Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2015 N 10АП-4169/2015 ПО ДЕЛУ N А41-76370/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу N А41-76370/14


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Макфа" - Кускова А.А. (представителя по доверенности от 06.08.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Погонялиной А.Н. (представителя по доверенности от 18.05.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2015 по делу N А41-76370/14, принятое судьей Кузьминой О.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Макфа" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконными решения управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, а также на земельные участки от 30.06.2014 N 01/001/2014-211, 01/001/2014-210, 01/001/2014-208, 01/001/2014-204, 01/001/2014-203, 01/001/2014-202, 01/001/2014-201, 01/001/2014-200, 01/001/2014-199, 01/001/2014-198, 01/001/2014-197, 01/001/2014-195;
- - обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности.
Определением суда от 05.11.2014 суд первой инстанции выделил в отдельное производство требования о признании незаконными решений управления от 30.06.2014 01/001/2014-203, 01/001/2014-201, 01/001/2014-199, 01/001/2014-198, 01/001/2014-197 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Таким образом, предметом рассмотрения в рамках настоящего спора являются требования о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, оформленные сообщениями от 30.06.2014 N 01/001/2014-203, 01/001/2014-201, 01/001/2014-199, 01/001/2014-198, 01/001/2014-197, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.04.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Общество обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества:
1) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием склад, общая площадь 8 060 кв. м, кадастровый номер N 50:23:0000000:1467, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе;
2) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием канализационной насосной станции, общая площадь 827 кв. м, кадастровый номер N 50:23:0020269:40, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе;
3) земельный участок под производство продуктов питания, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общая площадь 23 898 кв. м, кадастровый номер N 50:23:0020269:0021, расположенный относительно ориентира: 4-й км Донинского шоссе, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе;
4) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием "РТП-3", общая площадь 652 кв. м, кадастровый номер N 50:23:0020269:50, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе;
5) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием "РТП-3", общая площадь 890 кв. м, кадастровый номер N 50:23:0020269:51, расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, 4-й км Донинского шоссе.
Причиной для обращения в регистрирующий орган стал факт завершения реорганизации двух юридических лиц в форме присоединения закрытого акционерного общества "Фабрика "Раменский кондитер" к обществу (запись об исключении и внесение сведений в ЕГРЮЛ от 11.04.2013).
В ходе проведения процедуры государственной регистрации управление приостановило государственную регистрацию до 13.03.2014, в дальнейшем до 11.06.2014. Основанием для приостановления явилось необходимость представления обществом дополнительных документов.
Управление 30.06.2014 приняло оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорные объекты, оформленные в виде сообщений от 30.06.2014 N 01/001/2014-203, 01/001/2014-201, 01/001/2014-199, 01/001/2014-198, 01/001/2014-197.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорные объекты явилось противоречие между заявленными правами и уже зарегистрированными правами ввиду того, что право собственности закрытого акционерного общества "Фабрика "Раменский кондитер" в установленном порядке на спорные объекты не зарегистрировано, а в ЕГРП имеется запись о праве собственности в отношении спорных объектов за обществом с ограниченной ответственностью "Фабрика "Раменский кондитер", при обращении с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности необходимо было представить заявление второй стороны.
Полагая, что обжалуемые отказы не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделок, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как следует из пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено Законом о регистрации, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
При этом в силу пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В данном случае ЗАО "Фабрика "Раменский кондитер" было реорганизовано в форме присоединения к обществу, о чем заключен договор присоединения от 10.06.2013. На основании передаточного акта ЗАО "Фабрика "Раменский кондитер" передало обществу 13 объектов недвижимого имущества, в том числе и спорные земельные участки.
Общество представило в управление документы и заявления на регистрацию одновременно 13 объектов недвижимого имущества, перечень подлинников правоустанавливающих документов и нотариально засвидетельствованных копий учредительных документов содержится в одной расписке, оформленной на другой объект недвижимости и зарегистрированной заинтересованным лицом в книге учета входящих документов N 01/001/2014, запись N 195.
Таким образом, оригиналы и копии правоустанавливающих документов имелись в распоряжении управления, в связи с чем отсутствовали предусмотренные статьей 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации.
Основанием для отказа также послужило противоречие между заявленными правами и уже зарегистрированными правами собственности на спорный земельный участок.
В соответствии с абзаца 4 пункта 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Как усматривается из материалов дела, общество в управление представило договор о присоединении от 10.06.2013, передаточный акт от 01.09.2013, устав общества, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства.
В качестве документов свидетельствующих о приобретении правопредшественником права собственности на спорное недвижимое имущество (земельный участок) заявителем представлены передаточный акт от 25.03.2013, решение от 21.01.2013 N 01 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Фабрика "Раменский кондитер" о преобразовании в закрытое акционерное общество "Фабрика "Раменский кондитер", устав закрытого акционерного общества "Фабрика "Раменский кондитер", свидетельство о государственной регистрации закрытого акционерного общества "Фабрика "Раменский кондитер".
Таким образом, общество представило в управление все необходимые для государственной регистрации перехода права собственности документы.
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сообщения управления об отказе в государственной регистрации права собственности общества на спорные земельные участки являются незаконными и необоснованными.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делу N А41-17648/14, в том числе Арбитражного суда Московского округа, с участием тех же лиц и исходными обстоятельствами) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2015 по делу N А41-76370/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)