задолженности по уплате членских и целевых взносов истец не имеет. В ноябре 2013 года М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако решение по его заявлению администрацией "Всеволожский муниципальный район" до настоящего времени не принято.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.03.2014 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (л.д. 62).
Представители ответчиков - администрации МО "Всеволожский муниципальный район", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Ленинградской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовали.
В письменным отзыве представитель Росимущества в Ленинградской области просил истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда, оборот которых не допускается. Постановление Правительства, подтверждающее перевод участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, не представлено. Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" не вправе решать вопросы по распоряжению земельными участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Представитель третьего лица - СНТ "Родники-1" поддержал позицию истицы, указав, что отвод земельного участка СНТ согласован и осуществлен в соответствии с постановлениями администрации Всеволожского муниципального района от 1992, 1997, 1998, 1999 и 2009 годов. Проект организации и застройки СНТ по фактическому пользованию утвержден надлежащим образом. Законность постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14 декабря 2009 года N 3071 "Об утверждении проекта организации и застройки СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию проверялась и подтверждена арбитражным судом.
Решением Всеволожского городского суда от 17.04.2014 в удовлетворении исковых требований М. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на землях лесного фонда, приватизация которых запрещена согласно прямому указанию закона (л.д. 84 - 88).
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неприменение судом норм закона, подлежащих применению, а также неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанность. В частности, по мнению М., суд неправомерно не учел при разрешении спора положения п. 4 ст. 14, п. 4 ст. 28 и п. 2 ст. 32 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998, предусматривающие право члена садоводческого товарищества бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Истец также считает недоказанным факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда. Вывод суда об ошибочности сведений государственного кадастра недвижимости в части земельного участка занимаемого СНТ и выделенного из него участка истца, по мнению М., является необоснованным ввиду отсутствия сведений о признании недействительными регистрации самого СНТ, а также постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14.12.2009 N 3071 о выделении садоводству земельного участка в имеющихся границах и закрепленных решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2010.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Основания и условия для приобретения права собственности на земельные участки предусмотрены ст. ст. 25 и 28 ЗК РФ.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи граждане, обладающие садовыми земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о праве члена СНТ приобрести земельный участок в собственность, является доказанность того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть, до апреля 1998 года, с соблюдением при этом установленного порядка предоставления.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено из материалов дела следует, что М. с 1995 года является членом СНТ "Родники-1", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, пользуется земельным участком N.
Постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 принято решение изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза Ленинградского лесопаркового производственного объединения (кв. 244 Лемболовского и кв. 245, 246 Гарболовского лесничеств) и предоставить АОЗТ "Родники" 10,0 га земли под организацию коллективного садоводства в постоянное пользование, обязать АОЗТ "Родники" оформить отвод земельного участка в натуре в установленном порядке, к освоению земельного участка приступить после согласования и утверждения проекта организации коллективного садоводства.
Указанное постановление было издано в период действия Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, разрешившего передачу земельных участков в собственность, в том числе, гражданам. На момент принятия указанного Кодекса все земли, составляющие территорию РСФСР, принадлежали государству. Статьей 7 ЗК РСФСР было установлено, что граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе, для садоводства. Этой же нормой ЗК РСФСР было установлено, что передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Была предоставлена возможность передавать бесплатно земельные участки в собственность граждан, в том числе, для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Ст. 11 ЗК РСФСР полномочия по предоставлению земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса были переданы местным Советам народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Совокупностью норм, содержащихся в ст. ст. 94 и 14 ЗК РСФСР была предоставлена возможность не используемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья лесного фонда предоставлять лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей, предельный срок временного пользования земельными участками лесного фонда был установлен не более трех лет.
Таким образом, в силу действовавшего на момент издания постановления главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 земельного законодательства земельные участки могли передаваться для ведения садоводства, в том числе, в собственность, однако исключительно либо ранее предоставленные, либо участки малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель. Участки из земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях могли быть переданы исключительно во временное пользование и на срок не более трех лет.
Следовательно, при издании указанного постановления администрация Всеволожского района вышла за пределы предоставленных ей земельным законодательством полномочий.
04.02.1997 администрацией Всеволожского района после проведения землеустроительных работ, согласованных с контролирующими службами, было издано постановление N 157, в котором администрация постановила просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза и предоставить АОЗТ "Родники" под организацию садоводческого товарищества "Родники-1" в районе озера Лемболовское земельный участок площадью 10,7 га (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), фактически занятый коллективным садоводством, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
14.09.1999 администрация Всеволожского района издала постановление N 1585, фактически дублирующее постановление N 157 от 4 февраля 1997 года: просить Правительство Ленинградской области изъять у филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" 10,7 га земли (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), и предоставить эти земли садоводческому товариществу "Родники-1" под организацию коллективного садоводства по фактическому пользованию в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
Факт вынесения администрацией 14 сентября 1999 года постановления N 1585 свидетельствует о неисполнении к указанному моменту постановления N 1574 февраля 1997 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2014 N 33-3646/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. N 33-3646/14
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Алексеевой Г.Ю., Косарева И.Э.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17 апреля 2014 года, которым ему было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя истца Б., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к ответчику администрации МО "Всеволожский муниципальный район" о признании права собственности на земельный участок N площадью 932 кв. м, расположенный по адресу: Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
В обоснование заявленных требований истец указывал, что с 1995 года он является членом СНТ "Родники-1", где для ведения садоводства ему был выделен земельный участок N по ул. <данные изъяты>. Земельный участок расположен в утвержденных границах садоводческого товарищества; границы участка согласованы со смежными землепользователями. Задолженности по уплате членских и целевых взносов истец не имеет. В ноябре 2013 года М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако решение по его заявлению администрацией "Всеволожский муниципальный район" до настоящего времени не принято.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.03.2014 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (л.д. 62).
Представители ответчиков - администрации МО "Всеволожский муниципальный район", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Ленинградской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовали.
В письменным отзыве представитель Росимущества в Ленинградской области просил истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда, оборот которых не допускается. Постановление Правительства, подтверждающее перевод участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, не представлено. Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" не вправе решать вопросы по распоряжению земельными участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Представитель третьего лица - СНТ "Родники-1" поддержал позицию истицы, указав, что отвод земельного участка СНТ согласован и осуществлен в соответствии с постановлениями администрации Всеволожского муниципального района от 1992, 1997, 1998, 1999 и 2009 годов. Проект организации и застройки СНТ по фактическому пользованию утвержден надлежащим образом. Законность постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14 декабря 2009 года N 3071 "Об утверждении проекта организации и застройки СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию проверялась и подтверждена арбитражным судом.
Решением Всеволожского городского суда от 17.04.2014 в удовлетворении исковых требований М. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на землях лесного фонда, приватизация которых запрещена согласно прямому указанию закона (л.д. 84 - 88).
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неприменение судом норм закона, подлежащих применению, а также неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанность. В частности, по мнению М., суд неправомерно не учел при разрешении спора положения п. 4 ст. 14, п. 4 ст. 28 и п. 2 ст. 32 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998, предусматривающие право члена садоводческого товарищества бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Истец также считает недоказанным факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда. Вывод суда об ошибочности сведений государственного кадастра недвижимости в части земельного участка занимаемого СНТ и выделенного из него участка истца, по мнению М., является необоснованным ввиду отсутствия сведений о признании недействительными регистрации самого СНТ, а также постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14.12.2009 N 3071 о выделении садоводству земельного участка в имеющихся границах и закрепленных решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2010.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Основания и условия для приобретения права собственности на земельные участки предусмотрены ст. ст. 25 и 28 ЗК РФ.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи граждане, обладающие садовыми земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о праве члена СНТ приобрести земельный участок в собственность, является доказанность того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть, до апреля 1998 года, с соблюдением при этом установленного порядка предоставления.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено из материалов дела следует, что М. с 1995 года является членом СНТ "Родники-1", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, пользуется земельным участком N.
Постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 принято решение изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза Ленинградского лесопаркового производственного объединения (кв. 244 Лемболовского и кв. 245, 246 Гарболовского лесничеств) и предоставить АОЗТ "Родники" 10,0 га земли под организацию коллективного садоводства в постоянное пользование, обязать АОЗТ "Родники" оформить отвод земельного участка в натуре в установленном порядке, к освоению земельного участка приступить после согласования и утверждения проекта организации коллективного садоводства.
Указанное постановление было издано в период действия Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, разрешившего передачу земельных участков в собственность, в том числе, гражданам. На момент принятия указанного Кодекса все земли, составляющие территорию РСФСР, принадлежали государству. Статьей 7 ЗК РСФСР было установлено, что граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе, для садоводства. Этой же нормой ЗК РСФСР было установлено, что передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Была предоставлена возможность передавать бесплатно земельные участки в собственность граждан, в том числе, для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Ст. 11 ЗК РСФСР полномочия по предоставлению земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса были переданы местным Советам народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Совокупностью норм, содержащихся в ст. ст. 94 и 14 ЗК РСФСР была предоставлена возможность не используемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья лесного фонда предоставлять лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей, предельный срок временного пользования земельными участками лесного фонда был установлен не более трех лет.
Таким образом, в силу действовавшего на момент издания постановления главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 земельного законодательства земельные участки могли передаваться для ведения садоводства, в том числе, в собственность, однако исключительно либо ранее предоставленные, либо участки малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель. Участки из земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях могли быть переданы исключительно во временное пользование и на срок не более трех лет.
Следовательно, при издании указанного постановления администрация Всеволожского района вышла за пределы предоставленных ей земельным законодательством полномочий.
04.02.1997 администрацией Всеволожского района после проведения землеустроительных работ, согласованных с контролирующими службами, было издано постановление N 157, в котором администрация постановила просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза и предоставить АОЗТ "Родники" под организацию садоводческого товарищества "Родники-1" в районе озера Лемболовское земельный участок площадью 10,7 га (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), фактически занятый коллективным садоводством, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
14.09.1999 администрация Всеволожского района издала постановление N 1585, фактически дублирующее постановление N 157 от 4 февраля 1997 года: просить Правительство Ленинградской области изъять у филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" 10,7 га земли (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), и предоставить эти земли садоводческому товариществу "Родники-1" под организацию коллективного садоводства по фактическому пользованию в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
Факт вынесения администрацией 14 сентября 1999 года постановления N 1585 свидетельствует о неисполнении к указанному моменту постановления N 1574 февраля 1997 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)